Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

1.4. Менеджеры и предприниматели - ключевые фигуры рыночной экономики


Все организации имеют некоторые общие характеристики, в т. ч. необходимость управления. Поэтому не удивительно, что управленческая работа также имеет много общих характеристик. Хотя организации, сферы и ответственность могут различаться, работы руководителей различных уровней имеют много общего.

Касаясь содержания работы менеджера, можно найти одну общую черту управленческой работы: роли руководителя. Роль, по определению Минцберга, - "это набор определенных правил поведения, которые соответствуют конкретному учреждению или конкретной должности". Именно так, как герои в спектакле имеют свои роли, что змушують. их вести себя таким образом, так и менеджеры занимают определенные должности как руководители определенных организационных подразделений, и именно это определяет их служебную поведение. Личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, берут на себя руководители в разные периоды. Он классифицирует их в рамках трех больших категорий: межличностные роли, информационные и роли в принятии решений. Роли не могут быть независимы друг от друга, наоборот, они взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого.

Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействия с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационную роль и действовать как центр обработки информации. Принимая на себя міжособову информационную роль, руководитель способен выполнять роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, ведение переговоров от имени организации и другие. Все эти 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.

Что это за роль?

Межличностные роли - главный руководитель, лидер, связующее звено.

Информационные роли - тот, кто принимает информацию, распространитель информации, представитель.

Роли, связанные с принятием решений, - предприниматель, тот, кто распределяет ресурсы, ведет переговоры, устраняет нарушения.

Вертикальное разделение труда в результате образует уровне управления. Независимо от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории: руководители (управляющие низшего звена) или операционные управляющие, руководители (управляющие) среднего звена и руководители (управляющие) высшего звена.

Руководители низшего звена, младшие начальники, операционные руководители - это организационный уровень, который находится непосредственно над рабочими и другими работниками. Младшие начальники, мастера, контроллеры в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения информацией о правильности выполнения этих задач. Они отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Работа руководителя низшего звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одного задания к другому.

Руководители среднего звена. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Характер работы руководителя среднего звена очень меняется от организации к организации и даже внутри одной организации. Они часто возглавляют крупные подразделения или отделы в организации. Характер их работы в значительной степени определяется содержанием работы подразделения.

Руководители звена является буфером между руководителями высшего и низшего звеньев. Они готовят информацию для решений, которые принимают руководители высшего звена.

Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом. Руководители высшего звена, которые успешно действуют в крупных организациях ценятся очень высоко, и их труд хорошо оплачивается. Работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения, поэтому она является очень напряженной и большой по объему.

Основой высокой результативности многих предпринимательских структур является профессиональный характер управленческой деятельности. Профессиональных руководителей здесь называют менеджерами. Профессор И.С. Завадский дает такое определение менеджера.

Менеджер - это руководитель (директор, администратор, управляющий и т.д.), который имеет специальную управленческое образование и отвечает за разработку и принятие решений по организационным вопросам менеджмента. В отличие от надзорных и контрольных органов, менеджер всегда наделяется исполнительной властью и несет полную ответственность за возглавляемую участок работы. Менеджер рассматривается как профессиональный руководитель, как представитель особой профессии, а не просто юрист, экономист или инженер, который осуществляет управленческие функции. Менеджер не только имеет специальную управленческую подготовку, но, независимо от страны, должен знать английский язык, как это принято для некоторых видов морского транспорта, авиалайнеров.

Профессионализм менеджера заключается в наличии знаний и навыков в области менеджмента, маркетинга и организации производства, способности к работе с людьми в условиях ее конкурентной среды.

С развитием рыночной экономики, кроме термина "менеджер", начали широко использоваться термины "бизнесмен" и "предприниматель", между которыми есть существенные различия. Менеджер занимает некую постоянную должность, и в его подчинении находится та или иная количество исполнителей. В отличие от менеджера, бизнесмен, как правило, не занимает никакой постоянной должности, у него нет подчиненных. Бизнесмен - это прежде всего деловой человек, занимающийся предпринимательской деятельностью, направленной на получение прибыли, берет на себя риск и несет при этом ответственность собственным капиталом.

Бизнесмен - это тот, кто владеет капиталом, что находится в обороте, приносит прибыль. Им может быть деловой человек, в подчинении которой нет подчиненных, она не занимает никакой постоянной должности в организации, но является обладателем ее акций и может быть членом ее правления.

Бизнес - это дело, деловая активность, направленная на решение задач, связанных в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товаров и услуг между экономическими субъектами рынка, с использованием форм и методов конкретной деятельности, которые сложились в рыночной практике.

Бизнес делается ради получения дохода (прибыли) от результатов деятельности в самых разных сферах - производстве и торговле товарами и услугами, банковской и страховой делам, при проведении транспортных, арендных и много других операций как видов деятельности.

Бизнес - понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность, поскольку к бизнесу принадлежит осуществления любых одноразовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности, которые направлены на получение дохода.

Субъект в бизнесе называется бизнесменом или коммерсантом.

Статус коммерсанта признается законом за лицом, деятельность которой характеризуется такими признаками: заключение сделок, осуществления других хозяйственных операций в виде предпринимательства; осуществление предпринимательской деятельности от своего имени, то есть как самостоятельного экономического субъекта рыночных отношений.

Бизнесмен вкладывает в дело деньги, а после завершения дела или некоторого делового цикла получает деньги обратно с прибылью.

Бизнес - это сначала организация производства, экономическая деятельность, а потом уже, собственно, работа денег.

Предприниматель - это лицо, которое вкладывает собственные средства в организацию дела и принимает на себя риск, связанный с его результатами, организацией нового предприятия с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, которые предлагаются обществу, а также полную ответственность за конечные результаты деятельности. Предприниматель осуществляет хозяйственную деятельность от своего имени и на свой риск. Важно понимать, что слова "предприниматель" и "менеджер" не синонимы.

Поскольку все предприниматели активно участвуют в формировании целей предприятия или организации и управляют этой организацией в начале ее деятельности, то всех их можно считать менеджерами.

Предпринимательская деятельность осуществляется на постоянной основе, а не на основе одноразовых сделок.

Предпринимательская деятельность направлена на:

- достижение коммерческого успеха, получения прибыли или предпринимательского дохода;

- лучшее использования капитала: собственности, иного имущества, финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов.

Но нет ничего удивительного в том, что выдающийся предприниматель становится не очень эффективным менеджером. Организации, которые создают предприниматели, в конечном итоге даже могут распадаться. И причиной может быть плохое руководство, а не плохие идеи.

Выделяют линейных и функциональных менеджеров. До линейных менеджеров принадлежат руководители, которые направляют, координируют и стимулируют деятельность участников производственного процесса (директор, начальники производств, цехов, мастера).

К функциональных менеджеров принадлежат специалисты, которые самостоятельно управляют инженерно-техническими, планово-экономическими, социальными и другими функциональными службами (главные специалисты, начальники отделов, бюро, руководители секторов, групп и т.п.).

В деятельности функциональных и линейных менеджеров любого уровня есть свои специфические особенности. Функциональный руководитель действует в условиях жесткой нормативно-регулируемой деятельности. Регуляторами могут выступать должностные лица и технологические нормативы деятельности, а также специальные знания, необходимые для их реализации.

Линейный руководитель ввиду отсутствия нового стандартного перечня задач в своей деятельности использует свои личные качества как основное средство. Другими словами, функциональный менеджер работает, как правило, в рамках технологического типа деятельности, а линейный - чаще действует в нестандартных ситуациях. Целевая установка в профессиональной деятельности также различна: если линейный руководитель меняет организационные ситуации, то функциональный закрепляет нормативные характеристики любого типа деятельности, которые уже есть.

Имеет свои особенности и карьера этих двух типов менеджеров. Отмечено, что движение специалистов в рамках линейной структуры производства (мастер - начальник участка - начальник цеха - директор, председатель) формирует более решительных и ответственных руководителей, а в рамках функциональной структуры (инженер - руководитель группы - начальник отдела - главный специалист) более осторожных руководителей, но таких, которые знают дело, то есть высококвалифицированных специалистов.

Менеджеры осуществляют функции планирования, организации, интеграции, контроля и координации, стимулирования деятельности подчиненных. В результате осуществления оптимальной координации всех специализированных элементов производственного процесса обеспечивается целостность системы, результаты функционирования которой могут превышать сумму вкладов составляющих элементов (реализуется так называемая синергия).

Менеджерам принадлежит решающая роль в принятии управленческих решений, правильном использовании имеющихся ресурсов, обеспечении жизнедеятельности предприятия и достижении поставленных целей.

Состав работ, выполняемых менеджерами, определяется многими обстоятельствами. Это вид предпринимательской деятельности, должность и ее уровень в иерархической системе, квалификация управленческого персонала, наличие заместителей и помощников, финансовое состояние предприятия и его конкурентоспособность, ниша, которую занимает предприятие на рынках сбыта основных видов продукции (услуг), стиль работы менеджера и др.

Но за будь-яких умов менеджеры выполняют широкий круг работ и их роль в управленческом процессе характеризуется большим разнообразием функций.

В странах с развитой экономикой профессиональных менеджеров готовят сотни колледжей, университетов и школ бизнеса. В США подготовка управленческих кадров как самостоятельная отрасль образования возникла еще в 1881 г., и сейчас почти 80% президентов и вице-президентов компаний закончили менеджерские факультеты университетов или школы бизнеса.

В отличие от США, в практике европейских и японских компаний большее распространение получило не приглашение менеджеров со стороны (время из других стран), а подготовка их из числа работников собственных фирм.

Ныне известными в мире стали Гарвардская школа бизнеса при Гарвардском университете, Слоунівська школа бизнеса при Массачусетском технологическом институте США. Высшие школы бизнеса при Лондонском и Манчестерском университетах Англии, Центр высшего подготовки в Жунан-Жозе Франции, Кураторіум по рационализации немецкого хозяйства в ФРГ и т.д.

В нашей стране также создано немало высших учебных заведений, занимающихся подготовкой руководящих кадров для народного хозяйства.

В подавляющем большинстве развитых стран принята двухступенчатая система высшего образования для хозяйственных руководителей. Первая - обучение по вузовской программе и вторая - подготовка в процессе практической работы на производстве.

Ведущей формой подготовки управленцев является первая, когда будущие менеджеры заканчивают 2, 3 и 4-годичные колледжи и получают звание бакалавра делового администрирования или другие ступени.

В последние годы в связи с ужесточением требований к руководителям большого внимания предоставляют специальной вузовской подготовке специалистов по двухлетней программе с присвоением выпускникам степени "магистр делового администрирования", "магистр менеджмента".

Материалы исследований и многолетняя практика показывают, что эффективность народного хозяйства лишь на треть обусловливается вложениями в материально-вещественные элементы производства. Остальное зависит от человеческого фактора - интеллектуального потенциала, квалификационного уровня и способностей руководителей и специалистов.

Общие требования к руководителя (менеджера) содержатся в законодательстве о труде, правилах внутреннего распорядка и других документах, а специальные требования изложены в квалификационных справочниках, служебных инструкциях и некоторых других нормативных актах. Но эти требования должны быть конкретизированы применительно к определенной должности и условий, в которых придется работать менеджеру. Профессор И.С. Завадский предлагает соответствующую модель современного менеджера, которая определяет требования к личных и деловых качеств руководителя, его знаний с учетом функций, которые выполняются, и задач, которые решаются.

Среди морально-психологических качеств наиболее важными являются высокие жизненные идеалы, честность и правдивость, справедливость и объективность, воля и мужество, развитое чувство долга и ответственности, интеллигентность и толерантность и т.п.

Важной чертой для руководителя является тактичность во взаимоотношениях с вышестоящими руководителями, коллегами по работе и, что особенно важно, с подчиненными. Руководитель должен постоянно демонстрировать эмоциональную сдержанность, вежливость и безграничную терпимость. Ни при каких обстоятельствах руководитель не может адекватно отреагировать на грубость подчиненных и другие бестактные действия.

У руководителя должна быть развита коммуникативная способность, которая находит свое проявление в налаживании благоприятных взаимоотношений между работающими, что обеспечивает успешную коллективную деятельность и нахождения в ней своего места каждым участником трудового процесса. Если же коммуникативные способности индивида совпадают со способностями к лидерству, то это является предпосылкой формирования успешного менеджера.

Условием эффективной деятельности руководителя является хорошо развитое стратегическое мышление, умение заглянуть на много лет вперед. Постоянное копание только в настоящем ведет к потере перспективы, заметно обесценивает работу любого руководителя. Вести за правильным курсом предприятие в море современной экономики может руководитель, который пристально смотрит вперед, вивіряючи курс на изменения внешней среды, конъюнктуры рынка, политики государства.

Поскольку служебная деятельность руководителя всегда имеет воспитательную направленность, ему должны быть присущи определенные педагогические качества: умение осуществлять обучение подчиненных, развивать в них необходимые профессиональные навыки; организовывать общекультурное, эстетическое и физическое воспитание молодых работников; четко и логично формулировать распоряжение, аргументировать свои взгляды.

Успешно работающим руководителям, как правило, присущи такие черты, как здравый смысл и определенная мудрость. Американский ученый Г. Акофф пишет, что мудрость - это способность предвидеть отдельные последствия осуществляемых операций, готовность пожертвовать немедленной выгодой ради большой выгоды в будущем. По мнению ученого, мудрость всегда обращено к будущему, но она относится к будущему не как гадалка, которая делает попытку только предсказывать его. Мудрый человек пытается управлять будущим.

Обязательной чертой нынешнего руководителя является его гуманизм - развитое чувство справедливости, человечности, уважения к людям и их достоинства, забота о благосостоянии людей, постоянное осуществление мероприятий, направленных на повышение удовлетворенности трудом всех подчиненных.

Не лишено интереса утверждение американского психоаналитика Макубі. Он пишет о возникновении нового "социального типа" руководителя, которому присуща умело контролируемая агрессивность, гибкость, хладнокровие в большом напряжении, а главное - способность оценивать все в мире конкуренции и всегда стремиться быть победителем. В практике зарубежных фирм считается нормальным наличие у руководителей таких качеств, как повышенное честолюбие, стремление реализовать свои кар'єристські планы.

Следует отметить, что значение моральных качеств, репутации кандидатов на ответственную должность заметно повышается в условиях роста коррупции и развития теневой экономики в обществе.

Для анализа и оценки личности используется психогеометричний метод, разработанный специалистом по социально-психологической подготовки менеджеров С'юзеном Деллінгером (точность диагностики достигает 85%), методика оценки деятельности, базирующаяся на применении письма опроса американского психолога Отто Липмана, метод обобщения независимых характеристик, разработанный К.к.платонову, и др.

Современный менеджер должен иметь широкую гамму деловых качеств: высокую эрудицию и профессиональную компетентность, склонность к лидерству в коллективе, предпринимательство и способность эффективно действовать в условиях экономического риска, практический ум и здравый смысл, коммуникабельность, предприимчивость, инициативность и энергичность, требовательность и дисциплинированность, высокая работоспособность и волю, целеустремленность и т.д. Деловитость в первую очередь проявляется в способности находить (в рамках компетентности предоставленных полномочий и имеющихся средств) оптимальный подход к ситуациям, которые возникают и самым коротким путем достигают цели.

У руководителя должны быть развиты организаторские способности, умение сплотить коллектив, мобилизовав его на выполнение принятых решений, достижения поставленных целей.

Руководитель должен проявлять самостоятельность в работе и предоставлять достаточное автономность подчиненным, создавать им условия для успешного выполнения служебных обязанностей без вмешательства сверху.

С самостоятельностью тесно связана инициативность в работе. Действительно, самостоятельность только тогда правомерен, если руководитель решает назревшие вопросы без указаний и советов сверху, не ожидает улучшения общей экономической ситуации в стране, а упорно ищет нетрадиционные способы решения проблем, которые постоянно возникают.

Современный менеджер должен иметь фундаментальные знания по макро - и микроэкономике, научного менеджмента, теории руководства и лидерства, социологии, психологии и права, информатики и компьютерной техники.

Хорошая теоретическая подготовка и опыт практической работы является предпосылкой того, чтобы менеджер владел:

• искусством руководства, навыками работы с людьми;

• политической культурой;

• комплексным системным подходом к работе;

• способностью генерировать идеи, трансформировать их в практической действия;

• творческим воображением, современным экономическим мышлением;

• компьютерной грамотностью;

• правильным стилем жизни работы, культурой общения;

• иностранными языками, в первую очередь на английском.

В процессе профессиональной деятельности и постоянного самосовершенствования менеджер развивает управленческие умения. Эффективный менеджер должен уметь:

• мыслить масштабно, решать стратегические проблемы;

• діагнозувати организационную систему, интерпретировать ситуацию и делать правильные выводы;

• оперативно принимать и реализовывать нестандартные решения;

• срабатываться с людьми и мотивировать их к высокопроизводительному труду, вести за собой возглавляемый коллектив;

• рационально организовывать свой труд и труд подчиненных, обеспечивать высокую трудовую дисциплину;

• объективно подбирать, оценивать, расставлять кадры;

• обеспечивать самоорганизацию трудового коллектива, создавать благоприятный психологический микроклимат;

• ориентироваться в людях, понимать их характеры, способности и психологическое состояние;

• устанавливать деловые отношения с другими руководителями;

• владеть собой в любой ситуации;

• уметь вести разговор, быть красноречивым, ясно, убедительно, аргументировано проводить переговоры, иметь чувство юмора.

Перечислены основные требования к умений менеджера является трансформированными знаниями, которые воплощаются в осуществлении конкретных управленческих операций: правильно планировать работу, анализировать ситуацию, проводить совещание, издавать распоряжения и др.

В свою очередь умения, доведенные до уровня автоматизма (частично существуют на подсознательном уровне), называются навыками. Навыки обеспечивают эффективность типичных, часто повторяющихся действий и находят свое выражение в ведении деловых переговоров с контрагентами, общении с подчиненными, пользовании компьютерной техникой и др. Опытный руководитель отличается под начинающего именно наличием и степенью развития навыков.

На практике эффективность управленческой деятельности зависит, с одной стороны, от опыта и качества менеджера, а с другой - от его способностей. Известный психолог С.Л. Рубинштейн утверждал, что в процессе реализации неких способностей приобретаются знания, умения и навыки. Итак, развитые способности является обязательной чертой современного менеджера. Способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, его потенциал, что является условием успешного выполнения задач.



Назад