Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

6.1. Суть планирования


Каждая фирма, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы своей фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

При всем разнообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, которые применяются практически во всех сферах коммерческой деятельности и для разных фирм, необходимые для того, чтобы вовремя подготовиться, обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей, разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого бизнеса.

Суть планирования проявляется в конкретизации целей развития этой фирмы и каждого подразделения в отдельности на определенный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которые необходимы для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мер, которые определяют последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэтому планирование должно обеспечить взаимосвязи между отдельными структурными подразделениями фирмы, которые включают в себя всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость связи планирования с маркетингом и контролем с целью постоянного корректировки показателей производства и продажи вслед за изменениями спроса на рынке.

В зависимости от содержания, цели и задач выделяют следующие формы планирования и виды планов:

1. Формы планирования в зависимости от продолжительности планового периода:

- перспективное планирование (прогнозирование);

- среднесрочное планирование;

- текущее (бюджетное, оперативное) планирование.

2. Виды планов:

а) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности - планы научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ; производства и сбыта; материально-технического снабжения; финансовый план;

б) в зависимости от организационной структуры предприятия (фирмы) - планы производственного участка; планы дочерней компании.

Планирование - это начальный этап управления. Однако это не единственный акт, а процесс, который продолжается до завершения комплекса операций, которые планируются.

Планирование включает в себя определение:

- конечной и промежуточной цели;

- задач, решение которых необходимо для достижения цели;

- средств и способов их решения;

- необходимых ресурсов, их источников и способа распределения.

В настоящее время значительное внимание уделяется перспективному планированию как инструмента централизованного управления. Такое планирование охватывает период от 10-ти до 20-ти лет (чаще 10-12 лет). Оно предусматривает разработку общих принципов ориентации фирмы на перспективу (концепция развития); определяет стратегическое направление и программу развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели. Перспективное планирование помогает принимать решения комплексных проблем деятельности фирмы в международном масштабе:

- определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;

- внедрение технических новинок и прогрессивной технологии;

- диверсификация производства и обновление продукции;

- формы осуществления иностранных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий;

- совершенствование организации управления в отдельных подразделениях и кадровой политике.

В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и цели различают долгосрочное и стратегическое планирование.

В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, то есть использование результатов показателей прошлого периода и на основе определения оптимистической цели распространения нескольких завышенных показателей на будущий период, рассчитывая на то, что будущее будет лучше, чем прошлое.

Системы долгосрочного планирования применяют в 70-80 процентов крупнейших японских корпораций, которые организуют планирование таким образом:

- выбираются 5-10 ключевых стратегий и вокруг них формируют политику долгосрочного развития;

- одновременно принимаются среднесрочные планы для объединения стратегий в единое целое и увязки с распределением ресурсов;

- высшее руководство определяет цель каждому подразделению, а подразделение разрабатывает количественные планы достижения этой цели "снизу-вверх".

Стратегическое планирование имеет целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в будущем, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.

За основу при разработке стратегического плана принимают:

- анализ перспектив развития фирмы, задачей которого является выявление тенденций и факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;

- анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого заключается в определении, насколько конкурентоспособна продукция фирмы на разных рынках и что фирма может сделать для улучшения результатов работы в конкретных направлениях;

- выбор стратегии на основе анализа перспектив развития фирмы в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспечения ресурсами;

- анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых, более эффективных видов и определение результатов, которые ожидаются.

Среднесрочные планы зачастую охватывают пятилетний срок, поскольку он наиболее точно соответствует периоду обновление производственного аппарата и ассортимента продукции. В этих планах формируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения с учетом внутренне-фирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, которые направлены на достижение цели, определенной долгосрочной программой развития.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для фирмы в целом и ее отдельных подразделений. Например, программы маркетинга, планов научных исследований, планов по производству, материально-технического обеспечения. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые). Это - детальная конкретизация целей и задач, которые поставлены перспективными и среднесрочными планами.

Реализация оперативных планов осуществляется через систему бюджетов и финансовых планов, которые составляются на год или короткий срок по каждому подразделению отдельно. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения определенных планом финансовых показателей. При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимосвязь между перспективным, текущим и другими видами планирования.



Назад