Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

1.6. Существующие парадигмы менеджмента


Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент (ее нередко называют новой управленческой парадигме) следующие принципиальные положения.

Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, что выражается в убеждении, что успех организации определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением расходов, развитием специализации, т.е. воздействием управление на внутренние факторы производства. Вместо этого на первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изменениям внешней среды. Последняя характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не является сферой непосредственного влияния со стороны его менеджмента. Это, прежде всего, все те организации, а также люди, связанные с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, общества потребителей, правительственные органы и др. Кроме того, существует как бы второй ряд переменных внешней среды - социальные факторы и условия, что, не оказывая прямого влияния на оперативную деятельность организации, определяют стратегически важные решения, принятые ее менеджментом. Важная роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, технологическим, экологическим, физико-географическим факторам и переменным (рис. 1.4).

1.4

Рис. 1.4. Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации

 

Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с ростом сложности всей системы общественных отношений (социальных, экономических, политических и т.п.), составляющих среду менеджмента. Именно внешнее окружение диктует стратегию и тактику организаций.

Использование в управлении теории систем, облегчило задачу рассмотрения организации в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Характеристика основных факторов внешней среды приведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Общая характеристика факторов внешней среды

№ п/п

Факторы

1

Объективный фактор возникновения влияния: условия возникают независимо от деятельности предприятия и влияющих на него

2

Взаимозависимость факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы

3

Сложность и количество и разнообразие факторов, существенно влияющих на предприятие

4

Динамичность: относительная скорость сменности среды

5

Неопределенность: относительное количество информации о среде и степень его вероятности

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований производства (продукции, услуг). Это структура предприятия, его культура и ресурсы, в составе которых огромная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия. Несмотря на то, что эти факторы действуют в пределах организаций, они также не всегда находятся под прямым контролем менеджмента, потому что организации в своей деятельности зависят от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне.

Использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне. Его центральный момент - ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые влияют на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов, с помощью которых выделяются факторы, воздействуя на которые можно эффективно достичь цели.

Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Новая роль человека как ключевого ресурса потребовала от менеджеров усилий в создании условий для реализации заложенных в нем потенций к саморазвитию. Отсюда - необходимость внимания к таким факторам, как организационная культура, разные формы демократизации управления, участие рабочих в прибылях, собственности, управлении, стиль руководства и лидерство. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях - когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы. Когнитариат, что имеет доступ к информации и наделен высокой культурой, не может рассматриваться как один из экономических факторов производства, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится центральным задачей менеджмента. В известной книге Дж. Нейсбита и П. Ебедина "Перестройка корпорации" дана следующая характеристика новых отношений между организацией и работающими в ней людьми:

• лучшие и наиболее одаренные люди тянутся к той корпорации, которая обеспечивает персональный рост;

• менеджер - это не просто управляющий, а человек, который выполняет роль судьи, учителя, наставника;

• люди хотят иметь долю в капитале компании, и лучшие компании обеспечивают им такую возможность;

• найм работников лучше делать по контрактам с персоналом;

• автократичне управление должно уступить место более демократическим системам; на заре информационного общества осуществляется массированное переход от проблем формирования инфраструктуры к проблемам повышения качества жизни.

Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, потому что старые перестают "работать" в условиях предпринимательских структур. В 90-е годы в принципах главное внимание обращается на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы сделать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работника в общий результат; этика в бизнесе является золотым правилом менеджмента.

Принципы управления (90-е годы XX столетия):

1. Лояльность к работающих.

2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента.

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, что способствует раскрытию способностей работающих.

5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающих им удовлетворенность работой.

8. Личное участие в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы.

9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.д.

10. Этика бизнеса.

11. Честность и доверие к людям.

12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

13. Видение организации, то есть четкое представление о том, какой она должна быть.

14. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Новая система взглядов на управление известна в литературе как "тихая управленческая революция", и это не случайно. Ведь ее основные положения могут применяться, не доводя до немедленного ломки и разрушение сложившихся структур, систем и методов менеджмента, а как бы дополняя их, постепенно адаптируясь к новым условиям. Так, все большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений и на основе гибких, немедленных решений. Они характеризуются как предпринимательские, потому что учитывают необычность и неожиданность будущего развития.

Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современного экономического жизни, что требует новых приемов менеджмента. Соответственно меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации; организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.

Смена парадигмы управления в период радикальных преобразований в экономике Украины. Глобальный и крутой поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйства экономики к рыночно-предпринимательского типа вызвал необходимость разработки новой парадигмы управления.

Осуществляемые в Украине экономические реформы позволяют интегрировать ее народное хозяйство в мировую экономику и занять в ней достойное место, следуя двух главных условий: во-первых, в основу реформ должны быть положены принципы и механизмы, которые царят в мировом экономическом сообществе; во-вторых, при проводя реформы, должны быть учтены особенности предыдущего развития и современного состояния экономики страны, менталитет и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразований и другие факторы и условия, формирующие развитие страны.

Система взглядов, в течение 70 лет, что определяла развитие теории и практики управления, сформировалась под влиянием марксистской парадигмы экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики выступал всестороннее развитие личности. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, а план выступал как регулятор производства. Интерпретация этой парадигмы в процессе построения социалистического общества привела к созданию экономической теории особого типа. Кроме ее крайней политизации, она обосновывала необходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизации на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого народнохозяйственного комплекса страны.

Согласно этому управленческая наука развивала фундаментальные положения, обосновывающие необходимость централизации управления, моноцентричной системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями. Эта система взглядов находила отражение в теоретических разработках и практике управления социалистическим производством. Управления экономикой СССР было построено по образцу одной крупной фабрики с подразделениями и филиалами на всей огромной территории страны. Отсюда - колоссальная бюрократизация и командно-административный характер системы управления, с которыми мы подошли к началу экономических реформ.

Украина как самостоятельное государство взяло четкий курс на проведение рыночных реформ, которые должны обеспечить благополучие, экономическое возрождение страны, рост и процветание отечественной экономики.

Это определяет необходимость формирования новой управленческой парадигмы, положения которой должны выражать объективные потребности реформированной экономики и общества в целом; она должна выявить главные ключевые моменты, использование которых при построении новой системы управления поможет нашей стране ускорить переход к рыночной экономике и осуществить его с наименьшими потерями для общества.

В настоящее время сформировалась следующая система взглядов на управление экономикой в переходный период, что составляет новую парадигму управления.

Гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов. Необходимость такого подхода вызвана тем, что движение к рынку - это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Известно, что рынок не способен решить много проблем, которые связаны с недостатками всего общества, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ и т.п. Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была практически кругом признана после разрушительной мирового кризиса конца 20-х годов. Роль государства заключается в том, что она должна устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе анти-монопольно), государственные заказы, лицензирования экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального производственного использования природных ресурсов, защиты потребителя и т.д. На государство возлагается и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования, к которым относятся: экологическая безопасность, социально-экономические права человека (в том числе и защита потребителей), перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений.

Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен. Долевое участие государственных органов будет меняться в течение всего переходного периода от значительного в начале до уровня практического дорегулювання в конце. Разными должны быть и формы государственного воздействия, что по мере продвижения по пути к рынку будут все в большей степени превращаться в "мягкие" инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т.д.).

Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов, как открытых, социально ориентированных систем. Концепция организаций как открытых систем означает поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать не только вопросы внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечения иностранного капитала, налаживание коммуникаций - далеко не полный перечень тех задач, которые ранее были за пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших. Социальная ориентация организаций означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и социальную роль. Последняя может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, то есть удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах, которые производятся предприятием; с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды действия организаций.

Самоуправления на всех уровнях и переход к полицентрической системы хозяйствования. Эволюция системы управления в переходный период направлена на формирования полицентричной системы, базирующейся на функционировании в народном хозяйстве структур, способных к самоуправления и саморазвития. В условиях Украины центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых должна расти. С одной стороны, это является следствием увеличения количества и сложности задач, которые решаются в регионах, с другой - существенно упрощает систему управления народным хозяйством в целом, снижает энтропию (элемент случайности) и способствует росту управляемости экономики Украины.

Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики. В условиях рынка государственный сектор экономики будет сокращаться за счет расширения сферы рыночного предпринимательства. На его долю будет приходиться существенная часть внутреннего валового продукта страны, а значение крупных предприятий для экономики вряд ли уменьшится. Но управление этими предприятиями должна базироваться на комбинации методов, которые носят рыночный и административный характер. Преимущество той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны.

В последнее время четко обозначилась интеграционная направленность в развитии практически всех областей человеческой деятельности. В политической сфере происходит сближение стран, имеющих примерно одинаковый уровень развития, их границы становятся все более условными. В экономической политике преобладает принцип корпоративизма, международный менеджмент трансформируется в глобальный менеджмент. В естествознании обоснована актуальность создания единой теории поля, призванной объединить теории электромагнитного, гравитационного, сильного и слабого взаимодействий. Корпоративная культура организаций развивается в направлении гражданской культуры. Перечень подобных примеров можно продолжить.

Теоретическую базу современного менеджмента составляют прежде всего такие научные дисциплины, как теория организации, теория систем, кибернетика, синергетика. Эти теории сформировались при разных обстоятельствах и в разное время, они имеют свою историю и внутреннюю логику развития. Объединяет их то, что они являются относительно молодыми науками - их становления приходится на последние несколько десятилетий, и в них так много общего.

Теория организации изучает процесс систем образования и их закономерности. Вместе с этим теория организации исследует природу образовательных системных факторов.

Теория систем изучает сущность целостности и системности, свойства целого и его частей, то есть организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого и есть система.

Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, т.е. достижение определенного уровня ее организации.

Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее самоорганизации и саморазвития.

Системность рассматривается как организованность, а система - как организация. С другой стороны, в теории организации понятие "организация" в одном из вариантов интерпретируется как "система".

Исследуя методы управления социально-экономическими системами с кибернетических позиций, можно показать, что за определенного развития этих методов внешние критерии становятся частью системы управления, в этом случае выход системы смыкается с входом, и система переходит в режим саморазвития, а цели уже перестают быть главными критериями управления. Такая система становится объектом исследования синергетики.

Глубокое и производительное взаимопроникновение теории систем, теории организации, кибернетики и синергетики в мере их развития проявляется все больше. Но это обстоятельство создает проблему идентификации указанных наук. Анализ этой проблемы позволяет сделать предположение о производительность идеи создания единой организационной науки.

В 50-и 60-е годы беспрецедентная самореклама кибернетики, дискуссии о приоритетности кибернетики и теории систем на некоторое время отвлекли внимание широких кругов научной общественности от работ выдающегося российского ученого Богданова А.А., что обосновал еще в начале 20-х годов необходимость создания общей организационной науки (тектологии). Идеи А.А. Богданова приобретают сейчас все больше последователей не только и не столько потому, что необходимо отдать дань несправедливо забытым трудам ученого, сколько потому, что сейчас в кибернетике, теории систем и в других науках полученные грандиозные результаты, что создает объективные предпосылки для интеграционных процессов, подтверждая гениальное предсказание Богданова А.А.

Интеграционные процессы сами по себе являются организационными процессами, процессами упорядочения, систематизации знаний, процессами саморазвития науки. Они отражают на идеальном уровне организационный опыт живой и неживой природы.

Все многообразие подходов к исследованию организации как процесса можно представить в виде двух альтернатив (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Характеристика подходов к исследованию организации как процесса

Альтернатива 1

Альтернатива 2

• Исходным состоянием любой системы является беспорядок, хаос

• Реальным системам свойственна имманентная организация (изначально присуща как данность). Нет ничего более противоестественного, чем хаос

• Организация (организованность) предполагает создание порядка из хаоса

• Организация (организованность) предполагает создание условий для развития системы

• Создан порядок необходимо поддерживать, тратя на это ресурсы, иначе снова наступит хаос

• Необходимо ориентироваться на саморазвитие системы

На усвідомлюваному или интуитивном уровне эти подходы определяют деятельность менеджера в конкретной деловой организации и его отношение к методологических основ менеджмента.

Учет интеграционных тенденций позволяет рассматривать менеджмент не как сумму соответствующих разделов, отстаивающих свое право на самостоятельный статус, а как целостную систему знаний. Одним из реальных прикладных результатов такого подхода могло бы быть совершенствование образовательных стандартов, в которых есть много дублирования, повторов, различных противоречий.

Постоянное совершенствование интеллектуального аппарата современного руководителя становится первоочередной проблемой теории и практики менеджмента. Практикующие менеджеры, которые понимают, что стратегические аспекты управления современным автоматизированным, компьютеризированным, информационным, роботизированным и т.д. предприятием, интегрированным с внешней средой, требует иной теоретической базы в сравнении, например, с принципами управленческого рационализма, найдут дополнительные возможности совершенствования своей деятельности в концепции общей организационной науки.

Тейлор предложил разделить производственный процесс на специализированные операции для повышения эффективного труда рабочих. Файоль рассматривал как объект управления не столько труд рабочих, сколько организацию в целом, выделяя при этом специфические функции управления, на основе которых должна определяться рациональная структура организации. Вебер в своей теории рациональной бюрократии довел до совершенства принцип функционального управления.

Управление современным предприятием требует совсем другой концепции организации, которая преобладала в ранних школах управленческого рационализма. Внимание менеджмента переключается с управление трудовым процессом на передачу исполнительной-технологических функций и функций логического автоматизма от человека машине. ("Машине - машинное, человеку - человеческое").

Однако, функциональный подход продолжает доминировать и в настоящее время, поскольку принято считать, что реальной альтернативы ему нет. Однако радикальные изменения во внешней среде в последнее время все больше проявляют ограниченность возможностей функционального подхода к управлению деловыми организациями. Например, очень часто результат оказывается меньше стоимости затрат, необходимых для достижения этого результата через расходы, на согласование и разрешительные процедуры в иерархической структуре.

Реальные процессы в деловой организации не должны подстраиваться под существующую структуру, созданную на основе функционального разделения. В свою очередь организация, как объективная структура, не должна быть тормозом для протекания деловых процессов (бизнесов-процессов).

Ограниченность возможностей бюрократических структур частично преодолевается за счет более гибких, например, матричных структур. Действительно, матричные структуры обеспечивают большую по сравнению с иерархическими адаптивность организации в том случае, когда возникает необходимость быстро реализовать несколько разнохарактерных проектов. Однако ограниченность функционального подхода при этом в полной мере не преодолевается, поскольку формальный подход к структуры в целом сохраняется.

Другая ситуация возникает, когда организация рассматривается как совокупность различных потоков работ - бизнес-процессов. В этом случае организация подается как динамическая система со своими входами и выходами. Внешние входы и выходы, обеспечивая связь с внешней средой, определяют пределы основных бизнес-процессов (бизнес-процессы первого порядка). Вместе с этим внутри организации должны существовать потоки работ, обеспечивающих основные бизнес-процессы (бизнес-процессы второго, третьего и т.д. порядка). Они также имеют свои пределы, свои входы и выходы. Содержание основных и вспомогательных бизнес-процессов определяется содержанием проблем, решаемых организацией, а сама организация превращается в систему принятия решений.

 1.5

Рис. 1.5. Влияние автоматизации на формирование новой концепции организации:

1 - планирования; 2 - контроль; 3 - координирование; 4 - мотивирование

Функциональный менеджмент реализуется в целевой модели организации, тогда как управление процессами ориентируется на проблемную модель, в которой проблемы рассматриваются не столько как препятствия при достижении цели, сколько как природные условия функционирования организации. В основе деятельности проблемно-ориентированной организации лежит не достижения заранее определенных целей, а обеспечение устойчивого развития организации. Выявление проблем в этом случае также становится бизнес-процессом.

Структура бизнес-потоков постоянно меняется, она не является аналогом функциональной структуры.

Перестройка информационных и материальных потоков, технологий и развитие персонала не считается событием для организации, а относится к повседневных, рутинных явлений.

Функционирования каждого элемента бизнес-потока обеспечивается группой специалистов, которые понимают значение своей работы для организации в целом. При этом должность руководителя не является обязательным атрибутом управления в группе. В некотором смысле организацию можно представить, как "ассоциированного работника", а каждого члена организации - как персонифицированное выражение организации, ее общего управленческого начала. Процесс деменеджеризації характеризуется четко выраженным организационным градиентом: на уровне организации в целом и в основных бизнес-процессах он проявляется в меньшей степени и усиливается в субпроцесах более высокого порядка.

В зависимости от характера решаемых проблем одни из групп специалистов могут существовать длительное время, другие - более короткий срок, чтобы потом их члены включились в новые потоки работ. Новое место в новом элемента бизнес-процесса определяется на основе понимания всеми участниками актуальность решаемой проблемы.

На смену традиционным подразделениям организации приходят динамические команды специалистов, что не обязательно находятся на одной территории, но обязательно имеют эффективные коммуникации, так, в ряде случаев сотрудники могут работать, находясь в доме, возле своего персонального компьютера или даже перемещаться, имея мобильные средства связи.

Управление организацией на основе бизнес-процессов требует нового управленческого мышления и, видимо, нового поколения менеджеров. Концепция управления бизнес-процессами менее поддается формализации и регламентации в сравнении, скажем, с принципами рациональной бюрократии. Конкретные рекомендации здесь уступают место потенциальной готовности решать принципиально новые задачи, поэтому управление бизнес-процессами в каждой организации может принимать свои неповторимые черты. Содержание управления бизнес-процессами заключается в эффективной реакции организации на запросы внешней и внутренней среды в условиях полной свободы от стереотипов.

Итак, предпосылками реализации управления на основе бизнес-процессов являются:

• понимание сотрудниками организации всего потока работ, своей роли и уровня ответственности;

• предоставление сотрудникам максимальной свободы действий;

• высокий уровень организационной и гражданской культуры;

• надежные и эффективные связи на границах элементов бизнес-процесса;

• обмен информацией в реальном масштабе времени;

• возможность перегруппировки элементов бизнес-процесса, если того требуют интересы организации при решении определенной проблемы (подвижность границ субпроцессов);

• способность работников решать широкий круг задач;

• освобождение от управленческих стереотипов;

• нестандартное, творческое мышление работников;

• инициатива и импровизация вместо исполнительности

• сильная и гарантированная мотивация.

Концепция управления бизнес-процессами формируется не на пустом месте. Отдельными ее проявлениями были и японские союза качества, и бригадные формы организации труда, и система управления производством "точно во время", и матричные структуры управления, и гибкие автоматизированные производственные системы, и децентрализация управления, и другие нововведения последних лет.

Исследования интеграционных процессов в науках, которые составляют теоретическую базу менеджмента, а также изучение реальных процессов в современной деловой организации дают основания для следующему выводу.

Менеджеризм как одно из величайших достижений двадцатого века постепенно будет освобождать дорогу синергизма, управления по принципу объект - субъект управления будет заменяться взаимодействием в организации, ее саморазвитием.

Экономические предпосылки синергизма заключаются в деперсоніфікації собственности, в переходе к совместного владения собственностью, а также в интеграционных тенденций в социально-экономической среде.



Назад