Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

4.3. Внутренняя среда организации


Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований производства (продукции, услуг).

Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые постоянно находятся в поле зрения менеджеров: цели, структура организации, ее задачи, технология и люди.

Будь-яка организация рассматривается как группа людей с общими целями (первый переменный фактор). Того, что люди не смогли бы достичь в одиночку, они достигают в организации, поэтому ее можно рассматривать как средство достижения цели. Цель - это конкретный конечный состоянии ли ожидаемые результаты работы группы людей, которые определенным образом организованы. Такие конечные результаты разрабатываются в процессе планирования и доводятся участникам производства. Различные типы организаций имеют разные цели. Если цель - получение прибыли, то организации занимаются производством товаров или предоставлением услуг. Если бесприбыльные организации, то их целью является выполнение своего назначения в рамках ассигнованных бюджетных средств.

Крупные организации - многоцелевые. Для получения прибыли большая организация определяет цели в разных направлениях, то есть разрабатывает дерево целей. Это может быть разработка новой продукции, высшее качество услуг, подготовка кадров, определение рынка сбыта и т.д.

Для достижения конечной цели организации относятся различные цели в ее подразделениях. Они координируются менеджерами в рамках общей цели.

Второй ситуационной переменной является структура организации. Под структурой организации понимают количество, состав ее подразделений, ступеней управления в единой взаємозалежній системе. Структура устанавливает такие взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений, позволяющих наиболее эффективно достигать целей организации. Этому способствует специализированное разделение труда. Характерной особенностью специализированного разделения труда является то, что соответствующая работа закрепляется за специалистами, то есть теми, кто способен ее выполнять лучше всех. Так, работа разделена между экономистами, технологами, механиками, энергетиками и т.д. При производстве любого товара работа разделяется на многочисленные малые операции, что тоже является конкретной специализацией труда.

Преимуществом специализированного разделения труда является то, что специалист работает более продуктивно и качественно. Во всех организациях (за исключением очень маленьких) имеет место специализированное разделение труда. В крупных организациях специалистов группируют вместе в рамках функционального разделения отраслей (отделы, управления). Благодаря правильному разделения труда в организации по горизонтали осуществляется ее успешная деятельность, достигается высокая производительность и эффективность. Но не менее важен в этом плане является и вертикальное разделение труда.

Для успешной совместной работы крайне необходимо разделение труда по координации от непосредственного выполнения задач. Такое отделение создает иерархию управленческих уровней, то есть формальная субпідрядність на каждом уровне. Менеджер, что находится на более высоком уровне управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей низшего уровня, а те в свою очередь - на низшей ступени и так вплоть до исполнительного персонала. Например, начальник производственного отдела имеет в своем подчинении начальников цехов, смен, лабораторий. Начальникам цехов подчиняются бригадиры участков, мастера. Всю организацию пронизывает субпідрядність до уровня исполнительского персонала.

Каждый руководитель имеет в своем подчинении определенное количество людей, которые находятся в сфере его контроля. Сфера контроля определяет тип организационной структуры. Если руководитель контролирует большое количество подчиненных, то сфера контроля является широкою. ее следствием является формирование плоской структуры управления. Если каждому руководителю подчиняется немного людей, то это узкая сфера контроля, за которого функционирует многоуровневая (или высокая) структура управления. Крупные организации с плоской структурой имеют небольшое число уровней.

Нельзя говорить о лучшую или худшую сферу контроля. Не она определяет и величины организации. И высокая, и плоская структуры управления организацией могут сложиться в разных по величине организациях. Организации с широкой сферой контроля могут иметь высокую структуру и плоскую. Так, например, авиазавод и трест ресторанов имеют высокую структуру управления, несмотря на огромные различия и цели их деятельности. Так завод со сферой влияния на несколько тысяч работающих имеет пять уровней управления. Столько же уровней имеет армейская рта с численностью в 100 человек.

Поскольку в больших современных организациях работа четко разграничивается по горизонтали и вертикали, то возникает крайняя необходимость в создании формальных механизмов координации деятельности межуровневых подразделений и соподчиненности. Такая координация обеспечивает не только интересы подразделений, но и организации в целом.

С помощью координации формулируется и доказывается цель организации к ее подразделений. Но это лишь один из многих механизмов координации. В координации участвует каждая функция управления.

Третьим внутренним переменным фактором в организации является постановка задач, под которым понимают предложенную работу (группу работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в установленный срок. При разработке структуры организации каждая должностная инструкция включает ряд задач, что является частью общего объема работы для достижения цели. Считается, что если задания выполняются по установленной технологии и режимом работы, то организация функционирует эффективно.

Существует традиционное распределение задач на три группы: работа с людьми, предметами (машина, сырье, инструменты), информацией. Работа за станком - это работа с предметами. Мастер участка работает с людьми. Работа экономиста в плановом отделе, в основном, связана с информацией.

Важное значение в работе имеет частота повторения задач и время для их выполнения. Операция по закручивание гайки на конвейере может повторяться множество раз за рабочий день. На ее выполнение будет затрачено несколько секунд. Задачи по анализу экономической информации требуют длительного времени и не могут повторяться и повторяться не часто. Таким образом, управленческая, интеллектуальная работа является более разнообразной, а время на ее выполнение увеличивается от низшего до высшего уровня.

Четвертым переменным фактором выступает технология. Технология - это средство преобразования сырья в определенные продукты и услуги. Она предусматривает сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, которые необходимы для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Любые производственные задачи не могут быть выполнены без использования конкретной технологии. Она выступает как средство преобразования материала, поступающего на входе производственного процесса, в форму, которую получают на выходе.

Важное место в технологии занимает стандартизация и механизация, которые значительно снижают издержки производства и ремонтных работ, потому что предполагают использование машин и механизмов вместо людей. Применение в производстве стандартных узлов, замена людей механизмами и использования конвейерных линий изменили служебные обязанности менеджеров, что в свою очередь повлияло на саму суть управления производством.

Важнейшим внутренним переменным фактором управления являются люди (пятый переменный фактор). Человеческая переменная рассматривается в управлении в трех направлениях: поведение людей (отдельных людей, людей в группах, поведение руководителя, менеджер в роли лидера, влияние менеджера на поведение отдельных людей и групп (рисунок 4.1).

4.1  

Рис. 4.1. Ситуационные факторы внутри предприятия

 

Все внутренние переменные факторы действуют во взаимосвязи, что позволяет достичь целей организации (рисунок 4.2). Поскольку внутренние переменные состоят из социального (люди) и технического компонентов, то их называют внутренними соціотехнічними подсистемами, что требует одинакового внимания как в социальных, так и к техническим вопросам организации. Отдача возможна лишь в их взаимодействия.

Внутренняя среда организации определяется внутренними переменными, то есть ситуационными факторами внутри организации. Внутренняя среда, где работают менеджеры, содержит в себе корпоративную культуру, организационную структуру, технологию производства, все здания и сооружения, принадлежащие организации, машины и оборудование. Наиболее весомым фактором внутренней среды является корпоративная культура. Внутренняя культура должна соответствовать требованиям как внешней среды, так и стратегии фирмы.

4.2  

Рис. 4.2. Взаимосвязь элементов внутренней среды предприятия

Внутренняя среда организации представлено функциональными сферами, которые являются общими для всех типов организации.

Кадровая функция - это обеспечение производственной и других сфер человеческими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка). Выполнение всех управленческих действий, которые связаны с социальной сферой: оплата, благосостояние и условия найма.

Финансы и бухгалтерский учет - это денежные аспекты бизнеса, в том числе управления средствами (расходы, изменение денежной массы). Бухгалтерский учет - сбор, обработка и анализ финансовых данных.

Обеспечение ресурсами - осуществление и совершенствование системы материально-технического обеспечения организации материалами, полуфабрикатами, машинами и энергетическими ресурсами.

Производственная функция - обеспечение функционирования производственного процесса в зависимости от цели производственной функции. Принятие решений в сфере технологий, организации, календарного планирования, производства, а также контроля качества (все эти много-численные задачи входят в оперативно-производственное управление).

Функция развития продукта и процесса производства - это организация проведения исследований и развития процессов, разработка высоких технологий, компьютеризация (совершенствование организации процессов). Изучение долгосрочной динамики развития продукта, как основного фактора конкуренции на рынке, осуществление инновационной политики фирмы.

Функция развития материально-технического обеспечения производства - это развитие инструментального хозяйства, ремонтных служб и служб технического оснащения с целью обеспечения рациональных сроков физического и морального износа технических систем.

Маркетинг - это особый вид деятельности по прогнозированию, осуществления, выявление и удовлетворение желаний потребителя. Выполнение этих функций для одной организации называют мікромаркетингом, в целом для общества - макромаркетингом. Изучая поведение покупателей, следует учитывать их социальные, психологические, культурные, образовательные, возрастные и другие факторы. Они определяют необходимость создания продукта, проблему поиска информации о нем, оценку альтернатив, принимают решение о покупке продукта и оценивают его качество при эксплуатации.



Назад