Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

1.7. Методы исследований


В выборе метода исследования необходимо учитывать его способность предоставлять достоверную информацию о исследуемый объект. Кроме того, он должен базироваться на основах теории управления и учитывать особенности технико-экономических процессов на предприятиях. Метод должен также дать возможность оценивать величины взаимосвязей подразделений предприятия и отдельных должностных лиц, потому что мы оцениваем процессы управления информационных позиций. Отсюда следует, что ценность материалов исследования определяется, главным образом, применяемыми методами. Они должны обеспечивать необходимую точность конкретного исследования, гарантировать статистическую достоверность результатов, то есть возможность с ограниченным количеством наблюдений экстраполировать результаты на другие объекты исследуемой совокупности.

В то же время необходимо учитывать и экономичность методов. Существуют различные по форме и эффективностью методы исследования управленческих процессов и организации труда руководителей. Наиболее известные из них следующие: хронометраж, моментные наблюдения, мікроелементне нормирования, фотографии и самофотографії рабочего дня и т.д. Все они имеют те или иные недостатки, которые искажают сущность процессов управления.

Моментные наблюдения невозможно применять в принципе в исследовании управленческих процессов и распределении затрат рабочего времени руководителей, которые дают достаточно объективную характеристику организации их труда, потому что деятельность руководителей имеет очень широкий диапазон, который далеко не идентичен в разные дни. По этой же причине ничего не дает в изучении затрат времени руководителей и мікроелементне нормирования.

Неэффективная в изучении процессов управления и распределения времени и самофотографія. Во-первых, потому что она сама вносит существенные препятствия в сформирован управленческий процесс и требует от руководителей значительных дополнительных затрат времени и постоянного фиксирование внимания на необходимости вести определенные записи. Правда, эти записи можно значительно упростить, если подготовить специальные формы. Однако, как показала практика, даже в этом случае самофотографія не отражает реальностей процесса управления.

Во-вторых, руководители далеко не всегда фиксируют все элементы управления и затраты времени по конкретным направлениям, поскольку эти расходы нередко практически равны расходам на запись, и руководитель не в состоянии их зафиксировать. Это ведет к тому, что реальная нагрузка руководителя в процессе выполнения им функций управления значительно больше, чем полученное методом самофотографії. Кроме того, самофотографія не исключает субъективного толкования руководителями своей деятельности. Анкетный опрос также дает очень приблизительные результаты и тоже не исключает элементов субъективизма.

Интервью можно использовать только в оценке некоего очень ограниченного явления, и к изучению процессов управления его применить практически невозможно.

Хронометраж: и фотография рабочего дня дают достаточно точные результаты в применении к изучения затрат рабочего времени руководителей, но их недостаток заключается в основном в том, что они оценивают только именно количественные стороны управленческой деятельности и фактически не дают ее качественного анализа.

В связи с этим для исследования процессов управления наиболее эффективный поведенческий метод, который сочетает в себе элементы фотографии и хронометража, но значительно расширяет число количественных факторов, которые учитываются, и позволяет достаточно подробно фиксировать качественные факторы.

Суть поведенческого метода и его основное достоинство заключается в том, что он позволяет фиксировать течение процессов, путем многократного наблюдения за деятельностью управленческого персонала в реальных производственных условиях. То есть мы получаем детальный сценарий во времени поведения управленческих звеньев и отдельных должностных лиц с учетом всестороннего влияния на эту поведение различных позитивных и негативных факторов.

Поскольку процессы управления является информационным отражением процессов производства, то в качестве основной постоянной, за поведенческого метода исследования величины, должен быть принят информационный связь, под которым понимается любая деятельность должностного лица в выполнении функций управления, по которой он вступает в контакт с другими должностными лицами или документами, механизированными и автоматизированными источниками информации с целью получения или выдачи значимой информации.

Информация считается значимой, если она: а) предназначена для принятия решения; б) несет в себе сведения о принятом решении.

За поведенческого метода исследования фиксируется целый ряд показателей, характеризующих деятельность отдельных руководителей, а через их посредство и деятельность отдельных звеньев управления и системы управления в целом. Поведенческий метод позволяет легко дифференцировать управленческий процесс на отдельные составляющие, что очень важно для анализа и оценки качества управления.

Конечно, поведенческий метод трудоемкий и требует, чтобы ведущие специалисты исследования знали производственные взаимосвязи, имели определенные навыки проведения исследований и имели соответствующую квалификацию.

Выполнение этих требований компенсируется высокой достоверностью и объективностью полученных результатов, потому что поведенческий метод делает практически невозможным умышленное искажение информации о процессах управления со стороны объекта исследования в силу инертности сложившихся методов управления.

Результаты работы производственных систем в значительной степени зависят от качества решений, принятых управленческим персоналом. Поэтому менеджеры должны хорошо представлять варианты возможных действий и результаты, связанные с их осуществлением. В привычных условиях, что повторяются, принятые решения могут базироваться на опыте, интуиции, здравом смысле, то есть на представлении о производственную систему, что сложилось в конкретного руководителя-менеджера. Однако многовариантность, багатокритеріальність, стохастичность производственных систем порождают задачи, лучшее решение которых не лежит на поверхности и не имеет аналогов в прошлом опыте, а цена ошибки при современных масштабов производства очень большая. Наиболее надежным решением была бы постановка экспериментов непосредственно на объекте. Однако натурные эксперименты в производственных системах чаще всего невозможны или затруднены в связи с их дороговизной, длительностью сроков проведения, опасностью нежелательных последствий.

В тех случаях, когда нельзя провести управленческий натурный эксперимент или нет данных о результатах различных решений для подобных условий в прошлом, есть возможность построить модель ситуации, которая рассматривается, и провести необходимые эксперименты с ней.

Для формального построения процесса принятия решений в реальных ситуациях используется линейное и динамическое программирование. Последние являются реальными механизмами принятия управленческих решений. Любой такой механизм является моделированием процесса принятия решений субъектом.

Модель - это объект произвольной природы (материальный, мислений, знаковый и т.д.), что отражает существенные для задания, которое рассматривается, свойства объекта-оригинала. Эксперимент, который проводится с моделью системы, называется моделированием. Моделирование дает возможность изучить свойства объекта, прогнозировать его поведение без постановки натурного эксперимента.

Модель должна отражать, воспроизводить или заменять оригинал в его главных чертах так, чтобы ее изучения давало новую информацию об объекте, а точнее, об целый класс объектов, для которых актуальна задача, что рассматривается. Поскольку в различных задачах для одной и той же системы могут быть задействованы существенно разные ее свойства, то для их описания могут потребоваться различные модели. Каждая из них будет отражать главные, с точки зрения этой задачи, свойства системы и игнорировать те свойства, характеристики, которые не требуются для решения этой задачи. Таким образом, модель всегда существует вместе с задачей, которая решается. О модель любого исследуемого объекта есть смысл говорить только тогда, когда хорошо выяснено задачи, относительно которого создается и будет использоваться модель.

После создания модели часть решений, которые раньше производились интуитивно, можно принимать на основе количественных рекомендаций, полученных в результате анализа модели.

Типы моделей. Все системы в зависимости от возможностей формализованного описания можно разделить на три типа: хорошо структурированные, слабоструктуровані, неструктурированные.

Хорошо структурированные системы характеризуются наличием устойчивых связей и зависимостей между подсистемами, что поддаются количественным оценкам. Управление такими системами возможно на основе стандартных процедур, правил, методик расчетов. Задачи, возникающие, могут быть одноваріантними (решаемые методом прямого счета) или разнообразными (оптимизационными).

В слабоструктурованих системах связи между подсистемами четко не регламентированы, имеют неубедительный характер, не поддаются точному количественному описанию. При принятии решения велика роль субъективного фактора - многие решения принимаются на основе экстраполяции оценок. Специфика слабоструктурованих задач заключается в необходимости участия в их решении коллектива людей, часть из которых отвечает за принятие решения.

Неструктурированные системы отличаются невозможностью формализации цели и критериев оценки. Для этих систем характерны качественные постановки задач, в которых количественные зависимости между составляющими не известны, формальных методов решения нет, а выбор вариантов решения затруднена неопределенностью цели деятельности и альтернативных способов их достижения. В решении таких задач преобладающую роль играют экспертно-эвристические методы.

По способу подачи можно выделить три основных типа моделей: концептуальные, материальные, знаковые.

Концептуальная модель - это некий идеальный образ объекта, который зависит не только от его объективно существующих свойств, но и от знаний, опыта и других факторов, присущих субъекту-исследователю.

Для того чтобы перевести концептуальную модель из формы мысленного образа в форму использования соответственно до своего назначения, могут применяться языковой (вербальный) описание, графические средства, математические символы, известные средства различных специальных языков представления данных и знаний.

Детализация концептуальной модели, приведение ее к виду, который дает возможность экспериментировать с моделью для получения информации об объекте, может осуществляться в двух основных формах: материальной и знаковой.

Материальные модели можно разделить на три типа: предметные, физические, аналоговые.

Предметные (геометрические) модели предназначены для воспроизведения и анализа преимущественно тех свойств объекта, которые определяются его размерам, форме, другими признаками, которые характеризуют объект без учета его внутренней природы. Типичный пример - макеты в архитектуре и технике, учебные муляжи.

Физические модели позволяют воспроизводить и изучать свойства объекта или процесса, сохраняя его физическую природу или химические свойства. Это лабораторные опытные установки в химических технологиях, гидродинамические модели кораблей и гидротехнических сооружений, аэродинамические модели летательных аппаратов и др. Физические модели основано на теории сходств, с помощью которой устанавливается соответствие между оригиналом и моделью. Физическое моделирование предназначено для изучения свойств и поведения объекта-оригинала в различных условиях внешней среды в различных вариантах реализации самого оригинала.

Аналоговые модели служат той же цели, что и физические, но природа процессов, протекающих в оригинале модели, разная. Типичный пример - электронное моделирование на аналоговой вычислительной машине или электронной моделюючій установке процессов, которые имеют механическую, химическую и другую природу (колебания центра масс автомобиля во время движения в различных дорожных условиях, поведение самолета во время полета в воздушной атмосфере, протекания химической реакции в зависимости от активности катализатора и др.). В основе аналогового моделирования лежит сходство между математическими описаниями процессов оригинала и модели.

Знаковые модели отражают свойства оригинала с помощью различных символов и могут быть разделены на языково-описательные, графические и математические. Языково-описательная (вербальная, лингвистическая) модель является описанием свойств реального или воображаемого объекта определенной естественном языке. Это может быть техническое задание, постановка задачи при проектировании АСУ, пояснительная записка к проекту и др. Разработка такой модели допускает достаточно большую свободу в выборе средств и способов описания, ограниченную синтаксическими и семантическими нормами используемого языка, а также требованиями формально-нормативного характера (требования Госстандарта). Такие модели позволяют описать объект достаточно полно, однако их нельзя использовать непосредственно для анализа, прогноза, получения новой информации об объекте.

Графические модели в зависимости от назначения можно разделить на портретные и условные. Графическая портретная (ироническая) модель - модель, которая графическими средствами отражает реально или теоретически свойства, характеристики объекта (чертежи конструкции, план местности, схема маршрутов городского транспорта и др.).

Графическая условная модель служит для отображения в виде графического образа характеристик, свойств объекта, непосредственно недоступных для наблюдения (графики, отражающие функциональные связи между переменными, гистограммы, характеризующие распределение случайных величин по результатам эксперимента, диаграммы состояния в металознавстві).

Математическая модель - описание внутренних свойств системы и существенных для рассматриваемого задача процессов языке математики (функциональные и логические зависимости, алгебраические системы; дифференциальные уравнения, графические структуры и др.). Построение математической модели означает переход от содержательного описания объекта моделирования до формального и дает возможность применить для исследования свойств объекта формальные преобразования, его описания, характер которых зависит от вида математической модели, то есть в результате от рассматриваемого задачи.

Если рассматриваются задачи, связанные с функционированием системы как целого, то главный интерес представляет ее взаимодействие с окружающей средой, а особенности внутреннего построения, состав подсистем и закономерности процессов, протекающих в них, может быть опущено. В таком случае говорят о функциональную модель, то есть модель, которая отражает основные особенности функционирования системы.

В других случаях, наоборот, интерес представляют особенности построения системы, состав подсистем и взаимосвязи между ними. Модели, отражающие эти свойства называются структурными. При их построении и исследовании широко используется математический аппарат теории графов. При построении функциональных моделей, как правило, описывается состояние большой системы: причинно-следствия связи, которые определяют смену состояний; возможности влиять на них в нужном направлении и сопоставлять различные варианты управления (влияния), приводящих к желаемой цели. Состояние системы как объекта моделирования можно описать некоторой множеством величин, которые группируются в зависимости от характера их участия в процессе. В целом можно выделить вектор входных (неуправляемых) переменных:

X = (X1 , X2,..., Xn)

вектор выходных переменных:

В = {ВХ, УХ2,...,п),

вектор управляемых воздействий:

U = (Uu, U2, U ...k)

и вектор параметров:

G = (G1, G2,..., Gp).

В математических моделях производственных систем входными переменными являются характеристики производственных процессов, которые могут быть определены, но не подлежат изменению, например, контролируемый состав исходного сырья, объемы и сроки поставок сырья и материалов. Управляемыми называются переменные, на которые можно воздействовать, значение которых можно рассчитывать, выбирать для достижения желаемых результатов; распределение задач по группам оборудования, определение порядка запуска деталей в производство, расчет состава шихты и др.

Выходными называются переменные, значения которых зависят от входных (управляемых и неуправляемых) переменных. Это, например, себестоимость продукции, прибыль, объемы реализации, совокупные расходы, состояние основных фондов. Как пример чаще всего используются различные нормы и нормативы, директивные плановые задания по основным показателям производственной деятельности. Для переменных X, U, В характерно то, что их числовые значения в ходе процесса могут меняться на некотором участке, а параметры G постоянные, но могут быть другими в аналогичных процессах.

Функциональную модель в простейшем случае может быть представлена в виде:

У = F (X, U, G) Y=F (X, U, G),

где F - функциональная зависимость, что связывает переменные и параметры системы.

Итак, математическая модель должна характеризовать поведение выходных переменных В зависимости от значений параметров и неуправляемых входных переменных, параметров и управляемых входных переменных, а также учитывая изменения управляемых переменных. Конечно, строя модель, выбор состава выходных переменных, включаемых в модель, не вызывает трудностей, потому что они определяются самим задачей моделирования. Выбор входных переменных, управляемых и неуправляемых, может быть выполнено различными способами, причем здесь, кроме определения задачи, важные требования точности и простоты, предъявляемым к модели. Если входных переменных слишком мало, модель теряет точность, может стать неадекватным объекта; если их слишком много - необходимые ресурсы памяти и скорости вычислений могут превысить имеющиеся ресурсы ЭВМ.

Модели должны быть сформулированы так, чтобы для применения их требовались только доступные данные. Если, например, недостаточные запасы товаров привели к убыткам в торговле, то модель решение, которое предусматривает определение оптимального уровня запасов, должна включать систему денежных штрафов за эти убытки.

Модель имеет лишь требовать осуществимых реальных расчетов. Например, применение методов линейного программирования для составления графика работы современного крупного предприятия может оказаться невыполнимой, потому что время, необходимое для этих расчетов, будет слишком большим даже для компьютеров. Задачи теории принятия решений заключается в том, чтобы находить такие альтернативы, которые вероятно только в приближении требуют небольшого объема расчетов.

Модели не могут нуждаться недоступной прогнозируемой информации. Программы, которые будут требовать от отдела сбыта оценки товарооборота за вторую половину следующего месяца, в процессе принятия делового и решения не будут иметь широкого применения, ни описательного, ни нормативного.

Модели описываются с точки зрения тех исходных моментов, с которыми, скорее всего, тот, кто принимает решение, начнет процедуру принятия решений.

Различные подходы к моделированию и оценке эффективности управления предприятием определяют и различные модели предприятия. "Механистическая" модель рассматривает предприятие как механизм, который представляет собой комбинацию основных производственных факторов, средств производства, рабочей силы, сырья и материалов, как машину для реализации целей ее создателей. Теоретической основой этого подхода является положение школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Вебер). Большое значение при этом придается анализа технико-экономических связей и зависимости различных факторов производства. А задача менеджмента при этом подходе заключается прежде всего в том, чтобы наилучшим образом сгруппировать все части системы и тем самым добиться максимальной эффективности в достижении цели.

"Гуманистическая модель" представляет предприятие как коллектив людей, выполняющих совместную работу на принципах разделения и кооперации труда, при этом важнейшим фактором производительности является человек как социальный деятель. Элементами модели являются такие составляющие, как внимание к работающих, их мотивация, коммуникации, участие в принятии решений. Задача руководителей заключается в регулировании отношений между работниками, координации процессов выполнения конкретных задач производственных планов путем личного и непосредственного воздействия на сотрудников. За критерий эффективности управления берется повышение производительности труда за счет совершенствования человеческих ресурсов, то есть считается, что если все внутренние процессы, связанные с персоналом, управляются должным образом, то на предприятии не возникает проблем с достижения намеченных целей по выпуску продукции, прибыли, доходов и т.п.



Назад