Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

3.7. Характеристика интегрированных подходов к управлению


Принципы новой управленческой парадигмы должны составлять основу совершенствования управления организациями. В условиях оперативного управления эти принципы позволяют понять характер организационно-управленческих механизмов подчинения производства потреблению, удовлетворения рыночного спроса. Особенно важны они для понимания концепции стратегического управления, что строится на системном и ситуационном подходах.

Принципы системности рассматривают современную организацию, в первую очередь, как социально-экономическую систему, которая имеет специфические, присущие только ей особенности:

- целостность, когда все элементы и части системы служат достижению общих целей, стоящих перед организацией в целом. Это не исключает возможности возникновения неантагоністичних противоречий между ее отдельными элементами (подразделениями);

- сложность, что проявляется в большом количестве обратных связей, в том числе и в процессе стратегического планирования и управления;

- большая инерционность позволяет с высокой степенью вероятности предсказывать развитие организации в будущем;

- высокая степень надежности функционирования, что определяется взаимозаменяемостью компонентов и способов жизнедеятельности организации, возможностью использования альтернативных технологий, энергоносителей, материалов, способов организации производства и управления;

- параллельный рассмотрение натуральных и стоимостных аспектов функционирования системы. Это позволяет постоянно сравнивать и оценивать эффективность деятельности организации, системы управления и реализации ее стратегии.

Сущность функционального подхода к менеджменту состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установки функций создаются несколько альтернативных объектов для их выполнения и выбирается тот из них, что требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта.

В настоящее время в управление применяется, в основном, предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая система совершенствуется путем доработки существующей системы по результатам маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса в данной области, замечаний и предложений потребителей. Поэтому на практике перед конструкторами ставится задача достичь за важнейшими показателями качества объекта мирового уровня. В чем недостатки такого подхода? Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка, в установлении для себя трудных задач. Мировой уровень потребностей до момента введения объекта в потребителя объективно могут спрогнозировать не конструкторы, а маркетологи. Во-вторых, предположим, конструкторы очень постарались и нашли лучший мировой образец. Однако этот образец проектировался вчера и несет в себе технические идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте. Поскольку еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца и за этот период мировые достижения в данной области уйдут далеко вперед. Применяя предметный подход инвесторы и менеджеры всегда будут только догонять вчерашний день и никогда не выйдут на мировой уровень.

Применяя предметный подход к развитию социально-экономических систем, менеджеры идут путем совершенствования существующих систем. И на практике менеджеры часто сталкиваются с проблемой поиска работы для существующих коллективов или работников. Применяя функциональный подход, идут от обратного, от потребностей.

Применяя функциональный подход, абстрагируются от объектов, выполняющих подобные функции, будто они не существуют, или от будущих потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с відтворювальним подходом, потому что для удовлетворения потребностей нужно создать физический или некий другой объект.

Функциональный подход, вместе с другими подходами, позволяет ведущим фирмам мира быть всегда впереди.

Функциональный подход реализуется в методах функционально-стоимостного анализа (ФСА).

Функционально-стоимостной анализ - метод системного исследования объектов (изделий, процессов, структур и т.п.), направленный на оптимизацию соотношения между полезным эффектом и совокупными затратами ресурсов за жизненный цикл объекта, который применяется по назначению.

Процессный подход был впервые предложен сторонниками школы административного управления, которые пытались определить функции менеджмента. Однако они рассматривали эти функции как независимые друг от друга. В противовес этому процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других - это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждая из которых также является процессом, называют управленческими функциями. Сумма всех функций представляет собой процесс управления.

Процессный подход к управлению отражает стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку, разорванный в результате «чрезмерного увлечения» функциональным подходом, при котором каждая из функций рассматривается вне связи с другими. При этом внимание фокусируется на взаимосвязи отдельных действий, каждая из которых, в свою очередь, является процессом. Таким образом, управление - это управленческие функции, динамично изменяются в пространстве и времени, которые связаны между собой. Целью их является решение проблем и задач организации.

Новый подход в исследованиях и в системе подготовки управленческих кадров воплотился в переносе акцента на изучение действительных условий, конкретной ситуации, в которой находится та или иная фирма, и разработку на этой основе специфической, уникальной, если это необходимо, организационной структуры, что соответствует конкретным условиям и требованиям. Ситуационный подход к менеджменту показан на рисунке 3.1.

«Ситуационный подход» к организационных структур получил наиболее последовательную разработку труда в П. Лоуренса и Дж. Лорша «Организация и среда». Они называют свой подход «случайной» теорией организации, исходным положением которой является утверждение, что не существует единого способа организации и что на разных стадиях развития того или иного предприятия необходимы различные типы организационных структур.

Основное содержание книги Лоуренса и Лорша составляет анализ различных типов организационных ситуаций, потребностей, обусловленных различными степенями роста компании, ее взаимодействия со средой. На этой основе становится возможным выбор структуры, что соответствует действительным потребностям фирмы.

3.1  

Рис. 3.1. Ситуационный подход к менеджменту

«Ситуационный подход» не ограничивается областью организационных структур, но все более отчетливо проявляется и в изучении других элементов управления. Так, ситуационный подход к проблеме руководства разрабатывался Ф. Фідлером в его исследовании «Теория эффективности руководства». Этот автор пытался категоріально определить различные типы и ситуации группового поведения людей в организации и в соответствии стиль руководства, наиболее эффективный для данной ситуации. Аналогичный подход характерен и для В. Уайта, что в работе «Организационное поведение: теория и ее применения» стремился определить типы группового поведения в организации и исследовать влияние различных методов руководства на групповое поведение и поведение индивидуумов. Эти и другие исследования свидетельствовали о том, что ситуационный подход начинает превалировать и в этой отрасли, а это означает определенный отход от традиционного стремления американской теории управления формировать универсальные принципы управления людьми в организации.

Следует отметить, что сторонники ситуационного подхода видели возможность преодоления существующих разногласий между біхевіористською и математической интерпретации проблем управления. Анализируя сущность методов исследования операций, Моклер справедливо подчеркивал, что в основе обоих подходов лежит именно анализ ситуации. Однако он писал, что специалисты по исследованию операций очень часто не применяют ситуационное мышления, будучи углубленными в механику линейного программирования, теории очередей, теории игр и др. И чем больше эти люди погружены в свои методы, тем дальше они уходят от проблем бизнеса и становятся менее способными находить общий язык с менеджерами.

Методология ситуационного подхода позволяет, по мнению его сторонников, последовательно преодолеть этот недостаток. Одной из конкретных попыток представить методы исследования операций с позиций ситуационного подхода является работа Д. Миллера и М. Старра «Управленческие решения и исследования операций». Авторы этой книги намеренно строят изложение материала не вокруг различных методов, таких как линейное программирование, теория очередей, теория игр и т.п., а на основе типов деловых ситуаций и таких направлений деловой деятельности, как рыночные операции, производство, финансы и др. Они не столько стремятся сделать читателей книги специалистами из разных методов исследования операций, сколько пытаются показать менеджерам и специалистам по исследованию операций, как можно использовать методы количественного анализа в различных конкретных ситуациях. Ситуационный подход переводит теорию управления и обучения менеджеров в области реальности. Слишком часто теоретики управления склонялись к разработке общих теорий и вследствие этого потеряли связь с реальностью действительной работы по управлению. Как видно из приведенных рассуждений, «ситуационный подход» начинал становиться доминирующей тенденцией в американской теории организации и управления.

Через ситуационный подход реализуется принцип адаптивности, что является основным принципом стратегического управления. Его суть заключается в том, что все внутриорганизационные построения (культура организации, оргструктура, система планирования и т.д.) является реакцией организации на соответствующие изменения во внешнем окружении и некоторые изменения во внутренней среде.

Например, если внешняя среда относительно стабильное, руководство организации стремится к большей централизации управления, созданию жесткой организационной структуры управления, ориентированной на управленческий контроль по всей технологической цепочке. Когда внешнее окружение нестабильное и в нем происходят постоянные изменения, которые содержат в себе опасность и несут новые возможности для организации, руководство вынуждено больше заботиться о проблеме выживания организации, большую гибкость системы управления. Организационные структуры становятся более децентрализованными, гибкими, позволяющие быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения.



Назад