Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

5.4. Процесс организации управления и его составляющие


Процесс управления производством состоит из отдельных управленческих циклов, каждый из которых можно разделить на ряд самостоятельных операций. Этими операциями, как известно, являются: сбор и передача информации об объекте управления, ее обработка и анализ, выработка на основе этого анализа управленческого решения, передача решение на объект управления и его реализация этим объектом, сравнение полученных в результате реализации решения показателей с их планируемыми величинами.

Различные ситуации, с которыми сталкивается руководство предприятия, взаимосвязаны. Процесс управления, который реагирует на воздействие ситуации, вызывает появление других процессов управления, которые, в свою очередь, вызывают новые процессы, что, тем самым, образует постоянные управленческие циклы.

Основой всех управленческих процедур является информация и процесс обмена этой информацией.

Основной закон управления - на каждое предприятие, как открытую систему, внутренняя и внешняя среда оказывают различное воздействие как закономерно повторительный, так и случайный. Чтобы удержать свою целостность и способность к функционирования, система управления предприятия должна отвечать на каждый такой влияние соответствующей противодействием, и именно в соответствующее время.

К процессу управления на предприятии относится ряд требований. Процесс управления должен иметь такие особенности, как: непрерывность, неравномерность, цикличность, последовательность, относительная изменчивость и постоянство.

Главное требование к организации управления на предприятии заключается в том, что система управления предприятием должна иметь такую же или большее разнообразие и быстродействие программ действий, что соответствует возможной разнообразия влияния среды на систему, которая управляется.

Содержание процесса управления характеризуется следующей направленностью управленческого воздействия (рисунок 5.2).

5.2

Рис. 5.2. Направления управленческой деятельности в организации

 

Основными элементами управления предприятием выступают: стратегия, структура, системы, стиль, совместимость ценности, состав персонала, сумма навыков. Характеристика элементов управления приведена в таблице 5.1.

Таблица 5.1. Характеристика элементов управления

Элементы управления

Характеристика элемента

1

2

Структура

Описание характеристики организационной схемы (уровне, звена, организационные связи).

Системы

Описание формальных и неформальных процессов и установления процедур на предприятии.

Стратегии

Направленность предприятия на достижение поставленных целей.

Состав персонала

Характеристики основных категорий персонала предприятия.

Сумма навыков

Характеристика действий руководителей предприятия, направленных на достижение целей и системы управления в целом.

Стиль

Характеристика действий руководителей предприятия, направленных на достижение целей и системы управления в целом.

Общность ценности

Важнейшие ценности и основополагающие концепции, определяющие поведение участников деятельности предприятия.

Элементы управления предприятия делятся на жесткие и мягкие (рисунок 5.3).

5.3

Рис. 5.3. Формирование результативного и эффективного подхода к управлению предприятием

Характеристика составляющих процесса управления за результативного и эффективного подхода приведена в таблице 5.2.

Процессы управления относятся к сложных явлений. Понять же сущность сложных явлений и получить о них достоверные сведения можно только, многократно наблюдая за поведением исследуемого объекта или явления. При этом нам важно не просто получить достоверный материал о управленческий процесс, но и оценить качественную сторону последнего.

Таблица 5.2. Сопоставление результативного и эффективного подхода к управлению предприятием

Характеристика составляющих процесса управления

За результативного подхода

За действенного подхода

• выполнение работы таким образом, чтобы обеспечить ее эффективность

• выполнение работ необходимым образом, даже в случаях, когда она не дает существенных результатов

• избежание возникновения проблем, чтобы уменьшить эффекты внезапности

• решение проблем по мере их возникновения средствами управления

• оптимальное использование ресурсов, поиски эффективных заменителей

• экономия ресурсов

• повышение доходности

• снижение себестоимости

• достижения лучших результатов

• выполнение должностных обязанностей в соответствии с инструкциями

• оценку конечных результатов

• контролирование расходов

Поскольку предметом труда управленческого персонала есть информация, то количественную оценку качества управления следует давать в первую очередь из информационных позиций, а исследование существующих процессов управления необходимо проводить с использованием принципов системного анализа.

Системные исследования требуют сохранения целостности исследуемой системы, ее единства с окружающей средой и последующей направленной упорядоченности элементов системы, а совершенствование этих элементов должно быть направлено на улучшение функционирования всей системы.

Исследование процессов управления производством состоит из вполне определенных последовательных этапов:

а) постановка задачи и определение целей исследования;

б) обследование существующих форм и методов управления производством, их оценка и сравнительный анализ;

в) определение "узких мест" в управленческом процессе;

г) определение факторов, которые играют главную положительную и отрицательную роль в управлении исследуемым объектом;

д) поиск критериев, оценивающих эффективность управления;

есть) разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности управления.



Назад