Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

5.5. Взаимосвязь элементов управления


Исходя из сути управленческой деятельности, выделяют следующие элементы управления: цель, ситуация, проблема, решение.

Цель определяет смысл выполнения пронесу управления. Процессы реализуются для достижения цели. Поэтому процесс управления предполагает постановку цели, ради которой он будет выполняться.

Ситуация - это состояние подсистемы, которой управляют. Ситуация в процессе управления возникает тогда, когда появляются отклонения в деятельности объекта управления или когда на объект имеют влияние факторы внешней среды. Ситуации в процессе управления создают проблемы, которые должны решать менеджеры.

Проблема - это необходимость обоснования и выбора определенной позиции в решении ситуации, которая возникла.

Конкретное влияние на ситуацию осуществляется через решение, которое является окончательным и наиболее ответственным элементом в процессе управления. Решение предусматривает выбор наиболее эффективного варианта влияния на ситуацию, которая возникла.

Управления предприятием можно представить как одновременное или последовательное осуществление большого количества процессов управления, которые реализуются различными уровнями иерархии, подразделениями или отдельными менеджерами, в связи с чем каждое предприятие имеет соответствующий организационный механизм.

Организационный механизм хозяйствования включает:

- правила, организационно-правовые нормативы и стандарты, которые определяют и регулируют структуру управления, обязанности, права и ответственность органов управления и управленческих работников, организацию процесса их деятельности;

- распределение работ между различными исполнителями;

- оснащение управленческого труда средствами оргтехники, численность работников в управлении, материальное и моральное стимулирование их труда.

Итак, организационный механизм охватывает организацию структуры управляющей системы (статики) и организацию процесса функционирования системы, которой управляют (динамики).

В экономической литературе сформулированы эмпирические правила организации управления: единство цели; умная иерархия; устойчивость; непрерывное совершенствование; прямое подчинение; объем контроля; порівнюваність, соответствие данным полномочием; исключения, приоритет задач; комбинирование.

Эти правила имеют неодинаковую актуальность для различных трудовых коллективов, и их следует применить в различном сочетании.

Центральным элементом организационного механизма является структура управления, с помощью которой сочетаются различные стороны деятельности предприятия (техническая, экономическая, производственная, социальная), регламентируются внутренние производственные связи и достигается устойчивая система служебных взаимоотношений между структурными предприятиями и работниками аппарата управления. Следовательно, от структуры управления в значительной мере зависит действенность всего хозяйственного механизма.

Для выполнения функции управления производством создается аппарат управления.

Структура аппарата управления производством - это количество и состав звеньев и уровней управления, их подчиненность и взаимосвязь. Она активно влияет на процесс функционирования системы управления развитием производства.

Анализ организационных схем управления показывает, что управленческие связи и отношения могут иметь вертикальный или горизонтальный характер. Основой вертикальных управленческих отношений являются отношения субординации между высшими и низшими звеньями системы управления (вертикальные связи вниз), ниже звеньями и выше (вертикальные связи вверх) или функциональные отношения между специалистами высшего и низшего уровней управления, а также между функциональными звеньями управления и руководителями среднего звена. Как горизонтальные связи могут рассматриваться служебные (профессиональные) отношения между звеньями (работниками) одного уровня хозяйственной иерархии. В этом случае каждое структурное подразделение (работник) имеет связи с другими подразделениями, но достает распоряжение только сверху.

На предприятиях состоит различная комбинация связей между элементами управленческой системы. Связи по вертикали отражают подчиненность звеньев и работников в аппарате управления, а по горизонтали - координации, инспекции и контроля, консультационные и методические связи и т.д. В зависимости от сочетания соответствующих функций с элементами субординации на предприятиях формируются линейная, функциональная, линейно-штабная системы управленческих отношений.

Связи отношений, образующих структуру управления, делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Под неформальными связями понимают такие дополнения к формальных структур управления, как конференции, собрания, совещания и т.п., а также отношения, возникающие между неформальными лидерами и членами коллектива.

Неформальные связи обеспечивают определенную информационную избыточность, нужную во всех элементах системы для достижения ее гибкости. Однако следует учитывать, что основную часть задач организации нужно решать на основе официальных связей и отношений. Преимущество формальных коммуникаций в системе предопределяет высокий уровень неопределенности и свидетельствует о ее несовершенстве.

Организационные структуры управления производством ориентированы на выполнение следующих задач: создание условий для производства и сбыта высококачественной продукции; обеспечение разработки, освоения и поставки на рынок новых видов изделий.

Увеличение масштабов производства, сложность его в условиях использования автоматизированных систем сбора и обработки информации обусловливают развитие новых организационных структур. В основе этого развития лежит переход к структур, которые обеспечивают быструю реакцию на изменения, которые происходят на производстве.



Назад