Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

2.3. Общие принципы управления


Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер, влияют на все сферы управления и на все отрасли народного хозяйства.

В общих принципов управления можно отнести целеустремленность, спланированность, компетентность, дисциплину, стимулирования, иерархичность.

Принцип целенаправленности определен сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой и определена четко, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.

Для торгового предприятия и его подразделений устанавливаются обычные задания по объему товарооборота. Причем задача по этому показателю определяются, как правило, конкретным числом.

Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотношение этих целей с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить соотношение целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самое слабое звено, что может помешать достижению целей.

Принцип плановости управление также связан с программно-целевым управлением и предусматривает составление программы действий и ее реализацию. Спланированность проявляется в нормализации условий работы и ее распределении между исполнителями, в координации действий исполнителей и их инструктировании, а также в организации учета и контроля за выполнением каждой работы и программы в целом. Реализация этого принципа на практике добавляет плановую организацию всей системе управления.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или по крайней мере его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.

Рост популярности торговой деятельности в современных условиях и увеличение количества лиц, не имеющих специальной подготовки, но фактически занятых в торговле, а также частные случаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают на первый план проблему лицензирования торговой деятельности и осуществления специального обучения лиц, получающих лицензии, с целью обеспечения необходимой компетенции.

Неотъемлемым принципом управления является дисциплина, которая должна присутствовать в любой системе управления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления. Что касается торговли, роль этого принципа особенно велика, потому что специфика отрасли обуславливает повышенные требования не только к уровню исполнительской дисциплины, но и к финансовой дисциплины в коммерческой деятельности, и к самодисциплине всего персонала от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина не должна объединять инициативу работников, но и оставлять место для творческого отношения к работе.

Принцип стимулирования предполагает прежде всего мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное - в основном на психологическом воздействии на работников. Как побудительные мотивы, здесь могут выступать различные духовные потребности работников: потребности в принадлежности, в причастности, в успехе.

Следовательно, содержание принципа стимулирования было бы неправильно сводить только к оплаты труда, как это часто происходит на практике. Стимулирование предполагает также использование и моральных стимулов и мотиваций, а также справедливое отношение к персоналу.

Принцип иерархичности предполагает вертикальное разделение управленческого труда, то есть выделение уровней управления и подчинения низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, при построении аппарата управления, при расстановке кадров.

Принцип иерархичности определяет правила построения организации или отдельных ее элементов. Этот принцип характерен не только для организаций, но и для любых сложных объектов. Он рассматривает сложные и большие системы как многоступенчатые, многоуровневые, что делят систему на элементы (уровни, ступени).

Принцип иерархичности вытекает из закона разделения труда. Достижения сложных целей (где недостаточно индивидуального труда человека) требует разделения (специализации) труда. Специализированная труд нуждается в координации, иначе цель не будет достигнута. Необходимость в координации специализированной труда порождает иерархию управления.

Кроме того, содержание общей цели неоднозначный. Для выяснения содержания цели нужна ее разбивка на определенное количество підцілей низшего уровня. Таким образом, формирование системы взаимосвязанных целей базируется на принципе иерархичности.

Принцип иерархичности определяет характер отношений, возникающих в процессе управления между субъектами различных уровней, а также между субъектами и объектами управления.

Таким образом, ведущая роль принципа иерархичности заключается в обосновании количества уровней разделения труда субъекта управления, а также степени его самостоятельности согласно объема работы, которую необходимо выполнить для достижения цели.

Принцип иерархичности управления определяет следующие свойства организации:

• в составе любой организации каждый элемент самостоятельный, что находит выражение в его функциональном назначении и уровни иерархии;

• самостоятельность - это не абсолютная, а относительная величина, поскольку назначение и уровень иерархии каждого элемента обусловлены элементом вышестоящего уровня, то есть наблюдается определенная подчиненность одного элемента другому;

• элементы (или отдельные зависимые организации) различных уровней нельзя сводить друг с другом, что находит отражение в соответствующем распределении между ними целей и их функциональных видов деятельности.

Мартыненко М.М. дополняет эти принципы принципами взаимозависимости динамического равновесия и экономичности.

Принцип взаимозависимости.

Простого указания на то, какие переменные факторы сильнее влияют на деятельность субъекта и объекта управления, явно недостаточно для того, чтобы определить, как организация будет добиваться собственных целей.

Сложность определения заключается в том, что все факторы и все элементы организации взаимосвязаны. Все эти компоненты в организации настолько связаны между собой, что нельзя рассматривать каждый из них отдельно. Поэтому изменения, происходящие в одном из элементов, вызывают цепную реакцию в других элементах. Внутренние элементы организации подвергаются воздействию закона внешнего дополнения. Соблюдение этого принципа требует учета организацией влияния множества факторов внешней среды, которые возникают в процессе ее деятельности в достижении целей.

Внешние переменные являются факторами среды, которые находятся вне организацией, влияющих на ее деятельность. Внешняя среда по-разному влияет на организацию. Различия заключаются как в глубине влияния различных изменений на организацию, так и в скорости, с которой меняется внешняя среда организации, ее внешнее окружение.

В силу влияния принципа взаимозависимости организация вынуждена создавать потенциал, который способен реагировать на воздействие факторов внешней среды. Процесс управления является средством, с помощью которого организация реагирует на факторы внешнего окружения и обеспечивает устойчивый ее состояние. Субъект управления определяет, какими будут цель организации, и каким образом они могут быть достигнуты, основываясь на оценке потребностей и сдерживающих факторов внешней среды.

Принцип взаимозависимости проявляется в том, что функционирование и развитие организации определяется соотношением и характером внешних и внутренних действий, нарушающих или определяют условия нормального функционирования организации.

Принцип динамического равновесия.

Согласно закону инерции успешное функционирование организации зависит от уровня накопленного потенциала. В данном случае под потенциалом понимают способность организации успешно противостоять внешней среде, изменяя свое состояние с такой же сложностью и скоростью, как и изменения, происходящие в среде. Другими словами, потенциал организации должен находиться в динамическом равновесии с факторами внешней среды.

Среди множества факторов внешней среды на развитие системы управления больше всего влияют такие.

1. Определяющую роль в развитии системы управления играют изменения в производительных силах общества: технике и технологии производства, в человеке, как главной производительной силе, в формах организации производства.

Появление новой техники и технологии производства вследствие действия технических и научных революций в корне меняет производственный процесс, а следовательно, изменяет содержание управленческого труда; служит толчками, которые приводят к повышению квалификационного и образовательного уровня работников организации.

2. Организация производства, что изменилась под влиянием объективных условий внешней среды, требует согласованной перестройки всех элементов системы управления.

Если какой-либо элемент или система управления отстает в этой перестройке или работает по-старому, возникнут диспропорции в организации, снизится эффективность ее работы, что неизбежно приведет ее к банкротству.

3. Влияние изменений в производственных отношениях и в надстройке, прежде всего, политико-правовой.

Принцип экономичности.

Организации создаются для достижения определенных целей. Чтобы это делать успешно в течение длительного времени, организация должна быть эффективной и экономичной.

Эффективность измеряет достижения целей организации в условиях воздействия внешней среды. Экономичность измеряет лучшее использование ресурсов и оптимизацию процессов организации.

Относительная эффективность организации называется производительностью. Однако под производительностью понимают отношение количества единиц (изделий, услуг, товаров и др.) на выходе к количеству единиц (ресурсов) на входе.

Чем более экономичным будет вход, тем продуктивнее будет организация. Производительность является следствием использования всех видов ресурсов в комплексе.

Экономичность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях рынка. Поэтому принцип экономичности является одним из ключевых при оценке работы организации.

Профессор Хмель Ф.И. дополняет эти принципы следующими.

Принцип научной обоснованности практики менеджмента

Соблюдение его предусматривает:

- построение системы менеджмента в каждом отдельном случае на основе предварительного научного анализа;

- соблюдение в процессе менеджмента требований экономических законов и закономерностей менеджмента;

- владение менеджеров теорией менеджмента.

Принцип эффективности

В целом эффективность представляет собой отношение результата к затратам. Следовательно, эффективным считают менеджмент (Е), который обеспечивает максимизацию отношение результата (R) к затрат (И):

V         R

Е = > max.

Принцип оптимальности

Требует выбора наилучшего варианта решения, построения организационной структуры, соблюдение оптимального соотношения между результатом и затратами. Сравнение его с принципом эффективности дает основание для вывода, что максимальное не равнозначно оптимальном, оптимум - это всегда самый приемлемый вариант для определенных условий. Поэтому принцип оптимальности динамичнее, чем принцип эффективности.

Принцип постоянного совершенствования процессов и методов менеджмента

Процессы и методы менеджмента, которые доказали свою эффективность на определенном этапе развития организации, могут оказаться недостаточно или совсем неэффективными на другом этапе. Поэтому необходимо придерживаться требований принципа постоянного улучшения процессов и методов менеджмента.

Принцип плановости

Рынок и план двумя противоположностями, если планирование осуществляется централизованно и сковывает экономическую свободу производителей. За рынке самопланування является одной из важнейших залогов успеха и снижение степени риска хозяйствующих субъектов. Планирование определяет цель, которой стремится достичь организация, стратегия, сроки ее достижения, ресурсы и т.д. Подлежит ему и управленческая деятельность: принятие решений, сроки их выполнения; изменения организационных форм и структур; необходимые трудовые ресурсы и т.д.

Принцип единства целей

Требует сочетания в менеджменте целей организации, ее структурных подразделений и отдельных работников. Цілевстановлення является одной из основных функций менеджмента, с которой начинается его процесс.

Принцип целостности системы менеджмента

Цель управленческих коммуникаций заключается в установлении взаимопонимания между людьми в процессе сотрудничества, направленного на достижение целей организации. Один из аспектов этого принципа требует, чтобы все руководители не посылали сообщения в обход подчиненных, пытаясь выйти непосредственно на исполнителей, поскольку целостность организации зависит от взаимопонимания между высшими и низовыми руководителями. Только по необходимости мгновенной связи можно нарушать этот принцип.

Принцип гибкости организационных структур

Гибкость организационных структур менеджмента улучшает выполнение поставленных задач. Этот принцип требует включения в каждую структуру механизмов, устройств и факторов окружающей среды, которые должны помочь предвидеть изменения и реагировать на них. Организация с жесткой структурой управления рискует не справиться с проблемами, которые возникают в связи с экономическими, техническими, биологическими, политическими и социальными изменениями.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, невозможно добиться четкого функционирования системы управления, игнорируя другие принципы управления (целеустремленность спланированность, компетентность, стимулирования, дисциплина), так же как нельзя обеспечить целенаправленную деятельность организации без плановости, компетентности, дисциплины и иерархичности.

Наряду с общими существуют, как уже отмечалось выше, частичные принципы управления, которые имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны управления. Например, применительно к управлению предприятиями торговли выделяют обычно такие частные принципы, как ритмичность, непрерывность, параллельность и последовательность управленческих процессов.

Хмель Ф.И. выделяет организационные принципы менеджмента.

 Организационные принципы менеджмента

Они охватывают совокупность правил, норм, которые регулируют внутренние взаимоотношения между управляющей и управляемой системами, а также внутри управляющего.

Каждая организация имеет свой структурное разделение, в основе которого - группировка видов производственной и управленческой деятельности. Оно осуществляется с соблюдением определенных организационных принципов: функциональной дефиниции, скалярного (безусловной ответственности), уровня полномочий, единоначалия, делегирование полномочий, диапазона управления, паритета полномочий и ответственности, соответствия задач.

Принцип функциональной дефиниции

Предусматривает необходимость формулирования ожидаемых от управляющего или производственного подразделения результатов, направлений их деятельности, делегированных организационных полномочий, осознание должностных и информационных взаимосвязей с другими подразделениями. Соблюдение этого принципа активизирует роль подразделений в достижении целей организации, а несоблюдение может дезориентировать подразделения относительно ожидаемых результатов их деятельности.

Скалярное (безусловной ответственности) принцип

Соблюдение его связано с введением Цепочки прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабах организации. Это означает, что всегда должна быть лицо, которое обладает верховной властью в организации. Четкая линия должностного связи высшего руководителя с каждым из подчиненных обеспечивает эффективность процесса принятия решений и коммуникацию. Подчиненные должны знать, кто делегирует полномочия и на чей рассмотрение они должны передавать решение проблем, которые выходят за пределы их полномочий.

Принцип уровня полномочий

Предопределяется принципу функциональной дефиниции и скалярным. Суть его заключается в том, что для сохранения эффективности делегирования полномочий необходимо, чтобы сотрудники принимали все решения в пределах своих полномочий, не переадресовывать их на высшие организационные уровни, а на рассмотрение руководства передавали решение только тех вопросов, которые не относятся к их компетенции.

Принцип единоначалия

Чем полнее взаимосвязь подчиненного с начальником, тем меньше вероятность получения им противоречивых указаний и высшее персональная ответственность за последствия работы.

Принцип безусловной ответственности

Ответственность является обязанностью и не может быть делегированной, т.е. ни один руководитель не может путем делегирования освободиться от ответственности за деятельность подчиненных. Подчиненные, получив поручение и необходимые для его выполнения, несут полную ответственность перед руководителями за свою деятельность; руководители несут всю ответственность за организационную деятельность подчиненных.

Принцип паритета полномочий и ответственности

Полномочия - это право на выполнение порученной работы, а ответственность - это обязанность ее выполнить. Поэтому ответственность за конкретные действия не может превышать предусмотренный объем делегированных полномочий, но и не должна быть меньше него.

Принцип делегирования полномочий

Полномочия, делегированные отдельным руководителям, должны быть достаточными для того, чтобы обеспечить возможность получения ожидаемых результатов.

Принцип диапазона управления

Для каждой управленческой должности существует предельное количество сотрудников, которым может эффективно управлять один человек, но эта цифра может меняться в зависимости от ситуаций и их влияния на количество времени, необходимого для эффективного менеджмента.

Принцип прямого руководства

Чем менее косвенные личные контакты руководителя с подчиненными, тем эффективнее руководство. Даже объективная опосредованное информация недостаточна для правильного оценивания подчиненных. По непосредственного контакта руководитель может лучше учить, получать предложения и входить в суть проблем.

Принцип соответствия задач

Задачи отдельных лиц и структурных подразделений организации должны взаимно дополнять друг друга, формируя систему целей организации.

Принципы, локализованные за зонами и направлениям управленческой деятельности, регулируют менеджмент факторов производственного процесса человеческих, материально-вещественных и финансовых согласно специфики производственно-хозяйственной деятельности организации. Эти принципы конкретизируются в рамках каждой системы менеджмента на основе предметной сферы деятельности хозяйствующего субъекта, уровня культуры и общей философии организации.

В практике менеджмента конкретной организации могут проявлять себя и другие принципы. Таким образом формируется индивидуальная система принципов организации, которая обеспечивает высокие результаты их деятельности. Однако эту систему нужно постоянно пересматривать и обновлять, предвидя уточнения, отрицание принципов, если они не обеспечивают ожидаемых результатов.



Назад