Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

4.2. Общие характеристики организаций и составляющие ее успеха


Все сложные организации имеют общие характеристики. Эти общие черты помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией необходимо управлять.

1. Ресурсы. В общих чертах цель любой организации вмещает преобразования ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.

Например, организация "Мак Дональд" (производство и обслуживание).

Материалы - мясо, картофель, булочки, бумага.

Технология - механизированное приготовления пищи (кухонное оборудование).

Люди - управляющие ресторанами, бухгалтеры, мясники, продавцы на раздаче.

Информация - отчетность по реализации, учет на складах, отчет по затратам на приобретение продуктов для изготовления продукции.

Этот пример показывает взаимосвязь между целями и ресурсами.

2. Зависимость от внешней среды. Одной из важнейших характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна из организаций не может быть "островком в себе". Организации полностью зависимы от окружающего мира, от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и потребителей, пользователей их результатов, которых они пытаются достичь.

Термин "внешняя среда" учитывает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию, другие составляющие. Большое значение имеет тот факт, что хотя организация и полностью зависит от внешней среды, среда это, как правило, находится за пределами влияния менеджеров. Лучшие руководители в компании "IBM" ничего не могут сделать, чтобы удержать маленькую японскую компанию от выхода на рынок с новой интегральной схеме, которая делает некоторые виды продукции "IBM" устаревшими.

С каждым годом руководству приходится учитывать все большее количество факторов внешней среды. Чтобы достичь успеха, фирмам приходится конкурировать на иностранных рынках и противостоять конкуренции иностранных компаний у себя на родине.

3. Горизонтальное разделение труда. Наиболее наглядной характеристикой организации является разделение труда. Если два человека работают для достижения одной цели, они должны делить работу между собой. Разделение всей работы на составляющие называют горизонтальным разделением труда. Распределение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задачи позволяет организации производить значительно больше продукции, чем если бы та же количество людей работала самостоятельно. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии является производство, маркетинг и финансы. Это основные виды деятельности, которые должны быть успешно осуществлены, чтобы фирма достигла поставленных целей.

4. Подразделения. Сложные организации осуществляют четкий горизонтальное распределение за счет образования подразделений, которые выполняют специфические конкретные задачи и достигают конкретной специфической цели. Такие подразделения часто называются отделами или службами, хотя существуют и другие названия.

Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения - это группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Таким образом, по своей сути большие и сложные организации состоят из нескольких специально созданных для конкретной цели взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, которые возникают спонтанно.

5. Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации распределяется на составляющие, кто должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Вертикальное разделение труда отделяет работу по координации действий от самих действий. Деятельность по координации работы других людей и составляет суть управления.

6. Необходимость управления. Для того, чтобы организация могла достигать своей цели, задачи должны быть скоординированы средством вертикального разделения труда. Поэтому управление является исключительно важной деятельностью для организации.

Желание добиться успеха характерно для многих. Считается, что организация действует успешно только тогда, когда достигла своей цели.

Каковы же составляющие успеха организации?

1. Выживание. Некоторые организации планируют свой роспуске после достижения ими ряда заранее запланированных задач. Примером может служить любая правительственная комиссия, которая создавалась для достижения конкретной цели. Но выживания, возможность существовать как можно дольше является первостепенной задачей большинства организаций. Это может продолжаться бесконечно. Рекорд установила римская католическая церковь, которая действует уже в течение 2000 лет.

2. Результативность и эффективность. Чтобы успешно работать в течение длительного времени, выжить и достичь цели, организация должна быть эффективной и результативной.

Популярный исследователь Питер Друкер говорит: результативность является следствием того, что "предпринимаются нужные, правильные вещи". А эффективность является следствием того, что "правильно создаются те же вещи". И первое, и второе одинаково важно.

3. Производительность. Эффективность можно измерить и выразить количественно, потому что есть возможность определить денежную оценку ресурсов, которые потребляются, и выпускаемых продуктов. Относительная эффективность организации называется производительностью. Она выражается в количественных единицах. Производительность - это отношение количества единиц на выходе к количества единиц на входе.

Ключевой составляющей производительности является качество.

Менеджеры решают, какими должны быть цели в области производительности организации. Менеджеры решают, какие методы получения продукции будут использованы в организации. Менеджеры решают, какие формы стимулирования будут применяться в организации для того, чтобы заинтересовать рабочих в повышении производительности.

4. Практическая реализация. Управленческие решения, как бы хорошо они не были обоснованы с точки зрения теории и подкреплены исследованиями, это лишь идеи, мысли. А цель управления - это выполнение реальной работы реальными людьми. Решения являются успешными тогда, когда они реализуются практически, результативно и эффективно, превращаются в действие.

На нынешнем этапе развития создается большое количество новых организаций. Новая организация современного промышленного или сельскохозяйственного производства должна отвечать таким требованиям:

- небольшие организационные подразделения с небольшим количеством работников, но они должны иметь более высокий, чем раньше, квалификационный и образовательный уровне;

- немного уровней управленческой иерархии;

- бригадные организационные структуры;

- ориентация производства на обслуживание потребителя;

- гибкий, который может быстро меняться, ассортимент продукции;

- минимум запасов и гибкие производственные системы;

- более высокий уровень производства и как можно меньше его расходы.

Новые производственные организации производства должны строиться на следующих принципах:

1. Нельзя строить организацию к имеющихся способностей людей: ее нужно строить как инструмент для достижения четко определенной цели и подбирать людей, способных обеспечить достижение этой цели.

2. Принцип единоначалия: ни один человек не должен отчитываться более чем одному руководителю и должен получать приказы только от одного руководителя.

3. Принцип специализации в сфере управления: все действия, которые регулярно повторяются, следует твердо распределять между работниками аппарата управления и не дублировать их.

4. Принцип диапазона управления: рекомендуется иметь не более 6-12 подчиненных.

5. Постоянное ограничение числа иерархических ступеней в структуре организации (чем больше предприятие, тем сложнее им управлять).

6. Принцип делегирования полномочий: руководитель никогда не должен сам делать то, что может сделать его подчиненный.

Современные менеджеры должны знать, что в рамках нового управленческого мышления будь-яка производственная система рассматривается как соціотехнічна. Она состоит из двух подсистем: а) технической, к которой входят не только машины, станки, оборудование, все виды технологий, но и управленческие знания, организационные структуры, методы планирования, организация рабочих мест и уровень квалификации и подготовки рабочей силы, технологические приемы и навыки работы; б) социальной, которая содержит все формы морального и материального стимулирования труда, стиль управления, участие рабочих и служащих в процессе принятия решений, создание карьеры и продвижения по службе, организационную культуру и др.

Таким образом, все проблемы должны решаться в рамках единой социальной системы.



Назад