Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

3.5. Теория индустриального менеджмента


Исторический путь эволюции менеджмента насчитывает более 100 лет, хотя первые попытки организации промышленного производства на научных началах осуществлялись в Англии уже в первые десятилетия XIX века. В этот период экономисты стали осознавать ключевую роль фигуры управляющего в налаживании эффективности капиталистического производства, начали задумываться над качествами менеджеров, характеризуя их как органы производственного процесса. Английский экономист Д. Лафлин считал, что менеджер, который умело выбирает место расположения фабрики, контролирует финансы, покупает сырье и продает продукцию, умеет обращаться к рабочих, ставить перед ними задачи, кто следит за рынком и знает, когда можно продавать, а когда придержать товар, кто в состоянии четко осознать, чего хотят покупатели, совместить характер их запросов со свойствами своих продуктов, - такой менеджер является редким человеком.

Первая половина XIX в. и является тем периодом, когда в наиболее развитых странах капитализма, что зарождался (сначала в Англии, а затем в США), начали формироваться основы той дисциплины, которая потом получила название "менеджмент".

В это время везде процветал грубый, авторитарный стиль руководства, начал интенсивно накапливаться основной капитал. Управленческая практика этих лет может быть охарактеризована как авторитарный деспотизм, нечеловеческая эксплуатация и безграничное произвола в отношении к подчиненным.

В период становления фабричной системы производства функции менеджмента часто смешивались с задачами инженерных служб, а сами менеджеры концентрировали свое внимание, главным образом на решении чисто технологических или экономических вопросов, в результате чего организационные и социальные аспекты деятельности предприятий фактически выходили за пределы их компетенции.

Менеджмент этой эпохи характеризуется жесткой дисциплиной и военным строем организации. Первые менеджеры широко использовали методы армейской дисциплины, строго наказывали работников для обеспечения безоговорочной покорности. С наступлением индустриальной революции многие рабочие были вовлечены в сферу промышленного производства на основе других принципов дисциплины и организации. Природа фабричной труда требовала своевременного и точного выполнения рабочими всех производственных операций, что стало невозможным без определенного втягивания их в сам процесс организации производства, которая заставила менеджмент постепенно менять характер своих организаций от тотального надзора за процессом труда к его организации на основе самостоятельной ответственности персонала.

Можно согласиться с мнением авторов американской энциклопедии профессионального менеджмента, что отправным пунктом развития теории индустриального менеджмента следует считать 1886 год, когда Г. Таун (1844-1924) (президент мануфактурной компании "Йель энд Таун") на ежегодном собрании американского общества инженеров-механиков провозгласил доклад на тему: "как Инженер экономист".

В ней он впервые поднял вопрос о роли менеджмента как относительно самостоятельной сферы научных знаний и профессиональной специализации, которая по своей практической значимости равнозначна инженерной труда. Таун доказывал: "Менеджмент должен быть выделен в отдельную науку со своим предметом, литературой и ассоциациями, поскольку мы в этом случае, предприниматели и менеджеры, можем иметь взаимную выгоду из общего опыта".

Основы изучения менеджмента были заложены реальными опытными людьми, которые управляли первыми фабриками и фирмами. Однако менеджмент не признавали как важную составляющую успеха или неудачи фирмы до тех пор, пока не возникло сравнительно много предприятий с похожими проблемами, которые превратили деловое администрирование в особое искусство и вид занятий, не зависящих от конкретной фирмы или отрасли промышленности. Задача менеджеров заключалось в том, чтобы специалист входил в структуру власти фирмы и дать ему больше автономии, чем рабочему, для развития в нем стремление идентифицировать свои собственные интересы с интересами фирмы.

Среди пионеров менеджмента можно отметить и X. Мюнстерберга (1863-1916). Он был зачинателем промышленной психологии, проблемам которой посвятил книги: "Психология и индустриальная эффективность" (1913) и "Психология бизнеса" (1918).

Итак, индустриальный менеджмент обязан своим возникновением увеличению веса организационных управленческих проблем в производственном процессе. Одно из первоочередных задач состояла в том, чтобы достичь высокой отдачи от труда рабочих. Для этого рабочим постоянно прививали исполнительную дисциплину, профессиональную культуру, умение тщательно и своевременно выполнять должностные обязанности. Вместе с тем в своих начальных формах менеджмент был близок к традиционного авторитарного стиля руководства, который характеризовался жестким обращением с рабочими. Вообще, менеджмент эпохи возникновения индустриального производства очень широко использовал силовые методы управления, наказание как главные средства регулирования живого труда. На этом этапе в нем наметились тенденции перехода от принципа надзора за работой до принципа ее рациональной организации на научных принципах, но в целом менеджмент еще не перенес центр внимания своих усилий с внешнего контроля на управление.



Назад