Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

9.5. Экономическая теория К. Маркса и ее критики


Критический социализм насчитывает столько выдающихся представителей, как и утопический социализм. Прудон, Родбертус и Маркс могут быть противопоставлены Сен-Сімонові, Фурье и Оуэну. Если же последние были между собой во взглядах подобные, то между Прудоном, Родбертусом и Марксом заметны отдельные различия, особенно среди них выделяется К. Маркс. В его лице имеем на чудо викінчену и целостную личность.

Большую часть жизни Маркс был бедным политическим эмигрантом, нередко вынужден преодолевать трудности изоляции. Однако он всегда шел упрямо, настойчиво, последовательно. В его душе никогда не звучала струна приязни, вдохновения, а всегда ненависть, превосходство и сарказм. "Чувство любви к людям было ему малодоступне".

Карл Маркс (1818-1883) происходил из еврейской семьи, с которой в течение нескольких поколений выходили знаменитые раввины. Его отец, адвокат, после рождения Карла вихрестився со всей семьей. К. Маркс получил философское образование. Философии Эпикура была посвящена его докторская диссертация. Однако философом он не стал, хотя немало воспринял от диалектики Гегеля. Правда, у Гегеля, как писал К. Маркс, диалектика стоит на голове. "Надо ее поставить на ноги, чтобы раскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно".

Подвергнув гегелівську диалектику этой рискованной операции, Маркс признал ее вполне подходящим методом исследования общественного развития. На Самом Деле, К. Маркс только хвастался гегелівською манерой выражаться, чтобы впоследствии от гегелевского метода осталась лишь терминология. Значительно больше привлекал К. Маркса философ Людвиг Файєрбах, книга которого "Сущность христианства" вызвала восторг.

В середине 40-х годов XIX в. в Париже Маркс познакомился с Прудоном.

В 1844 г. также в Париже К. Маркс завязал отношения с Ф. Энгельсом, а уже в 1845 году они издали совместную работу "Святое семейство". В 1847 p. K. Маркс написал полемическую книгу против Прудона, а в 1848 году вместе с Ф. Энгельсом издал "Манифест коммунистической партии". Как выяснилось впоследствии, это произведение частично переписан с труда В. Консідерана "Принципы коммунизма".

Пережив революционные события конца 1840 г., К. Маркс в период политического застоя 1850 г. упрямо, бодро и плодотворно занимался умственным трудом. Будучи хорошо знакомым с английским экономической литературой, К. Маркс 1859 году издал первый набросок своей критики капиталистического строя "К критике политической экономии", 1867 года - первый том "Капитала". Второй том "Капитала" вышел после смерти автора 1885 года, а третий - 1894 года.

Основу всей экономической системы Маркса составляло учение о труде как единую и абсолютную субстанцию ценности. Ценность товара, по его мнению, это застывший в нем рабочее время. Человеческий труд не является одним из моментов, который влияет на ценность, как доказывал Рикардо, а труд творит саму суть, саму субстанцию ценности. Правда, конкретные формы труда несоизмеримы, но они сопоставимы, если рассмотреть их через призму затрат человеческой рабочей силы вообще. Следовательно, ценность - это скристаллизованное в товаре человеческий труд.

Теорию развития капиталистического строя, которую разработал Маркс, можно свести к следующим положениям.

  1. Рост капиталистического производства влечет за собой уничтожение мелкого производства. Предыдущие мелкие самостоятельные производители становятся наемными рабочими и пополняют ряды пролетариата.
  2. Согласно тому производство все больше приобретает общественного характера и каждый раз ярче выступают на поверхность несоответствия общественного производства с капиталистическим присвоением.
  3. В среде капиталистического производства происходит аккумуляция и централизация средств производства. Общественное богатство все больше сосредотачивается в руках кучки капиталистов-магнатов.
  4. Периодические промышленные кризисы с нарастающей силой приводят к разрушению капиталистического хозяйства. В кризисах оказывается неспособности капитализма управлять общественными процессами производства и необходимость краха капитализма.
  5. Параллельно с ростом общественного богатства при капиталистическом способе производства растут и бедность рабочего класса. Капиталистический способ производства порождает избыточное население в различных формах. Промышленная резервная армия является условием существования капиталистического производства.
  6. Увеличение нищеты и страданий пролетариата, который численно растет, сопровождается ростом организации рабочего класса под влиянием условий капиталистического производства.
  7. Итак, капитализм, с одной стороны, становится тормозом дальнейшего развития общественных производительных сил, с другой - капитализм организует общественный класс, который напрямую заинтересован в превращении капиталистического хозяйства на социалистическое.

К. Маркс не придавал никакого значения разработке планов будущего общественного устройства, который должен быть естественным результатом экономического развития современного строя. Следуя "теории нищеты", которая, кстати, не была изобретением Маркса, автор "Капитала" не видел возможности улучшить положение рабочих в рамках капиталистического хозяйства. Правда, последователи теорий К. Маркса пытались несколько модернизировать "теорию нищеты". Однако из этого ничего не вышло, потому что исторические факты лишили "теорию нищеты" будь-какого значения.

К. Маркс категорически утверждал: чем быстрее и масштабнее развиваются производительные силы капитализма, тем хуже удовлетворяются необходимые потребности работника. Чем ниже рабочий опускается до таких нищеты, тем скорее он регрессирует физически, умственно и морально.

Между тем, победа в общественной борьбе за будущее человечества не может принадлежать деградирующему классовые. "Вироджувані, здичілі, нехлюйські рабы, которым Маркс описывает рабочих, какими бы многочисленными они не были, никогда, - как утверждал М. Туган-Барановский, - не нашли бы в себе мужества для самоосвобождения... Однако, к счастью, эта безнадежная теория вырождения большей части человечества есть фантазия и ложь, опровергнута факту безусловного экономического, морального и умственного подъема рабочего класса в новейшую сутки".

Центральной идеей марксизма нужно признать учение о концентрации средств производства. В соответствии с этим учением, капиталистический способ производства экспроприирует мелких производителей, а в рамках капиталистической промышленности крупный капитал поглощает мелкий. Процесс концентрации средств производства создает почву для будущего социалистического производства, поскольку производство становится большим, все больше общественным. Это сильная сторона марксизма, поскольку промышленность всех капиталистических стран, безусловно, свидетельствует о возросшей концентрации средств производства. Крупное производство действительно повсюду растет энергичнее от малого. Это по промышленности.

В сельском хозяйстве большое хозяйство не обладает такими преимуществами над мелким. Крестьянское хозяйство не только не уничтожается крупным капиталистическим земледелием, но по большей части даже за счет последнего. Итак, к сельского хозяйства схема Маркса совсем не пригодна.

Марксисты очень горды тем, что они освободились от утопизма. Мол, Маркс превратил утопию на науку. Стоя на почве материалистического понимания истории, марксисты считают, что новый социальный строй должен с необходимостью естественного процесса вырасти из недр старого, из внимания на законы общественного развития, перед которыми не только воля отдельных лиц, но и целых общественных классов беспомощна. Обобществление средств производства происходит не потому, что частную собственность на средства производства большинство признает несправедливой. То есть обобществления требует объективного экономического развития. Оно должно произойти, что бы мы не делали.

Итак, Маркс, по мнению Энгельса, основывает свои социальные требования на законах социальной необходимости. Экономической необходимости социальный материализм приписывает решающую роль.

Между тем, этот детерминизм полностью лишает волю пространства. К тому же полное предвидения будущего недостижимо. Абсолютное незнание, как и абсолютное познание, не оставляют места для целенаправленной деятельности.

Ничего не может быть несправедливішого, чем отрицательное отношение марксистов к социального идеализма вообще, и к идеализму великих утопистов в частности, от которых Маркс получил (несмотря на все прочее), самое важное и самое главное - социальный идеал. Только при свете этого идеала Маркс мог создать свое учение о объективные законы капиталистического развития, которое не выдержало испытания временем.

Что касается конкретного содержания "Капитала", который считают евангелием марксизма, то он состоит из трех томов. В первом томе исследуется процесс производства капитала, относительной и абсолютной прибавочной стоимости на основе трудовой теории стоимости. Весь смысл анализа и аргументации изложены в заключительном разделе первого тома "Капитала", в котором указано, что "централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют".

Второй том "Капитала" посвящен процессу обращения капитала, в частности выясняются условия простого и расширенного воспроизводства на основе выделения двух подразделений общественного производства с его делением на постоянный и переменный капитал и дополнительную стоимость. Схема воспроизводства общественного продукта, его реализация при простом и расширенном воспроизводстве считается достоянием экономической науки, несмотря на ее чрезмерной абстрактность и через то, нереалистичность.

Согласно теории К. Маркса, весь продукт и все производство общества распадается на две большие категории:

  1. Средства производства, товары, имеющие форму, в которой должны войти или могут войти в производительное потребление.
  2. Предметы потребления, товары, имеющие форму, в которой они входят в индивидуальное потребление и капиталистов, и рабочего класса.

Капитал в каждом подразделении распадается на две составные части:

  1. Переменный капитал. Если рассматривать его со стороны стоимости, он равен стоимости общественной рабочей силы, примененной в этой отрасли производства, следовательно, равна сумме заработной платы, выплаченной за эту рабочую силу.
  2. Постоянный капитал, то есть стоимость всех средств производства, которые применяются для производства в этой отрасли. Они распадаются на основной капитал: машины, орудия труда, здания, рабочий скот и т.п. и постоянный оборотный капитал: материалы производства (сырьевые и вспомогательные), полуфабрикаты и др.

Подобно всякого отдельного товара, стоимость всего годового продукта распадается на с - постоянный капитал, v - переменный капитал и т - дополнительную стоимость. Положив это разделение в основу воспроизведения, при отношении m/v = 100%, весь годовой товарный продукт составит:

(И) 4000 c + v + 1000 v + 1000 т = 6000 в средствах производства;

(II) 2000 с + 500 v + 500 т = 3000 в предметах потребления.

Следовательно, вся годовая стоимость продукта составит 9000 единиц (в марках, франках или фунтах стерлингов). Условием простого воспроизводства является II (с + v + т) = II (v + т) + И (v + т) или Иис = И (v + т). Условием расширенного воспроизводства И (v + т) > Иис. Это условие слишком усложняет процесс реализации созданного годового продукта, хотя и является необходимым для обеспечения экономического роста.

Рассмотрев подробно замещения основных элементов капитала при простом и расширенном воспроизводстве на основе абсолютизации трудовой стоимости, К. Маркс отметил трудности в реализации созданного продукта в конкретных капіталістично-рыночных условиях. Выводы из этого анализа использовали ортодоксальные марксисты как аргумент в пользу неизбежности краха капитализма. Некоторые экономисты XX в. использовали теорию воспроизведения К. Маркса, его разделение общественного производства на два подразделения для обоснования теории экономического роста.

В третьем томе "Капитала" К. Маркс исследует процесс капиталистического производства вообще. В первой части речь идет о превращения прибавочной стоимости на норму прибыли, рассматривается закон тенденции нормы прибыли к понижению. В этих исследованиях К. Маркс несколько отходит от принятого в первом томе "Капитала" позиции, согласно которой товары реализуются по стоимостями. В третьем томе "Капитала" утверждается, что товары продаются по ценам производства, то есть цены уменьшаются или увеличиваются в стоимости.

Нисходящие тенденции нормы прибыли является как бы симптомом теории предельности. Это давало основание критикам экономической теории К. Маркса говорить о противоречиях между первым и третьим томами "Капитала".

В последнем томе выяснено, кроме прибыли, предпринимательский доход, процент, торговый прибыль и земельную ренту.

Только перечень экономических проблем свидетельствует о том, что К. Марксові действительно нужно было затратить много интеллектуальных сил на проведение указанных исследований. Этого никто не может отрицать, как и того, что К. Маркс стремился создать целостное экономическое учение на основе трудовой теории стоимости, которая каждый раз расходилось с действительностью. Возможно, если бы К. Маркс сам выдавал второй и третий тома "Капитала", то учел бы этот факт. И это является лишь предположением, исходя из того, что после смерти К. Маркса одни стали его ортодоксальными последователями, другие - ярыми критиками. В том нет ничего удивительного, потому что такая судьба постигла почти все экономические учения к К. Маркса и после него.

А в целом судьба марксизма в XX в. оказалась зловещей; он стал официальной доктриной тоталитаризма, который уничтожил миллионы людей. Особые страдания выпали Украине, которая была преобразована в лабораторию коммунистических экспериментов.



Назад