Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

1.3. Менеджмент как система научных знаний и как искусство управления


Менеджмент как профессия, как отрасль знаний становится интернациональным. Изучение опыта управления каждой страны, передача этого опыта - дело очень ценная и полезная. Ведь это позволяет не только понять, как вести бизнес за рубежом, но и научиться избегать ошибок в ситуациях, которые не встречались ранее в прошлом, но они могут возникнуть в будущем. История чужого успеха или неудачи тоже бывает поучительная. Научные и эмпирические обобщения, разработка общих принципов эффективного управления, типизация его различных форм и условий их применения становится предметом серьезной работы научных работников, всех тех, кто продвигает вперед управленческую мнение.

Вместе с тем следует помнить, что менеджмент - это самостоятельная отрасль знаний, которая требует вдумчивого освоения. Это отдельная дисциплина, а точнее - междисциплинарная отрасль, которую правильнее назвать "управленческой мнением", сочетающий в себе науку, опыт, "ноу-хау", которые приумножены управленческим искусством. На управленческую мнение влияют достижения многих наук, и эволюция управления как раз и заключается в использовании этих достижений для решения главной проблемы - как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, которые производят продукцию (оказывают услуги) и используют самые разнообразные ресурсы.

Под научными основами управления понимают систему научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.

Первым этапом методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Потом была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересованности работников в повышении производительности труда и росте объема производства.

В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это теория научного управления, теория административного управления, теория управления с позиций психологии и человеческих отношений, теория управления с позиции науки о поведении.

Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX века. ее основоположником был Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Благодаря разработке этой концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований было доказано, что методы, которые используются в науке и технике, могут эффективно использоваться в практической деятельности организации для достижения намеченных целей.

Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, которые имеют определенную иерархию. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизированы, чтобы более эффективно достигать ее целей. Эта концепция получила также название классической школы управления.

Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы при помощи других людей". Исследования, проведенные психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые не могут удовлетвориться деньгами.

Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная теория, которая получила развитие в 60-е годы. ее основное кредо - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда - исследования различных аспектов социального взаимодействия: мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства. Основная цель этой концепции - это попытка помочь рабочему создать собственные возможности на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.

В основе менеджмента как концепция рыночного управления лежит объективный процесс доусуспільнення производства, в результате которого в крупных фирм появилась возможность влиять на рынок, осуществляя его передел, влиять на характер и механизм экономических отношений, регулирующих связи между рынком и производителем.

Менеджмент как концепция рыночного управления направлен на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий. Реализация менеджмента в практической деятельности фирм выступает как система управления.

Следовательно, менеджмент регулируется законами развития рынков системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности фирмы в рыночных условий, которые меняются.

Кроме того, существуют три научных подходы к управлению, которые получили развитие в современных условиях: подход к управлению как к процессу, системный подход, ситуационный подход.

Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс, в котором деятельность направлена на достижение целей организации и рассматривается не как одновременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления (планирование, организация, распорядительный влияние, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала).

За системного подхода руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях среды, которое меняется.

За ситуационного подхода пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует много факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то не существует единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который наиболее соответствует данной ситуации. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые влияют на функционирование организации в настоящее время. используя ситуационный подход, руководители могут понять, какие методы и средства будут лучше действовать, чтобы достичь целей организации в конкретной ситуации. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые влияют в каждой конкретной ситуации.

Менеджмент рассматривается с разных точек зрения.

1. Менеджмент как организация управления фирмой, которая осуществляет любые виды предпринимательской деятельности, направленные на получение прибыли (предпринимательского дохода). Содержание менеджмента, таким образом, заключается в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.

2. Менеджмент как орган управления. Обычно под организацией понимается структура (состав) производственных подразделений, в рамках которых проводятся мероприятия, которые сознательно координируется и направлены на достижение общих целей. Организация - это своего рода анатомия предприятия, управления - его физиология. Или организация - это статика дела, управления - его динамика.

Во органом управления часто понимают руководство, которое представляет фирму и действует от ее имени.

3. Менеджмент как различные уровни аппарата управления. Крупная фирма имеет в своем аппарате три уровня, каждый из которых в своем названии английском языке имеет слово "менеджмент".

На западных предприятиях различают:

- топ-менеджмент - высшее звено управления (генеральный директор и другие члены правления);

- мидл-менеджмент - среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов);

- ловер-менеджмент - ниже звено управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений).

4. Менеджмент - специфический орган функционирующего коммерческого предприятия. Предприятие может действовать только через свои органы, то есть через руководство или менеджмент. Разница менеджмента делового предприятия от других видов управления обусловлена целью такого предприятия. Задачей управления является производство товаров или предоставление услуг, иными словами - удовлетворение социальных потребностей или потребностей клиентов через рынок.

В отличие от других видов менеджмента, производственный менеджмент во всех своих решениях должен руководствоваться экономическими результатами деятельности. Любое решение, которое принимается в области производственного менеджмента, - это меры экономического характера.

Менеджмент, скорее всего, - практическая деятельность, чем наука или профессия, хотя он обнимает и то и другое. Его задача - сначала сделать желаемое возможным, а затем и реальным.

Если раньше успешным менеджером был тот, кто быстрее всех реагировал на изменение ситуации на рынке, то сейчас им считается специалист, который не только активно реагирует на изменения на рынке, но и сам меняет рынок, создает для своего предприятия новые рынки.

Главное в менеджменте - ставить цели, которые отвечают интересам предприятия, делают его рентабельным. Менеджмент позволяет предприятию быть больше, чем сумма его отдельных компонентов - капитал и сотрудники. Ведь предприятие - это прежде всего люди. Поэтому менеджмент связан именно с организацией работы людей.

5. Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Любая ситуация, которая возникла в процессе управления, является задачей для руководителя - менеджера и требует от него принятия решений относительно изменения цели и программы действий. Любое управленческое решение является результатом обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды.

Принятие решений - прерогатива менеджеров всех уровней, которые имеют соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принятое решение с точки зрения лиц, которые отвечают за доведение решения до исполнителей и лиц, которые обеспечивают контроль выполнения.

Анализ информации и принятия на ее основе управленческих решений составляют технологию менеджмента.

В управленческой деятельности выделяют субъект и объект управления.

Субъектом управления может быть отдельный человек или группа людей. К субъектам управления относятся также соответствующие общественные институты (организации, учреждения), работники аппарата управления.

Субъект управления должен:

- обладать способностью сознательно определять цели;

- разрабатывать и выбирать способы влияния и средства достижения принятых целей;

- обладать способностью регистрации самого факта достижения цели;

- осуществлять процесс управления.

Субъектами управления не могут быть предметы неживой природы.

Объектом управления опять-таки выступает человек в процессе ее производственной деятельности. Объект управления всегда имеет конкретные значения, свои свойства и характеристики.

Объект управления - это управляемая звено, элемент системы правления, который воспринимает действие управления со стороны других элементов. В производственных системах объекты управления организационно обособленными подразделениями, участками, цехами, филиалами предприятий.

С помощью управленческого труда осуществляется взаимодействие между субъектом и объектом управления, которая реализует управленческие отношения. Чтобы такое взаимодействие было эффективным, необходимо выполнение целого ряда условий:

1. Субъективное и объективное управления должны соответствовать друг другу. Без такого соответствия будет трудно реализовать их потенциальные возможности. Субъективное и объективное управления должны быть совместимыми в процессе функционирования. Если руководитель и подчиненный психологически несовместимы, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые негативно повлияют на результаты работы.

2. В рамках единства субъективного и объективного управления последние должны иметь относительную самостоятельность. Субъективное управления не в состоянии предусмотреть все интересы объективного и возможные варианты его действий в той или иной ситуации, особенно, если она непредсказуема. Субъективное управления может задержать по тем или иным причинам именно решение, что влечет за собой потерю времени и все связанные с этим негативные результаты для объективного управления. Если объектом управления выступают живые люди, которые имеют свои собственные интересы, стремления, взгляды на ситуацию, они должны иметь возможность реализовать их на практике. При отсутствии такой возможности люди перестанут проявлять активность или предпримут все меры, чтобы добиться своего. Если всего этого не учесть, последствия могут быть непредсказуемыми.

3. Субъективное и объективное управления должны взаимодействовать между собой, основываясь на принципах обратной связи и реагируя определенным образом на управленческую информацию, полученную друг от друга. Такая реакция служит ориентиром для корректировки следующих действий, которые обеспечивают адаптацию субъективного и объективного управления не только к изменениям внешней среды, но и к новому состоянию друг относительно друга.

4. Как субъективное, так и объективное управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии: одно - давать необходимые команды, другое - обеспечивать их своевременное и точное выполнение. Возможность субъекта управлять обусловлено готовностью объекта выполнять команды, которые поступают. То есть степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления, что вытекает из потребностей его объекта.

В сегодняшней практике нередко применяется закон Х.Л. Менкена: "Кто умеет - работает, кто не умеет - учит других, кто не может учить - управляет, кто не умеет управлять - правит".

Действительно, в руководящее кресло пытаются сесть технологи и конструкторы, художники и врачи, артисты и политические деятели. В одних нечто выходит, других постигнет неудача. Почему так получается? Необходимость найти ответы на эти вопросы развила такую отрасль человеческих знаний, как управление.

Сегодня существует две точки зрения на эту отрасль знаний. Люди, которые имеют склонность к системного анализа и обобщения, представляют науку управления как науку о сложные системы, их характеристики и классификации. Прагматики, которые строят свои выводы на здравом смысле, опыте или интуиции, не отвергая научности управления, используют термин "искусство управления".

Управленческая мысль XX в. делает особый упор на преобразование управления в науку. Лютер Г'юмек, теоретик в области управления, заявляет, что оно становится наукой потому, что, во-первых, систематически изучает явления, которые можно сгруппировать в различные теории; во-вторых, пытается на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей; в-третьих, сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества. Основа любой науки - это возможность объективно измерить явления, которые изучаются. Многие процессы в управленческой практике трудно поддаются измерению вследствие того, что отсутствует механизм их описания и анализа. Это дает возможность руководителям-практикам утверждать, что управление является скорее искусство, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве могут овладеть только люди, которые имеют к этому талант.

О том, что управление - это сложная наука, говорит главный аргумент научности - наличие его общих принципов, которые определяют различные аспекты управления системами, а также собственная методология и конкретные методики осуществления процесса управления.

Существенный вклад в развитие теории управления внесли математика, статистика, инженерные науки, которые помогли смоделировать, оптимизировать или количественно обосновать управленческие явления, которые ранее не поддавались измерению.

С появлением экономико-математических методов и ЭВМ наступила эра перехода от качественного описания управленческих ситуаций, которые возникают, к их количественного анализа и обоснования. В настоящее время в науке управления идет замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Это доказывает, что управление - это наука, хотя и достаточно молодая.

Любая наука имеет свой предмет исследования. В данном случае к предметам, которые изучаются наукой управления, относятся явления и процессы, характерные для определенного класса систем.

Искусство управления. В управлении, как и в любом виде человеческой деятельности, есть нечто такое, что не поддается количественному анализу. Это "нечто такое" относится к искусству управления. Обоснование искусства управления, которым обладают только отдельные люди, является частицей науки управления. С другой стороны, овладеть искусством любой профессии, в том числе и профессии управленца-менеджера, можно только с помощью познания науки управления.

Выдающийся менеджер нашей эпохи Ли Яккока, пройдя через сложный и интересный путь познания науки и практики управления, смог сформулировать такие подходы к овладению искусством управления:

1. Умение контактировать с людьми - вот все и вся.

2. Чтобы иметь успех в бизнесе, как и везде, самое основное - это уметь сосредоточиться и рационально использовать свое время.

3. Тому, кто хочет стать специалистом в области решения любых задач в бизнесе, необходимо прежде всего научиться определять приоритеты.

4. Необходимо регулярно задавать несколько вопросов своим ведущим работникам:

- Какие задачи Вы ставите себе на ближайшие три месяца?

- Каковы Ваши планы, приоритеты, надежды?

- Что Вы собираетесь сделать для их осуществления?

5. Регулярно, раз в три месяца, каждый менеджер должен сесть за стол рядом со своим непосредственным руководителем, чтобы подвести итоги сделанного и определить цели на следующий квартал.

6. Должен быть порядок письменного изложения любой идеи - это первый шаг к воплощению ее в жизнь.

7. Иногда необходимо пойти на риск, а потом исправлять ошибки, которые были допущены.

8. Важнейшие решения в корпорациях фактически принимаются не коллективными органами, не комитетами, а отдельными лицами.

9. Менеджеры должны не только уметь принимать своевременные решения, им принадлежит также роль мотиватора.

10. Единственный способ настроить людей на энергичную деятельность - это общаться с ними.

11. Если хотите похвалить человека, сделайте это в письменной форме, а когда хотите его выругать, лучше сделайте это по телефону.

12. Не старайтесь выполнять работу, которую должны делать другие.

13. Главной причиной, по которой способные люди не могут сделать карьеру, является то, что они плохо контактируют со своими коллегами.

14. Большинство людей не читает вполне газетные материалы, а ограничивается заголовками и подзаголовками. Отсюда следствие - те, кто их формулирует, имеет большое влияние на восприятие новостей читателями.

15. Единственное, чем обладает человек, - это способность размышлять, это ее здравый смысл. Это ее единственное реальное преимущество перед обезьяной.

16. Ошибки делают все. Беда в том, что большинство людей просто не хочет их открыто признавать.

17. Если действительно веришь в то, что ты делаешь, стоит настойчиво добиваться своего даже перед препятствиями, которые возникают.

Эти правила успешного управления могли появиться только в результате научного обоснования опыта, инструментом которого является существующая теория управления и результаты научных исследований.



Назад