Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

1.2. Суть, содержание менеджмента и управления


Любым предприятием - то ли промышленным гигантом, или семейным магазином необходимо управлять. Когда говорят "управление предприятием", имеют в виду действия его руководителя, которые направлены на достижения некой определенной цели.

Сегодня руководителей предприятий все чаще называют словом "менеджер", а то, чем они занимаются, - менеджмент. Что же означает слово "менеджер"? С самого начала англичане употребляли это понятие в управлении ... лошадьми. Слово "менеджмент" означает "искусство верховой езды". В современном значении слова "менеджер" и "менеджмент" появились лишь тогда, когда хозяева предприятий поняли, что очень выгодно не самим управлять собственным имуществом, а привлекать к этому профессионалов, специально отобранных и обученных такой работе. Именно им, талантливым специалистам, которые работают по найму, стали поручать главная задача предприятия - получение высокой прибыли. Задача не легче, чем управление норовистым конем. Стоит отметить, что за этот тяжелый труд не жалели высокой награды. Менеджер и сейчас одна из профессий, которая наиболее щедро оплачивается в развитых странах.

Следовательно, менеджер - это руководитель-профессионал, работающий по найму и специализируется на приумножении прибыли. То есть - это руководитель предприятия в рыночной экономике.

С легкой руки американцев, английское слово менеджмент стало известным сегодня практически каждому образованному человеку. Что же означает этот термин "менеджмент"? Почему мы одалживаем его, а не пользуемся словом "управление"? Речь идет не только и не столько о слова. Употребляя термин "менеджмент", мы идем по традиции, которая давно установилась в международных изданиях по теории управления, которая подразумевает определенный круг явлений и процессов. В практике, которая сложилась в отечественной научной литературе по управлению, менеджмент уже более 30-ти лет используется как синоним капиталистического управления. И главное - управление не заменяет "менеджмент", потому что в последнем речь идет только об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании.

Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает следующее толкование "менеджмента":

а) способ, манера отношение к людям;

б) власть и искусство управления;

в) особый род умение и административные навыки;

г) орган управления, административная единица.

В упрощенном понимании менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент - функция, вид деятельности по руководству людьми в различных организациях.

Менеджмент - это также отрасль человеческих знаний, которые помогают осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент, как собирательное от менеджеров, - это определенная категория людей, которые осуществляют работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно четко осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что эта деятельность превратилась в профессию, отрасль знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой людей - в весьма влиятельную общественную силу.

Менеджмент следует рассматривать как совокупность рациональных методов и организационных рычагов управления капиталистической фирмой или корпорацией.

П. Друкер, американский авторитет в области менеджмента, дает такое объяснение. Термин "менеджмент" исключительно трудный для понимания. Во-первых, он специфически американского происхождения и вряд ли может быть переведен на другую язык, в т. ч. английский. Он означает функцию, а также людей, которые ее выполняют; он указывает на социальное или должностное положение; и в то же время означает учебную дисциплину, отрасль научного исследования. Однако даже в американском употреблении неадекватный менеджмент как понятие: в организациях, не имеющих отношения к бизнесу, как правило, не говорят о менеджменте и менеджеров.

Сегодня большинство американских теоретиков менеджмента высказывают мнение, что государственные и публичные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если только они хотят достичь своих целей при минимуме затрат и максимуме эффективности.

Менеджмент - это не только академическая дисциплина или участок профессиональной специализации работников, но и сфера деятельности, а также источник существования привилегированных социальных групп.

В функциональном плане менеджмент наиболее часто определяют как процесс, с помощью которого группа людей, которые сотрудничают, направляет свои действия в общих целей.

Как самостоятельный вид профессиональной деятельности менеджмент возможен только на базе рынке, который сложился и развился: он является управленческим механизмом, который встроен в рыночную экономику. Услуги менеджеров предлагаются деловым организациям, заинтересованным в профессиональном и грамотном администрировании на контрактной основе. Рынок предоставляет менеджерам известную независимость как перед владельцами капитала, так и перед авторитетом правительственных чиновников, ибо риск и неопределенность, как сопутствующие любой рыночной операции, формируют у менеджеров самостоятельность и ответственность за то, что они делают, способствуют совершенствованию их профессионализма.

По своей организационной природой менеджмент - орган корпорации, где место индивидуальной частной собственности занимает более усуспільнена - акционерная собственность.

А что такое управление? Точно никому не известно. Судите сами: один дотошный аспирант насчитал около трехсот высоконаучных определений управления. Все они приведены в серьезных книгах, и все совершенно разные. Но в этих определениях проходит одна правильная мысль: для того, чтобы управлять, нужно, во-первых, влиять и, во-вторых, видеть цель этого воздействия.

В некоторых справочниках говорится, что управление - это прежде всего руководство людьми. Следует заметить, что в словарях руководство и управление тождественные понятия.

В одном документе по управлению производственными предприятиями и объединениями отмечено, что управление - это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности предприятия, направленных на достижение главной цели. Следовательно, решение - это основной продукт управленческой деятельности.

Сейчас очень много производственной и нормативной информации, и суть управления в том, чтобы целенаправленно ее переделать. Это основное открытие принесенное в мир наукой кибернетикой в середине XX века.

К чему же мы пришли? Есть одна притча о том, как группа слепых встретила слона и решила разобраться, что это такое. Люди обступили большое животное и начали ее ощупывать с разных сторон. А потом собрались в круг и начали делиться впечатлениями. "Слон - как змея," - сказал один (тот, что ощупывал хвоста). "Нет, - сказал другой, - слон - как толстое дерево" (он подержался за ногу). Кому показалось, что слон похож на костяной посох (впечатление от бивня), толстую пожарную кишку (хобот), даже дирижабль (живот). Но мы же знаем, что слон - это ни то, ни другое, ни третье. Но все ощущения в совокупности - это и есть слон. Так и управления. И ошибается тот, кто считает, что управление - это воздействие на коллектив или принятия решений. Это правда, но не вся. Ведь слон - это не только хвост или бивень.

Следовательно, управление - это воздействие на коллектив, который направлен на достижение цели, и необходимые для этого взаимосвязанные меры; организация, рычаги и регулирования этого процесса с помощью обратной связи; руководство людьми, разработка, принятие и реализация решений; лучшее распределение ресурсов и целенаправленная переработка информации и т.п. Все это в совокупности, в неразрывной связи и взаимодействии составляет управления.

Содержание понятия "менеджмент" можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.



Назад