Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

3.1. Эволюция управленческой мысли в мире и в Украине


Первый этап в развитии управленческой мысли получил название научного управления.

1. Научное управление (1885 - 1920)

Оно наиболее тесно связано с работами Ф. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилбрет и Генри Ганта.

Эти создатели школы научного управления думали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать много операций ручного труда, для того чтобы добиться их более эффективного использования.

В 1911 г. вышла книга Ф.Тейлора "Принципы научного управления". Она начала науку управления как самостоятельную отрасль научных исследований и практической деятельности. Он разработал ряд методов научной организации труда. Так, при выполнении операций применялось премирования работников с целью их поощрение в повышение производительности труда и увеличение объема производства.

Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность. Организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает наиболее успешно. Этот подход резко отличался от старой системы, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Научное управление не пренебрегла человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересованности работников в повышении производительности и увеличении объемов производства.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление начало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители, практики и ученые увидели, что методы и подходы, которые преподавались в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

2. Классическая или административная школа в управлении (1920-1950)

Появление этой школы связывают с именами А. Файоля, Л. Урвіка, Д. Мунл, А. Файоль руководил крупной французской компанией по добыче угля. Л. Урвік был консультантом по вопросам управления в Англии. Д. Мунл работал под руководством Альфреда П. Слоуна в компании "Дженерал Моторс".

Школа административного управления базировалась на разработке и использовании универсальных принципов и функций управления предприятием, таких как: структура производства, разделение труда, централизация, инициатива, планирование, дисциплина, система поощрений, подчиненность личных интересов общим.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом исходили из идеи, что соблюдение этих принципов бесспорно обеспечит успех организации.

3. Школа человеческих отношений (1930-1950)

Движение за человеческие отношения зародился в ответ на неспособность полностью осознать значение человеческого фактора как основного элемента эффективности организации. Это движение было реакцией на недостатки классического подхода. Поэтому школу человеческих отношений иногда называют неоклассической школой.

Ученых Мэри Паркер Фоллетт и Элтона Мейо можно назвать крупнейшими авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении.

Знаменитые эксперименты Мейо открыли новое направление в теории управления. Мэйо доказал, что четко разработаны рабочие операции и высокая заработная плата не всегда приводят к повышению производительности труда. Иногда работники реагировали значительно сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желание руководства и материальные стимулы. Более поздние исследования, которые были проведены Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления.

Исследователи психологической школы считали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности их будет расти, а это приведет к повышению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, которые содержали более эффективные действия непосредственно руководителей, консультации с рабочими и предоставления им более широких возможностей общения на работе.

4. Поведенческие науки (1950 - до сих пор)

Среди наиболее крупных фигур развития поведенческого направлении можно упомянуть Крыса Арджириса, Ренціса Лайкерта, Дугласа Мак-Грегора и Фредерика Герцберга. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организации, лидерства, изменения содержания работы и качества родового жизни.

Если школа человеческих отношений сосредотачивал свое внимание, главным образом, на методах налаживания межличностных отношений, то новый подход пытался помочь работнику осознать свои собственные возможности. Методы изучения работника основывались на применении науки о поведении до построения и управления организациями. Целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Популярность поведенческого подхода значительно выросла в 60-е годы. Им были охвачены все отрасли управления. Представители этой школы пропагандировали свой подход как единственный лучший путь решения управленческих проблем. Главным в истории поведенческих наук было утверждение того, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и предприятия в целом.

Эмпирическая школа управления

В процессе дальнейшего развития управленческой мысли произошло возвращение к практике управления. Появилось новое направление менеджмента - эмпирическая школа, которая является отражением предыдущих течений. По мнению теоретиков этой школы, главной задачей в области менеджмента являются: получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций для управляющих.

Выделяют два основных направления эмпирической школы: исследования в области практики организации управления и разработка теоретических основ современного капиталистического общества.

Главным направлением исследований в эмпирической школе является изучение содержания труда и функций руководителей. Выбор такого направления исследований связан с тем, что теоретики акцентируют внимание на профессионализации управления, то есть преобразовании труда по управлению в самостоятельный, специфический вид - в особую профессию.

Школа социальных систем

Обосновывая дальнейшее развитие рыночных отношений, ряд ученых (Д. Марч, Г. Саймон, А. Епіціоні и др.) критично подошли к предыдущих управленческих теорий с учетом современного опыта и сформировали новую - теорию социальных систем. Эта теория использует в своем учении выводы школы человеческих отношений. Работника в организации рассматривают как социально-ориентированную существо, потребности которой влияют на среду в организации. В свою очередь, среда имеет обратное воздействие на работника. Школа социальных систем рассматривает человека в социальной группе как один из многих взаимосвязанных и взаимодействующих факторов в сложном комплексе социальных отношений организации.

5. Количественный подход (1950 - до сих пор)

До Второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно.

В количественном подходе выделяют:

- исследование операций и модели;

- влияние количественного подхода.

Исследование операций и модели по своей сути - это применение методов научного исследования доопераційних проблем организации.

После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель - это форма изображения реальности. Она несколько упрощает реальность и подает ее абстрактно. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.

Наибольший толчок к применению количественных методов в управлении дал развитие компьютеров.

Новая школа

Характеризуется развитием современных количественных методов обоснования решений путем внедрения в науку управления точных наук и компьютеров. Последователями этой школы можно назвать таких исследователей менеджмента, как Г. Люса, Д. Форстера, А. Голдберга и др.

Так как Украина входила в состав СССР, то ее управленческая наука развивалась, исходя из подходов, которые тогда были. Ряд исследований были направлены на совершенствование административно-командной системы, в связи с чем был накоплен определенный опыт.

Авторы Андрушкив Б.М. и Кузьмин О.Є. в своей книге выделяют семь этапов развития управленческой науки в советские времена:

1-вый этап (октябрь 1917 - март 1921). Разработаны формы и методы государственного централизованного управления производством, обоснованы принципы централизма, организационные методы управления, диктатуры и государственного регулирования.

2-гий этап (1921 - 1928). Дальнейшее совершенствование административного управления производством. Предприняты попытки применения так называемого хозрасчета как основы экономического управления. Появились тресты и синдикаты, а также формально изучалась возможность участия трудящихся в управлении.

3-той этап (1929 - 1945). Организация индустриальной базы общественного производства, совершенствование структурного управления, методов подбора и подготовки кадров, планирования и организации производства.

4-той этап (1946 - 1965). Поиск новых форм функционирования и взаимодействия государственных органов управления, попытка перехода к территориальной и территориально - отраслевой системы управления, что привело к углублению администрирования.

5-й этап (1965 - 1975). Осуществлена попытка хозяйственной реформы путем усиления роли экономического управления.

6-й этап (1975 - 1995). Осознание невозможности реформирования административно - командной системы. Этот этап подтвердил необходимость радикального изменения экономических отношений и коренных экономических реформ, проведение которых принадлежит к седьмого этапа (1985). В нем различают:

- 1-шей підетап - работа предприятий по первой модели хозяйственного расчета, построенной на нормативном распределении прибыли;

- 2-гий підетап - применение второй модели хозяйственного расчета, построенной на нормативном распределении дохода, развитие арендных отношений;

- 3-той підетап - внедрение прогрессивных форм организации труда, усиление кооперативного движения, расширение экономической свободы;

- 4-тый підетап - внедрение территориального хозяйственного расчета на всех уровнях управления;

- 5-тый підетап - начало рыночных реформ. Реализация этого підетапу осуществляется уже в условиях развития независимой национальной экономики Украины.



Назад