Электронная онлайн библиотека

 
 Социальная профилактика

5. Создание условий для духовного развития человека


Бесспорно, важным фактором внутреннего прогресса является разумно направлены усилия личности, воля к самовоспитанию, однако скорость перехода на каждый последующий степень зависит и от условий социума. Очевидно, что каждое общество нуждается в гражданах с высоким уровнем сознания, способных мыслить и действовать на общее благо, а поэтому важной задачей системы образования является активная помощь ученикам в расширении сознания, в процессе духовного развития. Отсутствие в педагогических работников специальных знаний относительно динамики расширения сознания, этапов духовного развития личности не только усложняет процессы духовного становления учащихся в учебных заведениях, но и ухудшает психологический микроклимат в коллективе, увеличивает вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
В повседневной жизни мы постоянно встречаемся с людьми, которые имеют разную степень сознания и, как показывает практика, высокие идеалы и стремления нередко остаются непонятными для ограниченного мировоззрения, следствием чего становится ирония, сарказм, презрительное отношение, В свою очередь для личности, стремящейся к полноценной самореализации, высокие идеалы, буттєві ценности имеют доминирующее значение.
Каким образом помочь учащимся в процессе самореализации в условиях школы? 1. Для решения этой проблемы необходимо создать в учебных заведениях эффективную систему поддержки и активизации духовного развития молодежи. В то же время следует учитывать, что потребность в развилку духовного потенциала чувствует не каждый человек. Поэтому корректно вести речь не только об обязательности привлечения к духовных ценностей, а о предоставлении адекватной возможности развития тем ученикам, которые чувствуют и осознают такую потребность.
2. Критерием необходимости и полезности в данном случае может быть заинтересованность детей, направленность их интересов к духовности.
3. Основные направления этой работы должны учитывать возрастные особенности школьников и связанные с этим потребности, а содержательная часть может включать в себя апробирован и соответственно адаптировав многовековой опыт человечества, гармонично сочетается с современными достижениями в сфере науки, культуры, искусства и философии.
4. Во многих духовных традициях большое значение для духовного прогресса учащихся предоставлялось наличии духовного учителя, наставника, личность которого является непосредственным образцом для последователей. Такой наставник в трудное время жизненной неопределенности помогает понять собственные ошибки, объективно определить свое положение, начертить вместе пути дальнейшего развития, подсказать эффективные методы личного самосовершенствования. В то же время настоящий наставник никогда не привязывает ученика к собственной личности, а наоборот, направляет его к самостоятельному развитию.
5. К сожалению, практика духовного наставничества на протяжении длительного времени существовала только в религиозной традиции, что не давало возможности получить соответствующую помощь тем, кто не чувствовал в себе религиозных поездов и стремлений.
6. На современном этапе функцию помощи учащимся в процессе самовоспитания все активнее берет на себя школьная психологическая служба. Дополнения методического арсенала школьного психолога духовными методами и подходами имеет существенно способствовать духовному развитию школьников.
7. Для активизации индивидуальной потребности в духовном развитии представляется необходимым ознакомления учащихся с универсальной системой духовных знаний, бесценным опытом прошлых поколений и, в частности, тех представителей человечества, которые достигли уровня духовного сознания и оставили своим потомкам ценные подарки - духовные учения.
8. С этой целью используется факультативный курс «Психология развития» для старшеклассников.
9. Особенно благоприятной атмосферой для духовного развития школьников является атмосфера доброжелательности, возвышенности. В этом плане творчество представляет собой прочный фундамент духовности. Как привлечь всех без исключения детей в к процессу постоянного творчества? Решение этой проблемы помогло бы каждому учащемуся почувствовать собственную неповторимость.
Практические меры по созданию условий для духовного развития учащихся в условиях школы.
- Дополнения методического арсенала психологической службы духовными методами и подходами.
- Введение специального факультативного курса “Психология развития” для учеников.
- Использование методики раскрытия творческого потенциала школьников через проведение Праздников творчества.
Жизненная практика доказывает, что отсутствие возможности дальнейшего развития, в частности духовного, неизбежно приводит к деградации, к возвращению на низшие, эгоистичные уровне сознания. Безусловно, кризисные явления в обществе соотносятся с уровнем сознания граждан, с их ментальностью. Новое поколение, с которым во все времена связываются надежды на улучшение общественной жизни, должно выделяться интеллигентностью, высоким уровнем сознания.



Назад