Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

5.3. Классификация функций менеджмента


На первом этапе функции целесообразно классифицировать по признаку места в менеджменте, что позволит подчеркнуть ведущую роль основных функций и выделить конкретные (специальные) функции менеджмента. На втором этапе специальные функции можно классифицировать по признакам процессов и объектов управления, а также элементов производственно-хозяйственной деятельности.

Итак, по признаку места в менеджменте можно выделить основные (общие) функции, то есть те, которые принимают участие в любых управленческих процессах, частичные (специальные), с помощью которых осуществляются определенные управленческие процессы, и об'єднальну функцию (руководство), основная задача которой обеспечить ход управленческого процесса.

Как отмечалось, к основным функциям относятся: планирование, организация взаимодействия, мотивация и контроль.

По признаку процессов управления специальными функциями управления основным производством, вспомогательным производством, технической подготовкой, материально-техническим обеспечением патентно-лицензионной деятельностью, капитальным строительством и т.д.

По признаку объекта - управление предприятием, цехом, службой, отделом, участком, бригадой и т.д.

По признаку элементов производственно-хозяйственной деятельности-управление трудом, предметами и орудиями труда, информации и т.д.

Напоминаем, что любые специальные функции, которые отражают процесс или объект или элемент управления производственно-хозяйственной деятельности, реализуются путем применения основных функций, то есть планирования, организации, мотивации и контроля. Исследование взаимосвязи функций дает возможность совершенствовать управление, формировать эффективную систему менеджмента, удалять лишние звенья, бюрократические препоны, сопротивление перемінам.

Функция планирования ныне приобретает качественно новых черт и особенностей. В современных условиях внутренне-фирменное планирования получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем следует из огромных масштабов обобществления производства. Эта функция развивается и дополняется ныне функцией маркетинга, в связи с осуществлением которой планирование приобретает новый смысл. Особенно следует отметить расширение возможностей планирования. Это означает, что планирование выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования и отражает качественно иное содержание этой функции. В связи с этим заметно изменилось содержание функций контроля, тесно связан с осуществлением функции планирования и способствует его более полную реализацию.

Это означает, что к изучению функций управления нельзя подходить с чисто формальной стороны, а необходимо выявлять и анализировать изменения, происходящие в смысле управленческих понятий и положений. Эти изменения отражают глубинные процессы, происходящие в мировой экономике, к которым, в свою очередь, пытаются приспособиться и современные организации.

Функции управления оказываются более полно в условиях комплексного подхода к деятельности организации, применение целевого управления и создание программно-целевых структур, с помощью которых выполняются поставленные перед ней задачи.

Как уже отмечалось, конкретные функции управления отражают специфику деятельности организации.

Прежде всего следует отметить специальные функции, обусловленные миссией организации. Так, важнейшей специальной функцией предприятия (организации) торговли является коммерческая функция, которая помогает выполнения миссии торговой фирмы - реализацию товаров, которые нужны населению.

Наряду с коммерческой функцией предприятия (организации) торговли осуществляют такие частичные функции, как маркетинг и инновация.

Так, содержание понятия "маркетинг" сначала был связан со сбором и анализом всех факторов, относящихся к сфере обращения товаров и услуг, начиная от выпуска этих товаров производителем и заканчивая доведением их до потребителя. То есть целью маркетинга считалось только обеспечение сбыта продукции, производимой фирмой. Но в дальнейшем содержание этого понятия претерпел существенных изменений и ему стали предоставлять принципиально новое значение.

Маркетинг как частичная функция любой фирмы помогает расширять поле деятельности и улучшать экономические показатели, создавать новые рабочие места и более полно удовлетворять спрос покупателей.

Маркетинг предполагает обоснованный выбор целей, стратегии функционирования и развития предприятия (организации), которые обеспечивают наиболее эффективное сочетание различных товарных групп в рамках ассортимента реализуемой продукции.

Маркетинг базируется на комплексном подходе к обобщению целей с ресурсами и возможностями предприятия (организации).

Маркетинговая деятельность предусматривает наиболее полный учет требований рыночного спроса и спроса потребителей, принятие обоснованных решений на основе разнообразных расчетов, изыскания наиболее выгодных каналов сбыта и его стимулирование.

Маркетинг как управленческая функция охватывает изучение спроса, установление верхнего предела цены товара и рентабельности, составление программ маркетинга по продуктам, определение конечных результатов хозяйственной деятельности фирмы - валовых доходов, чистой прибыли, издержек обращения, оплаты труда, уплаты налогов и процентов за кредит.

Инновация, будучи конкретной функцией управления, предполагает разработку новых товаров и услуг.

Инновации - это прежде всего новые достижения в области технологии и управления предприятиями отрасли; они используются в торгово-техническом процессе, в инвестиционной и финансовой деятельности. Конечно, инновационная деятельность на предприятиях (в организациях) связана с усовершенствованием оборудования, улучшением использования торговых и складских площадей, повышением качества хранения товаров, улучшением условий труда работников и т.д.

Некоторые конкретные функции управления на предприятии (в организации) обеспечивают материально-техническое снабжение, хозяйственное и инженерно-техническое обслуживание этих предприятий (организаций). В частности, главная цель управления торговлей как отраслью состоит в удовлетворении спроса населения на товары народного потребления. Относительно этой общей цели управления торговлей, конечно, выделяются основные (торгово-операционные), регулирующих и вспомогательные функции.

Торгово-операционные функции управления обеспечивают достижение главной цели торговли и реализацию миссии каждого торгового предприятия путем организации движения товаров, управление товарными запасами, изучение спроса, организации торгового обслуживания и т.д.

Регулирующие функции связанные с планированием торгово-технического процесса и контролем.

Вспомогательные функции заключаются в организации материально-технического обеспечения и хозяйственного обслуживания всех подразделений системы управления. Это обеспечивает предприятие торговли оборудованием, инвентарем, транспортом, ремонтом помещений и др. Функции управления является основой для формирования организационных структур управления и позволяют рационально организовать весь процесс управления путем рационального разделения и кооперации управленческого труда.



Назад