Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

4.7. Шаги создания организации


Создание собственного дела всегда связано с риском. Создавая собственное дело, нужно помнить об ответственности за ее функционирование, развитие и выживание. Основать собственное дело может любой человек - инженер, экономист, техник, медработник, продавец, изобретатель, служащий, работник, преподаватель, студент, домохозяйка, пенсионер, школьник. Надо только определить собственные предпринимательские способности и вероятные возможности стать бизнесменом. Но остаться бизнесменом сумеют лишь те, кто нестандартно мыслит, имеет силу воли, целеустремленность, большую работоспособность, нацеленность на поиск нового, то есть те, которые в предпринимательской деятельности видят смысл всей своей жизни.

Решение заняться бизнесом включает в себя следующие моменты:

■ желание создания собственного дела, чтобы стать хозяином, нежелание работать на кого;

■ отказ от предыдущей карьеры и готовность изменить свой образ жизни;

■ убежденность в том, что собственное дело - занятие престижное и достойную;

■ возможность создания собственного дела (наличие средств, условий);

■ уверенность в реальности создания такого дела при условии существования необходимых внешних и внутренних предпосылок.

Для основания собственного дела должна быть идея, которая будет заложена в ее основу. Например, создание нового продукта, который будет производить предприятие, которое создается; услуги, которые оно будет предоставлять населению; механизм организации и управления производством и др. Такая идея может быть как собственной оригинальной, и в этом случае предприятие создается для ее реализации, так и заимствованной. В бизнесе идея является отправной точкой предпринимательской деятельности. Источником новых идей могут выступать публикации официальных органов власти, ученых, мнения бизнесменов, отзывы потребителей, продукция, выпускаемая конкурентами, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т.д. Носителем новых идей и механизмов их реализации выступает человек. Если она хочет открыть свое дело, очень важно, чтобы идея соответствовала ее способностям, личным ценностным установкам.

Выбранные виды деятельности должны способствовать: высокому уровню рентабельности; скорости окупаемости проекта; возможности продажи продукции в максимальном объеме; относительно приемлемым условиям материально-технического обеспечения; невысокому уровню капиталоемкости; наименьшему риску; мобильности (способности к быстрым изменениям); поддержке со стороны авторитетных органов (налоговых, финансовых и др.); способностям и возможностям предпринимателя и были приемлемыми для него.

При этом следует помнить, что выбор деятельности сложный и трудный процесс. Из многих видов деятельности выделяют в сфере:

производства - производство продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, продуктов питания, строительных материалов, различного оборудования, электроприборов, измерительной техники, вторичной переработки сырья, упаковки и т.д.;

услуг - общественное питание, бытовое обслуживание, транспортные, учебные и лечебные услуги, зрелищно-развлекательные мероприятия, коммерческая демонстрация видео - и кинопрограмм, коммерческие соревнования, организация и проведение выставок, ярмарок, конкурсов, аукционов, туристические, справочно-консультационные услуги, услуги по приватизации, при переходе на новые формы собственности, создании предприятий, фирм, агентские и аудиторские услуги, патентно-лицензионные, технические, складские и др.;

идей (интеллектуального производства) - научно-исследовательские разработки, изобретения, открытия, "ноу-хау", технологи, рецептуры, компьютерные программы, материалы, методические, литературные, художественные произведения, коммерческие идеи, торговые и коммерческие тайны, инновационная деятельность, продажа авторского права и др.;

коммерческой деятельности - розничная и оптовая торговля; создание профильных, универсальных, специализированных магазинов, салонов, торговля по образцам, покупка и продажа недвижимости; торгово-посредническая, торгово-закупочная, биржевая деятельность, аукционную продажу, организация торговых домов, торговля на дому, создание коммерческих банков, финансовых групп и др.;

внешнеэкономической деятельности - научно-техническая и производственная кооперация, создание представительств, филиалов, совместных предприятий, консалтинговых, маркетинговых, туристских служб, организация обучения, стажировки специалистов, редакционно-издательская, коммерческая, экспортно-импортные, валютно-кредитные, посреднические, лизинговые операции, выставки, обзоры, конференции, тендеры, промышленные, научно-технические, технологические, экономические услуги и др.

Практика индустриально развитых стран, где рыночная экономика является ведущей, свидетельствует о том, что в сфере услуг занято до 75-80% трудоспособного населения, тогда как в производстве материальных благ - лишь 20-25% трудоспособных, то есть разветвленность сферы услуг свидетельствует о качественные изменения в экономике. По некоторым данным экономических источников в Украине в сфере материального производства занято более 87,5% трудоспособных и лишь 12,5% работает в сфере услуг.

Идея и вид деятельности взаимосвязаны между собой. Нельзя выбрать вид деятельности без идеи, не зная каким бизнесом займешься. Вместе с тем удачно выбранный вид деятельности дает возможность реализовать в полной мере идею. В конкретной практике четко сформулирована идея выступает видом деятельности, то есть приобретает собственной формы реализации. Однако найти идею и определить вид деятельности - это еще не все, необходимо подобрать форму организации и стадии функционирования предприятия.

Чтобы найти идею и определить вид деятельности необходимо решить следующие задачи:

  • найти свою "хозяйственную нишу", то есть место на рынке;
  • определить регион, где будет создано предприятие;
  • установить направленность или специализацию предприятия;
  • зафиксировать форму предпринимательства (индивидуальную или коллективную);
  • установить цели своей деятельности и определить способы ее достижения, то есть отработать стратегию и тактику бизнеса;
  • продиагностировать ресурсную, сырьевую базу, дать ей экспертную оценку;
  • выбрать технологию производства;
  • провести анализ и дать оценку будущим потребителям и конкурентам;
  • исследовать возможности вложения денег и получения кредитов;
  • изучить льготы, привилегии, ограничения, препятствия;
  • разработать ценовую политику на свой продукт или услугу;
  • сформулировать тип сбытовой поведения;
  • наладить рекламу.

Наладить собственное дело можно несколькими путями:

И - организовать индивидуальное предпринимательство с правом юридического лица или без такого права, зарегистрировавшись как субъект индивидуальной трудовой деятельности;

II - создать частное или семейное предприятие;

III - стать учредителем (участником) полного, смешанного с ограниченной ответственностью общества;

IV - купить существующее предприятие (этот процесс не приобрел в нашей стране еще значительного распространения, однако с развитием приватизации покупка предприятий станет реальностью);

V - купить контрольный пакет акций акционерного общества;

VI - применить франчайзинг.

Если вы остановили свой выбор на одной из правовых форм организации, которая соответствует выбранной сфере предпринимательства, то необходимо выполнить целый ряд работ по юридическому оформлению вашей организации. Эти виды работ можно условно разделить на два этапа:

1) этап утверждения организации;

2) этап регистрации организации.

Для индивидуальной формы предпринимательства, которая не предусматривает создания юридического лица, данные этапы совпадают, поскольку утверждение и регистрация организации во времени практически не разделены.

Другие правовые формы предприятий являются юридическими лицами, создание которых осуществляется с соблюдением определенных процедур. Содержание этих процедур определяется законодательством или подзаконными актами, которые действуют в государстве.

Начальный этап создания предприятия для управленческого звена является наиболее ответственным. Особенностью его является высокий уровень проведения работы, прогнозирование будущего состояния внешней среды, определение составляющих предприятий и исследование их взаимодействия.

Подготовительный этап создания предприятия включает в себя ряд составляющих (рисунок 4.9).

Любое предприятие, имеющее статус юридического лица, создается физическими (гражданами) или юридическими (предприятиями, организациями) лицами, которые являются учредителями. Учредителями мажут быть лицо-инициатор предпринимательской деятельности (то есть то, что имеет идею) и партнеры, которых инициатор приглашает для создания совместного бизнеса.

 4.9

Рис. 4.9. Составляющие подготовительного этапа образования предприятия

Следует отличать учредителей предприятия и акционеров (вкладчиков). Акционерами являются все юридические или физические лица, которые владеют акциями акционерного общества. Они не принимают участия в учреждении предприятия. Учредители же несут полную ответственность за соответствующее проведения этапа основания предприятия. Этап основания включает выполнение следующих работ:

- разработка учредительных документов;

- проведение собрания учредителей;

- формирования уставного фонда;

- предоставление учредительных документов для регистрации.

Пакет учредительных документов зависит от юридической формы предприятия.

Юридические требования к индивидуального предпринимательства:

- требования к учредительным документам не предъявляются;

- регистрация предпринимателей осуществляется городскими или районными исполнительными комитетами на основе двух документов: заявления учредителя, квитанции об оплате за государственную регистрацию (необходимо только на месте заполнить несколько экземпляров регистрационной карточки и приложить две фотографии);

- если индивидуальная предпринимательская деятельность включена в перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию, то учредитель должен получить лицензию, которую предоставляет соответствующее уполномоченное учреждение. Например, частная юридическая практика, стоматологическая практика и др.



Назад