Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

9.4.2. "Социальные письма" К. Родбертуса


Одним из гениальных экономистов XIX в. был Карл Родбертус-Ягецов (1805-1875). По своему происхождению, общественным положением, условиями жизни и жизненными обстоятельствами этот представитель критического социализма был чужим рабочему классу. Однако он считал, что рабочие должны целенаправленно отстаивать свои социальные интересы. В то же время Родбертус признавал, что крепкая монархическая власть не может быть препятствием в достижении социальных идеалов.

К. Родбертус одновременно поддерживал отношения с социал-демократом Ф. Лассалем и консерватором Рудольфом Майером. Его сила была не в политике, а в области теоретического мышления. Свое учение о распределении он развивал в соответствии с принципами трудовой теории ценности.

В "Социальных письмах" к Кірхмана Родбертус признавал результатом производственной деятельности общества коллективное создание общественного продукта. Часть этого продукта поступает на замещение спожилого в процессе производства общественного капитала, остальное распределяется между тремя основными производственными факторами - трудом, капиталом и землей. С точки зрения К. Родбертуса, единственной производительной силой является труд. Земельная рента является частью труда другого лица, а не собственника земли.

Согласно теории Д. Рикардо, земельная рента зависит только от естественного плодородия земельных участков или от разницы в производительности последовательных затрат земледельческого капитала. К. Родбертус вовсе не отрицает того, что земельная рента должна быть тем выше, чем плодородніша участок, как и то, что рента растет при большей интенсивности сельского хозяйства. Земельную ренту, которая возникает благодаря естественной разницы условий земледельческого производства, Родбертус называет дифференциальной рентой. К. Родбертус в противовес Рикардо утверждает, что, кроме дифференциальной ренты, существует также абсолютная земельная рента, которая совершенно не зависит от указанных отличий участков земли и неизбежно возникает в сельском хозяйстве из внимания на то, что сельское хозяйство, производство сырье, требует меньших затрат капитала, чем обрабатывающая промышленность, в состав капитала которой входит и само сырье. В связи с тем не только плодородные участки земли приносят ренту, но и наименее плодородные земли, если только они обрабатываются".

"Желая опровергнуть теорию земельной ренты Рикардо, Родбертус, - по мнению М. Туган-Барановского, - возразил трудовую теорию ценности в ее абсолютной форме". Критикуя получателей нетрудовых доходов - землевладельцев, Родбертус в то же время был за сохранение частной собственности, без которой не видел общественного прогресса. Под влиянием тогдашней действительности он разделял взгляды относительно притяжения заработной платы до минимума средств существования... "Бедность и промышленные кризиса, - твердил К. Родбертус, - порождаются одной и той же причиной: одна и та же свойство современного товарного производства создает огромные препятствия для равномерного и непрерывного общественного прогресса".

Конечно, научные наработки Родбертуса наибольший интерес представляют с учетом эволюции экономической теории вообще, социалистического ее напрямую в частности. "Если сравнивать Родбертуса с Марксом, - писал Г. Туган-Барановский, - то нельзя не признать, что теория нетрудового дохода нашла в Родбертуса точнее и логично стройнее выражения, чем у Маркса. Родбертусові нужно несколько страниц для изложения того, что Маркс выражает на десятках и сотнях страниц, несмотря на свою краткость и короткість, на свой лапідарний стиль, теория ренты автора "Социальных писем" глубже и богаче содержанием всего того, что написал по этому вопросу Маркс. Вообще в области абстрактной экономической теории Родбертус оригинальнее и стоит выше Маркса".

Кажется, даже приведенного обобщения достаточно, чтобы понять, почему последователи и сторонники экономических доктрин К. Маркса возненавидели М. Туган-Барановского, который, правда, ставил К. Маркса гораздо выше К. Родбертуса в области практической политики. Если К. Родбертус не пошел дальше от утопии о "социальной монархию", то К. Маркс был вдохновителем огромного социального движения новейшего времени.



Назад