Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

1.5. Уровни управления. Группы менеджеров


Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не означает, что большое число руководителей в большой компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, которые крупные по своим объемам и могут обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и некерівників, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, которая тоже должна быть распределена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: размещение конкретных руководителей во главе отдельных подразделений.

Например, на многих предприятиях есть начальники финансового отдела, производственного отдела и службы маркетинга. Как и в случае горизонтального разделения труда для выполнения производственных работ, горизонтально разделена управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Некоторым руководителям приходится тратить время на координирование работы других руководителей, что, в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, которые физически производят продукцию или услуги. Такое вертикальное развертывания разделения труда в результате образует УРОВНЕ УПРАВЛЕНИЯ. На рисунке 1.1. приведен один из вариантов описания уровней управления.

 1.1

Рис. 1.1. Уровни управления

Конечно, в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими. Это определяется через название должности. Однако, название должности не является надежным показателем истинного уровня данного руководителя в системе. Это замечание особенно справедливо, когда мы сравниваем положение руководителей в различных организациях. Простой пример: капитан в армии - это младший офицерский состав, а во флоте - старший. В некоторых компаниях продавцов называют региональными или территориальными руководителями сбыта, хотя они никем, кроме себя, не управляют.

Размер организации является лишь одним из нескольких факторов, которые определяют, сколько уровней управления должна иметь компания для достижения оптимальных результатов. Существует много примеров очень преуспевающих организаций с гораздо меньшим количеством уровней управления, чем в значительно меньших организациях. Римская католическая церковь - организация, насчитывающая миллионы членов - имеет только четыре уровне между Папой Римским и приходским священником. Крупнейшие фирмы розничной торговли - "Серое" и "Мицукоси" - также известны тем, что имеют очень небольшое число уровней управления в противовес другой успешно действующей организации - армии США. В ней есть 7 уровней и 20 рангов, которые отделяют генерала от рядового в батальоне численностью 1000 человек.

Независимо от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно разделяют на три категории. В зависимости от функций, которые они выполняют в организации. Лица на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, которые необходимы для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на уровне социальных структур заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулировкой целей, адаптацией к организации различного рода изменений, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация.

Наиболее принятый способ описания уровней управления заключается в выделении руководителей (управляющих) низового звена или операционных управляющих, руководителей (управляющих) среднего звена и руководителей (управляющих) высшего звена (рис. 1.2.).

 1.2

Рис. 1.2. Способы представления уровней управления

РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА. Младшие начальники, которых также называют руководителями первой (низового звена или операционными руководителями - это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). МЛАДШИЕ НАЧАЛЬНИКИ в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих задач. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичной названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой менеджмента в университете. Большая часть руководителей вообще - это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.

Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполнена разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одного задания к другому. Задачи сами по себе потенциально короткие: в одном исследовании выявлено, что время, которое затрачено мастер в среднем на выполнение одного задания, равен 48 секундам. Временной период для реализации решений, принятых мастером, также короткий. Они почти всегда реализуются в течение двух недель. Было обнаружено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, чуть меньше с другими мастерами и совсем мало со своим начальством.

РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросла и по своей численности, и по своей значимости. В крупной организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй - ниже. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низший. Типовым должностям руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в университете), управляющий продажами в регионе или в стране и директор филиала. Армейские офицеры от лейтенанта до полковника, священники в сане епископов считаются руководителями среднего звена в своих организациях.

Трудно сделать обобщения относительно характера работы руководителя среднего звена, потому что она значительно варьирует от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Некоторые организации предоставляют своим руководителям среднего звена большую ответственность, делая их работу в некоторой степени похожую на работу руководителей высшего звена. Исследование работы 190 руководителей в 8 компаниях показало, что руководители среднего звена были органичной частью процесса принятия решений. Они определяли проблемы, начинали обсуждение, рекомендовали действия, разрабатывали новаторские творческие предложения.

Руководитель среднего звена часто возглавляет большой подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействие с инженерами по разработке новой продукции. Руководитель отдела по внешним связям на той же фирме проводит основную часть своего времени, готовя бумаги, за чтением, в разговорах и беседах, а также на заседаниях различных комитетов.

В основном руководители среднего звена является буфером между руководителями высшего и низшего звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после их трансформации в технологически удобной форме в виде спецификаций и конкретных задач низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев. Одно исследование по вопросам работы руководителя среднего звена на производственном предприятии показало, что они проводят около 89% времени в устной взаимодействия. В другом исследовании указывается, что руководитель среднего звена проводит только 34% своего времени в одиночестве, там также подчеркивается, что большая часть времени затрачивается этими руководителями на устное общение.

РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА. Высший организационный уровень - руководство высшего звена - самый многочисленный. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена - всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе - это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей - с министрами, а в университете - с ректорами.

РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь вид организации. Например, атмосфера, в которой действует федеральное правительство, да и вся страна, конечно претерпевает значительные изменения при новом президенте. Влияние руководителя высшего звена в компании может быть блестяще проиллюстрирован на примере драматических изменений, которые претерпела компания «Крайслер» под руководством Ли Якокки. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в крупных организациях ценятся очень высоко и их труд оплачивается очень хорошо.

Но большие и трудности такой должности: человек на этой должности, как правило, очень одинока. После тщательного изучения деятельности пяти руководителей высшего звена Минцберг пришел к такому выводу:

«Таким образом, работу по руководству большой организацией можно назвать крайне вимотуючою. Количество работы, которую приходится выполнять руководителю в течение дня, - огромная, а темп, с которым она должна быть выполнена, очень напряженный. И после долгих часов работы главный руководитель (как, впрочем, и другие руководители), не в состоянии уйти от своей среды ни физически (потому что среда признает авторитет и статус его должности), ни в своих мыслях, что нацелены на непрерывный поиск новой информации.

Основной причиной напряженного темпа и огромного объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, что должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, что должен выполнить норму выработки на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она) успешно завершили свою деятельность. Поскольку организация продолжает действовать и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать нечто еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60-80 часов для него не редкость. На рисунке 1.3. приводится пример того, как расходуется это время.

 1.3

Рис.1.3. Как руководители тратят свое время

 Работников, занятых в сфере управления, классифицируют по различным признакам: видом деятельности - работники умственного труда ("белые воротнички") и работника физического труда ("синие воротнички"); по категориям - руководители, специалисты, служащие, младший обслуживающий персонал; по уровню (степенью) системы управления - высшее, среднее, низового звена; отраслью деятельности - промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и т.п.; по должности - директор (председатель), начальник цеха, заведующий отделом, экономист, бухгалтер, специалист-технолог, маркетолог, дизайнер, программист, архивариус, курьер, секретарь, по квалификационным категориям специалистов - специалисты первой, второй, третьей категорий и без категории.

Поскольку на предприятиях, в организациях и учреждениях любой отрасли народного хозяйства функции управленческого персонала сводятся к руководству, разработки решений и подготовки информации, принято осуществлять их разделение на три категории: руководители, специалисты и технические исполнители. В свою очередь, каждая из этих категорий делится на группы.

Руководители предприятий, служб и подразделений осуществляют подбор и расстановку кадров, координации работы отдельных исполнителей, разных звеньев аппарата управления или производственных подразделений, контроль и регулирование процесса производства, административно-распорядительные функции, мобилизации коллективов на выполнение задач.

Специалисты управляют технико-экономическими и технологическими процессами производства. К категории специалистов относятся работники, занятые инженерно-технологическими, экономическими, сельскохозяйственными, зоотехническим, рыбацкими, лесными работами, медицинским обслуживанием, народным образованием, а также работники науки, искусства и культуры, специалисты на работах, связанных с международными связями, специалисты юридической службы.

Технические исполнители выполняют вспомогательную работу, связанную с реализацией управленческих функций, учетом и контролем, подготовкой и оформлением документации, хозяйственным обслуживанием.

Итак, наименования должностей руководителей зависит от объекта руководства, специалистов - от характера функций или сферы деятельности, а технических исполнителей - от видов работ.

Внутри групп персонал разделяют на должности, каждая из которых предусматривает пределы компетенции работника, т.е. круг его обязанностей, прав и ответственности.

В отличие от производственной сферы, руководители ателье, баз, парикмахерских и других предприятий бытового обслуживания, а также магазинов, клубов, столовых именуются заведующими. В случае необходимости от базовых можно создавать производные должности: заместитель, помощник, главные, старшие, ведущие специалисты.

Так, для работников, которые наряду с выполнением основных обязанностей управляют одним или несколькими подчиненными, можно устанавливать наименование "старший" (старший инженер, старший механик и др.). Как исключение, наименование "старший" может получить тот работник, который не имеет в непосредственном подчинении исполнителей, но на него возлагаются функции руководства самостоятельной деятельностью работы (за неделимости отдельного структурного подразделения). Для должностей специалистов, для которых устанавливаются квалификационные категории, должностное наименование "старший" не присваивается. При этих условиях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста первой категории.

Должностные обязанности ведущих специалистов устанавливаются на основе характеристик их соответствующих должностей. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ одного из направлений деятельности предприятия или его культурного подразделения или обязанности по координации и методическому руководству группы исполнителей, исходя из рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования относительно необходимого стажа работы повышаются на два-три года по сравнению с предусмотренными для специалистов первой квалификационной категории.

К служащих относятся работники, которые занимают административно-хозяйственные должности, не относящиеся к инженерно-технических должностей, а также экономисты, не связанные с производственным планированием, организацией и оплатой труда, финансовые, учетно-бухгалтерские юридические работники, делопроизводители; секретари-товароведы, приемщики, кладовщики и др.

В состав персонала аппарата управления входят также работники снабжения, сбыта, младший обслуживающий персонал и др. К младшего обслуживающего персонала принадлежат уборщицы, курьеры, водители легковых автомобилей и служебных автобусов и т.д.

В номенклатуру должностей работников, фонд оплаты труда которых учитывается в расходах на содержание аппарата управления, не входят лица, занятые технологической подготовкой производства, конструкторскими и проектными работами.

В настоящее время в США и в подавляющем большинстве других англоязычных стран выделяют три или четыре группы менеджеров (руководителей) в зависимости от того уровня, который они занимают, и иерархии управления: высший - executives, высокий - senior, или upper-middle managers, средний - middle managers и ниже - entry level managers, или supervisors.

Первая группа - это управленческая элита, куда входят президенты, вице-президенты, председатели советов директоров крупных корпораций.

На этом уровне формируются цели, политика и направления развития корпорации. В их задачи входит организация стратегического планирования, обеспечения стабильного развития, высоких доходов, расширения рынков сбыта фирм, входящий в корпорацию.

Менеджеры высокого и среднего уровней - это руководители отделений, филиалов и отдельных служб центрального аппарата управления. их называют по-разному: управляющие, директора, председателя, начальники и др. Они отвечают за разработку и реализацию текущих планов, разрабатывают процедуру реализации тех решений, которые принимаются высшим руководством. Указанные менеджеры наделяются правами в использовании ресурсов, приеме на работу новых работников, покупки и продажи продукции, оборудования.

Менеджеры низшего уровня - это руководители, занятые оперативным управлением, - мастера, бригадиры и др., их задачей является реализация планов, принятых на среднем уровне, осуществление контроля за работой рабочих, устранение сбоев в работе, простоев и т.п.



Назад