Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

4.4. Внешняя среда организации


Внешние факторы - это в основном неконтролируемые силы, которые имеют влияние на решение менеджеров и их действия и, в конечном итоге, на внутреннюю структуру и процессы в организации.

Внешнее влияние на организацию можно представить как совокупность трех основных сфер: отдаленного, производственного и оперативного влияния.

Удаленный влияние состоит из серии факторов, которые берут начало за пределами фирмы, как правило, независимые от внутренней ситуации, которая сложилась в организации. До удаленного воздействия относятся: экологический, экономический, политико-правовой, социально-культурный, демографический и технологический влияния.

К оперативного воздействия относят: производственную структуру, соперничество между конкурентами, входные и выходные барьеры, угроза появления товаров-заменителей, влияние поставщиков и влияние потребителей.

К операционного окружения относят конкурентную позицию, образ потребителя, рынок рабочей силы, интересы посредников, отношения поставщиков и кредиторов.

Напомним, что внешняя среда организации - это силы, внешние по отношению к организации, которые влияют на ее результативность.

Функциональные сферы внешней среды.

Социальная среда. Рост населения, развитие культуры, образования определяют характер растущего потенциального рынка; измерение потребности в количестве и качестве благ, которые потребляются (продуктов, жилья, комфорта), изменение стиля жизни приводит к трансформации понятий занятости и отдыха, здорового образа жизни, комфорта жилья, а все вместе - мотивация для изменения производства благ и услуг.

Правовая среда. Все бизнес-организации работают в юридических рамках, нормы права регулируют поведение бизнес-организаций и решают споры, конфликты между ними и обществом в целом. Поэтому развиваются законы, контрактное право, защита потребителей и т.п.

Государственное среду. Государство в экономике может играть три разные роли: невмешательство государства в процессы экономики (свободный рынок); радикальное вмешательство в экономику (социализм и коммунизм); прагматичное вмешательства, т.е. согласование политических взглядов, индивидуальной инициативы, доходной мотивации, рыночных сил (рынок, регулируемый).

Политическая среда. Внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений, аналогично этом политические факторы могут влиять на операции в сфере международного бизнеса.

Технологическое среду. Динамика спроса и предложения на рынке труда, ресурсов и финансов влияет на темпы инновационных процессов в технологии. Силы конкуренции стимулируют процесс развития технологий.

Экономическая среда. Процессы производства продукции и услуг всегда находятся в конкретном связи с экономическим средой: уровнем занятости, платежным балансом, темпами экономического роста.

Ресурсное среду. Экономисты считают, что ресурсы, которые потребляются человечеством, всегда ограничены. Этот принцип можно считать правильным, если речь идет о ресурсах, которые не требуют глубокой переработки. В случае, если используются высокие технологии и ресурсами является квазічастинки и компоненты энергии, то можно утверждать, что ресурсы на Земле неограниченные. Проблемой производства есть другой аспект: научиться получать неограниченное количество ресурсов, не нарушая при этом устойчивости и равновесия параметров окружающей среды, которые определяют продолжительность пребывания человечества на земле.

Существует граница, отделяющая организацию от ее окружения. Изменения в организации влияют на один или несколько атрибутов и, наоборот, изменения в организации влияют на окружение. Внешняя среда организации схематично представлено на рисунке 4.3.

4.3  

Рис. 4.3. Внешняя среда организации

Организация должна отражать внешнюю среду. В основе ее построения лежат предпосылки экономического, научно-технического, политического, социального или этического характера. Организация должна создаваться так, чтобы она нормально функционировала, все ее члены должны делать вклад в общую работу и эффективно помогать работникам достигать поставленных целей теперь и в будущем. В этом смысле действующая организация не может быть статичной. Она должна быстро узнавать обо всех изменениях среды, иметь представление об их значение, выбирать лучшую соответствующую реакцию, что способствует достижению ее целей, эффективно реагировать на влияние среды.

Ключевые факторы успеха организации находятся в двух сферах: в наружной (с которой она получает все виды ресурсов, включая информацию, то есть знания) и внутренний (сильные и слабые стороны которой создают те или иные предпосылки для превращения ресурсов в продукцию и услуги).

Внешняя среда характеризуется совокупностью переменных, которые находятся за пределами предприятия и не является сферой непосредственного влияния со стороны его менеджмента. Это, прежде всего, все те организации, а также люди, связанные с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, союзы потребителей, правительственные органы и др. Кроме того, существует второй ряд переменных внешней среды - социальные факторы и условия, что, не влияя прямо на оперативную деятельность организации, определяют стратегически важные решения, которые приняты ее менеджментом. Важная роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, технологическим, экологическим, физико-географическим факторам и переменным.

Организация как открытая система может выжить только во взаимосвязи с внешней средой. Различают среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия. К среды прямого воздействия относятся поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты. К среды косвенного воздействия - состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные и политические изменения, групповые интересы и события в других странах, касающиеся организации. Факторы косвенного воздействия могут не оказывать непосредственного влияния на организацию, но сказываются на ее деятельности. Так же как и внутренние переменные, внешние переменные влияют на организацию во взаимосвязи, т.е. изменение одного фактора может повлиять на изменение других. Так, например, рост цен на нефть повлечет за собой повышение цен во всех отраслях экономики, вызовет правительственное регулирование нормативов потребления, введение налогов на сверхприбыль нефтяных компаний, повышение цен на коммунальные услуги и т.д . (рисунок 4.4).

Факторы внешней среды характеризуются:

- объективный фактор возникновения влияния: условия возникают независимо от деятельности предприятия и влияющих на него;

- взаимозависимость факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;

- сложность, количество и разнообразие факторов, существенно влияющих на предприятие;

- динамичность: относительная скорость сменности среды;

- неопределенность: относительное количество информации о среде и степень его вероятности.

 4.4

Рис. 4.4. Факторы внешней среды непрямого действия

 

Сложность внешней среды характеризуется числом и варіантністю факторов, на которые организация обязана реагировать. Организации, работающие со сложным внешней средой, имеют дело со многими категориями данных, необходимых для принятия решений.

Скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде, определяют ее подвижность. Наше время характеризуется особой подвижностью внешней среды организации. Более высокая подвижность внешней среды наблюдается в отраслях электронной, фармацевтической и химической промышленности (факторы - технология, конкурентная борьба). Более активные изменения происходят в отраслях, ориентированных на научно-технический прогресс.

Подвижность внешних переменных факторов может по-разному касаться различных подразделений организации. Так, например, подразделения, которые связаны с научными исследованиями, постоянно сталкиваются с высокой подвижностью внешней среды, отслеживая технологические новшества. Для производственного отдела реакция на внешнюю среду более спокойная. Здесь наблюдается стабильное движение материальных и трудовых ресурсов.

Объем и достоверность информации каждого фактора влияет на степень определенности внешней среды. Неопределенность внешней среды тем больше, чем меньше информации и есть сомнения в ее достоверности. Чем невизначеніше внешние переменные, тем сложнее принимать эффективные решения.

Как уже упоминалось, в среду прямого влияния на организацию входят поставщики, законы и государственные органы, потребители и конкуренты. Все виды ресурсов организации получают через поставщиков. Это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила.

Предприятия, производящие продукцию, зависят от равномерности поступления материалов. Нарушение их поступления приводит к нарушению выпуска продукции, снабжение рынка, получения прибыли, удовлетворение потребностей покупателя и др. Все это в конечном счете ставит в лучшее положение конкурента. Отсюда прямая зависимость организации от поставщиков.

Но для нормального функционирования организации нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Инвестиции могут быть получены от банков, акционеров и частных лиц. Надежное финансовое состояние организации всегда привлекает инвесторов.

Какие бы не были современная технология, капитал и материалы, они не могут обеспечить эффективность производства без трудовых ресурсов. Организациям, как правило, всегда не хватает высококвалифицированных специалистов различных направлений и менеджеров.

На организации влияют законы и государственные учреждения, которые определяют правовой статус и регулирования экономики. Сюда относится множество законов и положений о безопасности и охране здоровья, защиты окружающей среды, защиты интересов потребителя, об оплате, финансовая защита и много других. Организации обязаны выполнять не только требования законов, но и ряда государственных учреждений, которые следят за исполнением законов и выдают свои распоряжения. Все это дополняется еще и регулирующими постановлениями местных органов управления. В такой способ организации сталкиваются со сложной системой юридических норм.

Поэтому задачей организации является создание своего потребителя, потому что бизнес не возможен без потребителя. Именно потребитель диктует, какие товары и услуги для него необходимые и по какой цене, то есть определяет конечные результаты деятельности организации. Поэтому влияние потребителей на повышение эффективности и использования таких внутренних переменных, как материалы и трудовые ресурсы, огромный.

Но во многих случаях не потребители определяют необходимый рынке продукт или услугу, а конкуренты. Если конкуренты вводят новшества, то это требует еще более совершенных нововведений и превращения своей организации в еще более новаторскую и эффективную. Недооценка конкурирующей стороны в области совершенствования продукта или услуги может обернуться большими потерями прибыли.

Все факторы прямого воздействия непосредственно влияют на внутренние переменные, вызывая их реакцию. Не так заметно на организацию влияют факторы косвенного воздействия. Информация о них, как правило, не полная, и руководство вынуждено делать предположения об их возможные последствия для организации.

Среди факторов косвенного воздействия важнейшее место занимает технология, которая одновременно является и внутренней переменной. Организация должна учитывать перспективные технологии, которые могут повлиять на скорость старения своей продукции и какого рода продукцию покупатель ожидает в будущем. Относительно недавно возникшие большие технологические новшества в корне изменили производственные процессы и продукцию. Это компьютерная, лазерная, микроволновка, полупроводниковая технология, спутниковая связь, генная инженерия и др. Они повлияли не только на организации, но и на общество в целом. Сохранить конкурентоспособность можно, ориентируясь на высокие технологии.

На интересы организации также влияет общее изменение экономики: инфляция, экономический спад, колебания курса доллара относительно валют других стран. Например, инфляция может вызвать рост расходов. Снижение налогов увеличивает массу денег у населения, что способствует развитию бизнеса.

На организацию влияют также жизненные ценности и традиции. Неэтично распространять слухи, порочащие конкурента, принимать на работу через знакомых. К социокультурных факторов, влияющих на организацию, относятся приверженность определенной торговой марке или отрицательное отношение к конкретному товару или явления.

Организациям необходимо считаться также с политическими факторами и отношением местного населения. Если организация ведет дело за пределами внутреннего рынка, то ей необходимо учитывать особенности внешней среды той страны, в которой она осуществляет свою деятельность. В каждой стране внешние факторы будут уникальными. Они касаются не только потребностей, но и культуры, привычек и обычаев другой нации.

В среде международного бизнеса выделяются такие факторы, как культура, экономика, законодательство, государственное регулирование и политическая ситуация.

Система ценностей, религии, обычаев и установок, которые преобладают в обществе, олицетворяют собой культуру. Для эффективного ведения дел необходимо изучать культурные различия и изменять поведение в отношении ценностей других наций.

Фирмы, которые работают в международной среде, должны также учитывать и общие экономические факторы (как обменный курс валют, уровень заработной платы, дисконтные ставки процента и общий уровень экономического развития).

Тщательному изучению подлежат законы и государственное регулирование страны, в которой осуществляется производство ведется ли торговля. Изучению подлежат трудовое и антимонопольное законодательство, патентное дело, ценообразования, законы рыночной экономики.

Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с ростом сложности всей системы общественных отношений (социальных, экономических, политических и т.п.), составляющих среду менеджмента. Именно внешнее окружение диктует стратегию организации.



Назад