Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная профилактика

4. Духовное развитие: уровне, меры поддержки и активизации


Духовные потребности каждого человека уникальны, а потому путь духовного развития носит индивидуальный характер. Благодаря упомянутой индивидуальности довольно трудно наметить общие подходы, разработать универсальные методы, которыми мог бы пользоваться каждый, поскольку “Духовное понять нельзя, его можно только пережить” (Хейч).
Вместе с тем характерным признаком успешного духовного развития личности следует считать ее трансформацию сознания. Развитие сознания - явление естественное и необходимое для планетарной эволюции. Именно в этом смысле человек становится “венцом природы” и в корне отличается от животного мира.
Однако, индивидуальность каждого человека предполагает наличие естественной дифференциации уровня его сознания. В координатах времени жизни принято делить на периоды детства, юности, зрелости и старости, однако развитие сознания не всегда напрямую связан с названными временными ориентирами и может быть рассмотрена как достаточно независимый процесс внутреннего, духовного прогресса. По мнению Е. Канта, “многие остается “несовершеннолетним” в течение всей жизни”. С другой стороны, очевидно, что высоко сознательная личность стремится к реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей.
Таким образом, развитие (расширение) сознания прямым образом соотносится с трансформацией доминирующих потребностей и ценностей человека в направлении от низших до высших. Согласно приведенной схеме (подобная классификация встречается во многих работах) человеческое сознание имеет конкретный путь своего развития от первого уровня - эгоцентризма до уровня духовных ценностей.
- Уровень духовного сознания (космических ли бутгєвих ценностей).
- Уровень общечеловеческих ценностей.
- Уровень общественных, гражданских, национальных ценностей.
- Уровень семейных (родовых) ценностей.
- Уровень эгоцентрической ограниченности.
Первый степень развития сознания - эгоцентризм - характерен для ребенка, которая требует от окружающего мира внимания, заботы, любви. Начальный шаг осознание является отделение человека от окружающей как необходимое условие будущего индивидуального развития. Во время этого отделения самыми актуальными для ребенка становятся слова: “я”, “мне”, “я сам”. Этот уровень можно назвать уровнем подавляющего любви к себе, но если человек остается на первом уровне сознания в течение последующей взрослой жизни, ее принято называть эгоистичной.
В процессе перехода на второй уровень возрастает значение забота о самых близких людей - родителей, братьев и сестер, родных. Для второго уровня сознания приоритетные ценности и потребности - это ценности и потребности своей семьи. Ребенок, подрастая, берет на свои плечи решение семейных проблем, то есть, мировоззрение расширяется до семейного круга. Выражение “хороший семьянин” имеет непосредственное отношение к этому уровню.
Дальнейшее расширение мировоззрения человека способствует осознанию того факта, что ее личная жизнь и жизнь семьи тесно связаны с жизнью общества, нации. Следовательно, улучшение общественной жизни положительно скажется и на жизни семей, из которых состоит общество. Благодаря осознанию этого факта (что, к сожалению, случается не так часто) человек “переходит” на третий уровень - к общественной активности, государственного патриотизма, национального сознания. Это, конечно, не означает, что ее перестают беспокоить семейные или собственные проблемы, однако в случае необходимости человек может отодвинуть их на второй план, жертвуя личным ради общественного.
Следующий, четвертый уровень - это уровень способности к пониманию каждого человека, независимо от ее национальных признаков. Принятие каждого человека как индивидуальности, признание права каждого на собственные убежден, осознание факта, что человечество - единый взаимосвязанный организм, в котором каждый выполняет свою важную роль, характеризуют уровень общечеловеческих ценностей. Этот уровень сознания освобождает человека из замкнутого круга “мое - чужое”, “друзья - враги”. Основным принципом, что характеризует мировоззрение четвертого уровня, может быть так называемое «золотое правило» . Христа: “не делай другим того, чего не хочешь себе”.
Однако, человек не отделена от природы, космоса, планетарного жизни. Все космические процессы непосредственно влияют на человечество, и понимание этого факта расширяет сознание человека к космического, духовного масштаба. А.ФЛосєв видит дух в “совокупности и сосредоточении всех функций сознания, которые возникают как отражение действительности”. Следовательно, не будет ошибкой назвать высший уровень сознания “духовным уровнем”. Духовный уровень сознания человека характеризуется пониманием, что Вселенная - тоже единый организм, а Земля со всеми существами, которые ее населяют, - его неотъемлемая часть. Из этого следует и соответствующее отношение ко всем живым существам Вселенной как к самому себе. Таким образом, развитие сознания имеет определенную закономерность: от неосознанной единства с материнским организмом путем духовного развития человек доходит сознательной единства с Организмом Вселенной, возвращаясь к отправной точки собственной жизни, но на качественно новом уровне. СЛ.Рубїнштейн справедливо замечает, что “Сознание человека... превращается... в самосознание мира; мир осознает себя через человека”.
Г.С.Сковорода разделяет уровне человеческого сознания преимущественно на обыденный и философский. Согласно его воззрениям для философского сознания характерно чувство вечного, всемирного, "постижение першоначала". Путем до этого уровня Г.С.Сковорода считает самопознания, постепенное расширение сознания, которое приводит человека к другому, духовного рождения. Подробное описание духовной прозрение философ отразил в курсах психологии Киево-Могилянской Академии. Состояние высшего сознания не рассматривается как экстаз самозабвения, а наоборот, как осознание собственного места в Бытии.
В чем же заключается сущностная отмена между приведенным на рисунке уровнями сознания? Качественная отмена характеризуется пределами мировоззрения, направленности стремлений и потребностей человека: на первом уровне потребности направляются на себя, несмотря на запросы окружающих, а на пятом - человек получает естественную радость и удовольствие от самоотдачи, от помощи другим. В свою очередь, определенный уровень сознания характеризуется способностью к ответственности, что является важным признаком развитого человека. Понятно, что в процессе дальнейшего развития такая способность будет повышаться - расширение сознания приводит и к расширению круга ответственности.
Одним из критериев воспитанности ребенка принято считать его поведение. Выход за определенные очерченные границы в поведении расценивается как ее нарушение, учитывая что вся система воспитания была направлена на то, чтобы поведение учеников практически не отличалась. Безусловно, успешность учебно-воспитательного процесса зависит от дисциплинированности школьников, но реальная жизнь нередко доказывает, что ученики, поведение которых в школьные годы не отличалась высокой дисциплинированностью, достигали в будущем значительных творческих успехов в сфере науки, техники, искусства и т. д. Таким образом, внутренняя энергия трансформирована в творческий потенциал, может приносить значительную пользу.
Наиболее разрушительное влияние на творческую способность человека имеют:
- жесткие внешние границы;
- однотипность и монотонность;
- условия, которые подавляют инициативу - то есть все то, что называется в народе “серой обыденностью”.
Следует признать, что дети и подростки пытаются любым способом сохранить свой внутренний творческий потенциал. Они стремятся к “острых ощущений”, захватывающих впечатлений, высокоэмоциональных состояний, поскольку такие состояния имеют максимальную стоимость с точки зрения получения жизненного опыта. С этими состояниями, в частности, связано ощущение “ускорение времени”, когда, например, захватывающий кинофильм кажется слишком коротким.
В случае монотонности учебно-воспитательного процесса, однотипности его элементов, отсутствие творческого подхода ученики пытаются освободиться от его влияния (проблемы посещение уроков) или “внести разнообразие” в сам процесс (проблемы неудовлетворительного поведения).
В методическом арсенале системы воспитания прошлого разработано немало административных средств для ограничения поведения учащихся, однако гораздо меньше внимания уделялось превращению учебно-воспитательного процесса не только информационную, но и в эмоционально-целостную систему. Через это не обучены восприятию высших эмоциональных состояний, подростки освобождаются от школьной повседневности через создание острых эмоциональных ситуаций, которые принято называть отрицательными (драки, хулиганство и т. п.).
Дифференциация субъективных эмоциональных состояний человека:
Высшие эмоциональные состояния
Будничность
Ниже эмоциональные состояния



Назад