Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

6.4. Миссия организации и цели в управлении


Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Цілепередбачення - это исходный момент в деятельности менеджера, который приобретает все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики. В результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразие форм собственности, децентрализации и регионализации управления экономикой в ней с каждым годом увеличивается число вновь созданных объектов управления. Каждый из них начинает свой жизненный цикл со стадии создания, на которой прежде всего, определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки потребителей продукции или услуг. Такие задачи должны постоянно решать и действующие самостоятельные субъекты, которые хозяйничают, и несут всю полноту ответственности за результаты.

Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, что выражает причину его существования. В литературе она нередко сказывается такими понятиями, как "политика", "философия", "миссия". В ней конечно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и истинные намерения руководства, дается определение важнейших характеристик организации.

В прежних условиях хозяйствования наши предприятия не определяли свою миссию, потому что за централизованного управления цели и задачи каждого управляемого объекта устанавливались и жестко диктовались сверху. Как правило, они раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выделенных центральными органами ресурсов. Сейчас вступают в силу законы рыночной экономики, которые требуют определенных правил поведения субъектов, которые хозяйничают. Среди них - обнародование миссии организации, что дает представление о ее назначении, необходимость и полезность для окружающей среды, сотрудников, общества в целом. Наукой менеджмента не выработаны какие-нибудь универсальные правила, которые применяются при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающих оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны руководителей, принимающих решения. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей произведенной продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе. Как пример можно привести формулировки миссии компании "Форд" - как предоставление людям дешевого транспорта. В ней четко обозначена область деятельности компании - транспорт, потребители продукции - люди, а также ориентация на широкий круг потребителей. Такая формулировка миссии способно повлиять на стратегию и тактику всей деятельности компании.

Пример другого подхода к формулировке миссии как философии компании приведен ниже.

Философия компании

Достижение высокого мастерства во всех сферах - в наших целях, продукции, услугах, людях и нашем стиле жизни.

Цель - стать высокотехнологичной компанией, которая обеспечивает 20% прибыли на вложенные активы.

Качество - неотъемлемая часть нашей продукции, нашего рабочего окружения и людей.

Профессиональный менеджмент, полное доверие людям, поддержка творчества и обоснованного риска.

Принятие управленческих решений менеджерами всех уровней при четко определенных полномочий и ответственности.

Честность и открытость, работа в единой команде, свободный обмен информацией.

Мы хотим, чтобы люди имели возможность сказать, что наша компания - это прекрасное место для работы и что она поддерживает и признает индивидуальные достижения.

Здесь в центре внимания находится качество - понятие, которое раскрывается с самых разных сторон, давая представление о компании, ее продукции, стили руководства и менеджмента, характере работы и отношений между людьми.

Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, потому что в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать как главную цель получения прибыли, несмотря на то, что доходная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности организации. Но прибыль как миссия может существенно ограничить спектр рассмотренных организацией путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе. Именно эти рекомендации учтены в формулировках миссии некоторых организаций, приведенных в табл. 6.3.

 Таблица 6.3. Примеры формулировок миссии

Организация

Миссия

Коммерческий банк

Содействие становлению и развитию малого и среднего бизнеса Украины, путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития.

Ювелирно-художественная фирма

Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, которые доступны широкому кругу потребителей с разным достатком.

Государственное предприятие

Наша деятельность направлена на развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержка высокого уровня разработок, создания новых рабочих мест и культура производства.

Компания, которая производит оборудование для офисов

Наша цель - это решение проблем. Мы помогаем решить научные, административные и человеческие проблемы.

Инвестиционная компания

Мы готовы инвестировать капитал в любую область, что работает прибыльно и имеет потенциал будущего развития.

 

Важнейшая предпосылка успешного применения почти всех приемов и методов управления заключается в определении и понимании целей. Кто хочет достичь цели, должен ее знать. Эта фраза звучит банально. Но, между прочим, этот принцип нарушается везде и всюду. Без преувеличения можно сказать, что ежегодный ущерб, который при этом наносится, измеряется миллиардами гривен.

Советники и консультанты различных уровней, которых приглашают предприятия, остались бы без работы, если бы их основные подразделения вплотную к цехов знали четко и недвусмысленно, чего они пытаются достичь. Искусство выбора и формулирование целей, управления процессом их реализации присущи действительно успешному руководителю.

Марк Твен шутил: "Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда". Невозможно пытаться управлять людьми, если и руководителям и подчиненным цели совершенно не понятны. Управлять - значит побуждать других к достижению конкретной цели, а не заставлять других делать то, что считаешь правильным. Весь процесс управления базируется на нахождении и поставленных целей.

Что же такое цель? Цель - это желаемый идеал, то целое, что мы желаем получить. Выбор цели - чисто человеческая, творческое дело.

Часто мы избегаем четких формулировок целей и пытаемся ограничиться указаниями общего направления: "Нужно приложить все усилия к тому, чтобы максимально сократить затраты" или "Качество нашей работы необходимо повысить". Степень реализации Заявленной таким образом цели невозможно оценить. Такое определение цели, как правило, не мобилизует, а расхолаживает. Формулировка цели должна содержать количественные показатели, а также указания на временной период, в течение которого эта цель может быть достигнута.

Например, молодая девушка решила улучшить свои знания английского языка в этом году. В конце года она достигла своей цели: два или три раза она заглядывала в свою старую английскую книгу. Нечто при этом она изучила. Разве ее цель имела в виду нечто другое?

Молодой человек решил каждую неделю изучать 50 английских слов и отрабатывать занятия из учебника. До конца года он знал, что не изучил четыре занятия, кроме того, он уменьшил недельную норму до 30 слов. И, несмотря на это, его словарный запас увеличился более чем на 1300 слов.

В последнем примере молодой человек бессознательно использовал одно из правил постановки целей.

Краткосрочные цели больше, чем долгосрочные, способствуют внутренней мобилизации. Тому, кто хочет достичь поставленной цели в течение года, кажется, что у него еще очень много времени. Он постоянно откладывает начало выполнения задания. Всегда найдется нечто более срочное.

Годовые цели необходимо разрабатывать хотя бы в виде квартальных. Контроль следует осуществлять за промежуточными целями. Только в этом случае можно распоряжаться своим временем для корректировки работы, которая была бы более эффективной, если бы осуществлялась ежемесячно.

Ли всегда и везде необходимы целевые установки? Нет, это было бы большой ошибкой. Кто берется за все, чаще всего ничего не достигает. Важнее сконцентрироваться, но всерьез, на немногих задачах.

В выборе этих задач снова возможны два пути, две стратегии.

Стратегия ликвидации узких мест базируется на выявлении основного узкого места, после ликвидации которого все процессы протекают полнокровнее. Стратегия неупущених шансов позволяет выбрать и использовать наиболее благоприятную из возможностей, которые есть.

Есть ли потребность в нашей продукции? Какая продукция, в которой экономической форме пользуется спросом? Ответить на эти вопросы жизненно важно для любого предприятия. Кто производит не на рынок, а на склад (что, кстати, очень долго происходило у нас), прогорает, если не получает искусственной поддержки. Таким образом, первая и высшая цель любого предприятия - удовлетворение потребностей рынка.

Предприятие должно иметь потребность в продукции, которая производится его структурными подразделениями.

Каждому руководителю нужно выявить в рамках своего подразделения то узкое место, которое в наибольшей степени тормозит производство, понять, как его преодолеть и сформулировать соответствующую цель. Каждый должен спросить себя, какие возникают трудности на его рабочем месте. Это может быть взрывной темперамент, снижение работоспособности в стрессовой ситуации, неуверенность в ведении телефонных переговоров, просто неряшливость и беспорядок на рабочем месте (столе). Можно задать себе вопрос, чем конкретно вызван успех или неудача в профессиональном росте? Для управляющего последнее может быть вызвано, например, неумением эффективно использовать диктофон. В этом случае он может поставить перед собой цель: каждый день в течение квартала 20 минут уделять работе с диктофоном.

Другой может использовать стратегию неупущених шансов, если заблаговременно сумеет распознать, например, в новом законе новые условия работы. Хорошо изучив текст закона и получив консультации у специалистов, он сам может превратиться в признанного на предприятии квалифицированного эксперта.

Цель - постоянное улучшение.

Через это менеджмент строго контролирует цели и уже достигнутый уровень производства. Каждое предприятие, каждая организация достигли конкретного уровня производства: объем, оборот, прибыль, количество занятых работников, услуги и т.д. Каждая организация должна беспокоиться о том, чтобы не потерять свои завоевания. Поэтому она контролирует уровень производительности и качества труда своих сотрудников.

Цели должны быть глубоко продуманы. Это может означать, например, что определенному предприятию следует не наращивать объем производства, а заняться качеством продукции и не производить, например, больше машин, а улучшить обслуживание уже выпущенных моделей.

Хороший управляющий должен добиваться того, чтобы его сотрудники считали определенную цель своей. Тогда они смогут помочь в ее осуществлении.

Искусство постановки - это искусство управления. Без цели нет контроля за ходом и результатом процесса. Без цели оценка трудовой деятельности сотрудников имеет шаткую основу. Без целей затухает творчество и правит бюрократия. Необходимо запомнить: первая цель - это определение целей.

 

Виды целей и их характеристика

Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - определяется как ее миссия. Цель разрабатывается для осуществления этой миссии. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.

Загальнофірмова цель формируется и определяется на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы сделать существенный вклад в успех организации, цели должны иметь ряд характеристик:

1.Конкретність и измеряемость цели. Выражая свою цель в конкретных измерительных формах, руководство создает базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.

2.Орієнтація цели во времени. Конкретный горизонт прогнозирования - это вторая характеристика эффективности цели. Следует четко определить не только то, что организация хочет осуществить, а также и сроки достижения результата. Цели устанавливают на длинные и короткие промежутки времени. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования примерно пять лет.

Среднесрочная цель имеет горизонт планирования от одного до пяти лет.

Краткосрочные цели, в большинстве случаев, - это один из планов организации, который следует осуществить за год.

3. Реальность цели. Цель должна быть такой, чтобы ее можно было достичь, и она должна служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации через нехватку ресурсов или через внешние факторы, может привести к катастрофе.

Если цели недостижимы, попытки рабочих достичь успеха будет блокировано, и их мотивация ослабнет.

4. Каждая цель должна поддерживать друг друга, то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны быть препятствием в достижении другой.

Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, проинформирует о них и будет стимулировать их осуществления во всей организации. Процесс стратегического управления будет успешным в той мере, в которой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой степени эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.

Определение цели должно иметь вид четких намерений, точных формулировок явных и тайных потребностей, интересов, желаний или задач, а также ориентировать наши действия и поступки на цель и ее выполнение.

Определение цели означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрации наших сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Таким образом, цель дает описание конечного результата. Речь идет не о том, что вы делаете, а о том, для чего вы делаете. Без цели отсутствует критерий оценки, по которым вы могли бы измерять ваши трудозатраты. Цель, кроме того, есть еще и масштабом для оценки достигнутого. Даже самый лучший метод работы ничего не стоит, если вы заранее и четко не определите, чего хотите.

Если некий индивидуум поставил себе цель, то вследствие этого возникает такое состояние напряжения, который действует как движущая сила и который исчезает только тогда, когда она достигнута.

Цель представлениям о будущем, для реализации которого необходимо нечто сделать. В противном случае цель остается только благим намерением. Чтобы определить цель, надо думать о будущем. Традиционное мышление в пределах отдельных задач опасно тем, что вы потеряетесь в мелочах. Мышление в масштабах целей способствует тому, что частности подчиняются целом. Становится ясно, в каком направлении двигаться и каким будет конечный результат. Ежедневно, выполняя свою работу, ставьте перед собой вопрос: "приближает меня то, что я в этот момент делаю, до достижения соответствующей моей цели?"

Постановка цели - перманентный процесс, поскольку цель не задается раз и навсегда. Она может меняться с течением времени. Например, в процессе контроля за реализацией выясняется, что прежние представления были, по сути, неправильными, или были завышенными или заниженными.

Если у человека есть осознанная цель, на нее направляется и неосознанная. Цель служит концентрации сил на действительно ключевых направлениях. Осознание своих целей может означать значительную мотивацию для работы.

Случайные успехи - это хорошо, но они приходят редко. Запланированы успехи эффективнее, поскольку они управляемы и более закономерны.

Предпосылка планирования, а значит и успеха, заключается в точном знании того, что, когда и в каких масштабах необходимо достичь.

Определение цели является безусловной предпосылкой планирования, принятия решений и ежедневной работы. Если люди, придя на работу, считают, что имеют цель типа "работать над тем, что именно на сегодня важно", то результата не будет. Поставьте однозначную цель для себя (и для своих сотрудников) и работайте по принципу: я буду работать над тем, чего я сегодня хочу достичь! Процесс постановки целей показан на рисунке 6.4.

Всегда нужно добиваться ясности цели. Найти личные жизненные цели и дать им определение - значит сделать свою жизнь Целенаправленным. Старайтесь установить цель, которая может быть преобразована в непосредственные действия.

 6.4

Рис. 6.4. Процесс постановки целей

Например:

1. Как не надо. Я хочу вести более здоровый образ жизни.

Как надо. Я хочу ежедневно делать 15-минутную пробежку на свежем воздухе.

2. Как не надо. Я хочу иметь лучшие контакты со своими сотрудниками.

Как надо. Я хочу для каждого сотрудника каждую неделю зарезервировать время дополнительно, чтобы поговорить с ним на профессиональные и личные темы.

Подобные конкретные, ориентированные на определенные действия цели можно непосредственно планировать, например, фиксировать в дневнике времени за определенными днями или неделями и реализовывать по этапам. Точно опишите то, чего вы конкретно хотите достичь!

Письменная регистрация помогает в том, что часто фиксируются более или менее смелые представления и желания. Таким образом, вы привчаєтеся постоянно заниматься своими целями и уточнять их. В письменной форме цели к тому же визуально фиксируются и меньше забываются.

Каждая цель имеет значение только тогда, когда установленные сроки ее выполнения и сформулированы желаемые результаты.

Помните при этом и такие аспекты, как физическое состояние здоровья, поскольку хорошо здоровья и конституция является предпосылкой активной жизни и успешного самоменеджмента.

Для этого предусматривайте в своих планах меры для сферы "здоровье", самообразования, повышения уровня знаний и квалификации, культурный отдых.

Не берите на себя слишком много, поскольку нереальные задачи имеют мало шансов быть выполненными. Чем больше целей вы себе поставите, тем больше вам придется менять свою предыдущую жизнь, тем большую активность придется развивать.

Следовательно, процесс постановки целей охватывает три фазы:

- нахождение цели: чего я хочу?

- ситуационный анализ: что я могу?

- формулирование целей: к чему я конкретно прилагаю усилия?



Назад