Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

9.4.1. "Экономические противоречия". Прудона


Социалистические взгляды, как и всякие другие, имеют разные оттенки и цвета. Одна из течений социалистической мысли принадлежит к критического направления, представителем которой был Пьер-Жозеф Прудон (1809-1865). Он происходил из крестьян, и его жизненный путь был довольно сложным. Прудон даже побывал в тюрьме за нападения на президента Франции Луи-Наполеона.

Важнейшие работы Прудона - "Что такое собственность?" (1840 г.) и "Система экономических противоречий, или Философия нищеты" (1846 г.). В работе "Что такое собственность?" Прудон рассматривал теории собственности. Человек может иметь право только на то владения, - говорил Прудон, - которое необходимо для ее существования и до которого она лично приложила труд. С этих позиций нельзя оправдать захват одним лицом огромных земельных пространств, которые для возделывания требуют сотен и тысяч рук. Эта теория поддерживала мелкую и отрицала крупную собственность.

Нам говорят, произносил Прудон, что человек имеет право на землю, ибо обрабатывает ее своим трудом. Но продуктом труда является не земля, а зерно, сено, вино и т.д. Прудон отвергал и "легальную" теорию права собственности. Эта теория, по мнению Прудона, основывается на силе. Доход от земли называют арендной платой, наемной плате, если он поступает от владения домами, процентом, который получают на капитал. Все эти виды дохода не основываются на труда.

Какими бы ни были формы дохода, его источником может быть только одно: рабочие создают больше ценностей, чем получают их в виде заработной платы. Избыток поступает в пользу владельцев и составляет их доход - арендную или наемную плату, прибыль или процент. Это означает, что собственность - это кража.

Нужно, однако, отметить, что несправедливость заключается не в том, что человек владеет участком земли или орудием труда, а в том, что один человек лишает другую первого и второго. Поскольку владение одного человека не нарушает прав другого, собственность является вполне обычной формой пользования орудиями и предметами хозяйства. Однако историческая собственность возникла на насилии и эксплуатации, частная собственность была глубокой причиной общественного неравенства, а следовательно, и всех революций, путем которых люди стремились восстановить равенство.

И если собственность разрушает равенство, приводит к угнетению слабого сильным, то коммунизм повлек бы другую, еще более опасную несправедливость. В таком обществе, о котором мечтают социалисты, слабые угнетали бы сильных, ленивые и бездарные люди жили бы за счет трудолюбивых и способных. Коммунизм - это система рабства, поскольку общность владения требует принудительной организации труда, лишает членов общества свободы действий и превращает их в рабов государства. "Такой смысл знаменитой книги Прудона", - отмечал М. Туган-Барановский. Он отмечал и то, что Прудон все-таки не глубоко раскрыл проблему собственности. Отвергая частную собственность в тогдашней форме, Прудон в то же время решительно выступал против социализма. Свобода и равенство были его догматы.

В "Экономических противоречиях..." Прудон критически исследует экономические категории современного строя. Он находился тогда под сильным влиянием Гегеля. Прудон твердил, что "краеугольным камнем экономической строения ценность". Он доказывал внутреннее противоречие между меновой и потребительской ценностью. По мнению Прудона, конституирование ценности еще не достигнуто. Учение о ценности являются основой всей системы Экономических противоречий", в которых достаточно полно выяснено влияние машин на характер труда и занятости работников.

Достойны внимания мысли высказывал Прудон относительно взаимодействия монополии и конкуренции. "Монополия, - твердил он, - есть роковое завершения конкуренции, которая непрерывно порождает монополию как свое возражение; в том и заключается оправдание монополии". И далее: чем сильнее конкуренция, тем неминучіша монополия!

Прудон последовательно рассматривает экономические категории - налоги, торговлю, кредит, наконец, собственность и коммунизм. В них обретает внутреннюю противоречивость, решение которой связывал с несогласованностью хозяйственной системы, которая основывается на трудовой ценности. "Экономические противоречия" содержат в себе такую глубокую критику капиталистического строя, что большинству следующих критиков капитализма оставалось только развивать или менять мнение Прудона. "Не подлежит сомнению, - писал Г. Туган-Барановский, - что... "Капитал" Маркса создавался под непосредственным влиянием "Экономических противоречий". И это не удивительно, поскольку Прудон был первым выдающимся экономистом, который применял Гегелевский диалектический метод исследования систем экономических категорий во всей их противоречивости. Этот метод последовал и Маркс".



Назад