Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

6.7. Общая характеристика бизнес-планирование


В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом для действующих фирм, который используют во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-плана способна помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия. Наверное в этом процессе окажется множество слабых мест, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их обнаружения позволит принять решение об отказе от предприятия еще до того, как в него будут вкладываться средства.

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
  • выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям, оценить производственные и торговые затраты на их создание и реализацию;
  • выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда, в соответствии с требованиями для достижения поставленных целей;
  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламы, стимулирования продаж, ценообразование, каналов сбыта и др.;
  • оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
  • предусмотреть трудности, "подводные камни", которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Не составляя бизнес-план, предприниматель может оказаться не готовым до тех неприятностей, которые ждут его на пути к успеху. А чаще всего это заканчивается плачевно как для него, так и для бизнеса, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени и серьезно заняться бизнес-планированием. Письменное оформление бизнес-плана имеет очень важное значение для организации работ по его выполнению. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана, даже в условиях, когда ситуация на рынках меняется довольно быстро.

Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод, в частности:

- заставляет руководителей фундаментально изучить перспективы фирмы;

- позволяет осуществить более четкую координацию усилий по достижению поставленных целей;

- определяет показатели деятельности фирмы, которые необходимы для последующего контроля;

- побуждает руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;

- делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций;

- четко формализует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном итоге, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, или окупятся все затраты сил и средств.

Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных задач, как:

- подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;

- обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;

- открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

- перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;

- составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизированных и частных фирм;

- выход на внешний рынок и привлечения иностранных инвестиций. В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, то есть степень детализации его может быть разным. В одном случае бизнес-план требует менее объемного проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом-бизнес-план должен быть разработан в полном объеме, осуществляя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.

При составлении бизнес-плана важным является степень участия в этом процессе самого менеджера. Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько существенна, что много иностранных банков и инвестиционных фондов вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем только подписан.

Это не означает, что не следует пользоваться услугами консультантов. Речь идет о другом - составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, который собирается открыть свое дело. Присоединяясь непосредственно к этой работе, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразности всего замысла.

Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на 3-5 лет вперед. Для первого и второго годов основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке (если можно - даже помесячно). Начиная с третьего года, можно ограничиться годовыми показателями.

Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана - это краткость, т.е. изложение только самого главного из каждого раздела плана; доступность прочтения и понимания, то есть бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. Бизнес-план должен быть убедительным, лаконичным, вызвать интерес у рецензента. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.

Бизнес-план состоит из следующих разделов.

Глава 1. Вступление (общая характеристика будущей деятельности)

Глава 2. Характеристика товаров (услуг)

Глава 3. Рынки сбыта товаров (услуг)

Глава 4. Конкуренция на рынках сбыта

Глава 5. План маркетинга

Глава 6. План производства

Глава 7. Организационный план

Глава 8. Правовое обеспечение деятельности фирмы

Глава 9. Оценка риска и страхование

Глава 10. Финансовый план

Глава 11. Стратегия финансирования

Очень важно максимально оценить имеющийся реальный рыночный потенциал фирмы. В условиях рынка руководство каждой фирмы постоянно ставит перед собой следующие вопросы:

  • • Что представляет собой фирма?
  • • Кто является покупателем товаров и услуг фирмы?
  • • Какие потребности этих покупателей и что именно для них ценное в товарах и услугах фирмы?
  • • Какой станет фирма в перспективе?

На эти вопросы нужно дать подробные ответы, что, собственно говоря, является основой формирования программы деятельности фирмы. Хорошо проработанная программа позволяет работникам фирмы почувствовать себя участниками общего дела в освоении потенциальных возможностей, открывает им перспективу, подчеркивает их значимость, нацеливает на достижение поставленных целей.

Разрабатывая программу, четко определяются направленность и сферы деятельности фирмы. Пределами этих сфер является произведенные товары, существующие рынки или сегменты, технологические возможности фирмы.

Следует отметить, что товары и технологии в конечном итоге быстро устаревают, тогда как запросы рынков могут оставаться неизменными более длительное время. Разрабатывая программу руководство фирмы обязано стремиться, чтобы она не выходила слишком "узкой", однако нельзя делать ее и слишком объемной. Пределы программы должны соответствовать реальным возможностям фирмы.

Стандартный бизнес-план содержит в себе следующие сведения:

- общее описание компании (продукция и услуги, управление и организация, капитал и юридическая форма компании);

- маркетинг-план;

- производственный план;

- финансовый план;

- приложения.

В общей характеристике важно отразить основные виды деятельности и характер компании. Не следует вдаваться в детали, поскольку их можно выложить и в других разделах. В этом же разделе желательно ответить на следующие вопросы:

- Есть ли компания производственной, торговой, действует ли в сфере услуг?

- Где она расположена?

- В каких географических границах она планирует развивать свой бизнес?

Важно предоставить сведения относительно того, какой стадии развития достигла компания; находится ли ее бизнес в начальном периоде, когда еще нет вполне разработанного ассортимента продукции; имеет ли фирма разработан ассортимент товаров; ведет ли она маркетинг своих продуктов, стремится расширить масштабы деятельности.

Главное - правильно сформулировать цель бизнеса. Это важно для всех, в том числе и для рецензента и может способствовать возникновению у последнего значительного интереса относительно предложений. Цели, естественно, должны быть реалистичными и достижимыми.

Прежде чем перейти к рассмотрению планов, относящихся к маркетингу и основной деятельности фирмы, нужно уделить должное внимание анализа продукции или услуг, характерных для данного бизнеса, потому что независимо от стратегических соображений бизнес не будет успешным, если не обеспечить привлекательность для рынка его товаров и услуг. Задача этой части плана - характеристика в наиболее сжатой форме основных параметров товаров и услуг, предлагаемых данной фирмой. Важно, чтобы привлекательные черты продуктов или услуг были освещены в простой и ясной форме (использование и привлекательность товаров и услуг, их разработка и развитие). Иногда бывает полезно представить список экспертов или потребителей, что знакомы с упомянутым товаром или услугами и могут дать о них похвальный отзыв. Такие свидетели могут быть представлены в форме письма или отчета, или приложения.

Независимо от того, насколько привлекательна предложена концепция фирмы, большинство потенциальных партнеров, конечно, не склонны связывать себя какими-либо обязательствами в отношении предприятия, если они не уверены в людях, что должны ее осуществлять - все зависит от деловых качеств персонала и его организации. Те, кому адресован бизнес-план, должны быть уверены не только в том, что команда менеджеров состоит из достойных личностей, но и в том, что она способна ввести бизнес-план в жизнь. При подготовке данного раздела необходимо составить список лиц, о которых стоит дать сведения. В него входят предприниматели (учредители дела), активные инвесторы, сотрудники на ключевых должностях, менеджеры и консультанты.

Очень важно и то, какая информация о персонал должна быть подана. Иногда достаточно внести краткие сведения, которые отражают уровень квалификации и профессиональные достижения каждого из членов команд. В противном случае, целесообразно привести больше подробностей, в том числе и в виде краткой биографии. Можно использовать и дополнительные материалы (статьи, содержащие положительные характеристики, списки достижений, полученных наград).

С самого начала должен быть четко определен план развития организационной структуры фирмы. В большинстве случаев его представляют в форме организационной схемы, что показывает связи и разделение ответственности в рамках организации. Для подготовки последней важно рассмотреть следующие проблемы: определить ближайшие потребности организации, а также то, что будет нужно по мере развития фирмы; выяснить, какие сотрудники будут способны выполнять функции, отводимых им; оценить взаимоотношения между сотрудниками, а также то, как будут формироваться задача для них.

Это создает основу для определения организационной структуры организации. За любого расписания структура должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечивать наиболее эффективное выполнение поставленных задач. Решение вопроса, каким образом будут разделены ответственность и власть, должно быть определено на ранней стадии развития фирмы.

В рамках определение кадровой политики и стратегии фирмы должно сложиться представление о философии, какой она будет руководствоваться при решении кадровых и организационных вопросов. Это значительно повлияет на эффективность организации.

Ответственная проблема - комплектация штатов. Правильное решение о найме работников приобретает первостепенное значение в начальный период создания фирмы. Привлечение способных людей с самого начала является большой удачей. Оправдано, например, внесение в план краткой информации об оплате сотрудников, хотя вовсе не обязательно приводить реальную ведомость заработной платы. Могут представлять интерес данные о структуре зарплаты, пакеты льгот, сведения о премии, планы стимулирования, участия в прибылях, о фондовые опционы. Полезно также охарактеризовать, каким образом политика вознаграждений будет трансформироваться со временем.

В юридическом разделе менеджер информирует, которая юридическая форма будет выбрана, каким образом будет капитализированным предприятие. Данный раздел должен быть кратким и точным. С точки зрения планирования - это одна из важнейших частей предложения о создании ли дальнейшее развитие фирмы. Здесь указывается, какие финансовые ресурсы потребуются для успешного развития предприятия.

По характеристике структуры организации определяется ряд решений. Важнейшие из них - юридическая форма и способы финансового участия. Важно определить форму собственности, правовой статус предприятия, участие в объединениях организаций.

В плане должны содержаться сведения об источниках средств фирмы, что является в настоящее время, а также о тех, в которых предполагается предпринять в будущем для того, чтобы можно было оценить, как инвестиции ссуды вписываются в общую финансовую картину. Важно информировать, сколько средств предприниматель сам вложил в дело, сколько он хотел бы получить в виде ссуды, а также дать представление и о других источниках финансирования.

Прогноз финансовых потребностей должен быть связанным с другими частями плана. Нужна гарантированная соответствие между цифрами, которые приведены в данном разделе, и теми, которые внесены в финансовый план. После определения необходимого объема и направления использования капитала должны быть тщательно обоснованы его предполагаемые источники. Когда в структуре бизнеса заложена участие более чем одного партнера по финансированию, рассмотрение бизнес-плана можно ускорить, если он будет направлен сразу нескольким таким партнерам одновременно.

Первостепенную роль в бизнес-плане занимает маркетинг-план. В нем непосредственно освещается характер, который намечается в бизнесе, и способы, благодаря которым можно рассчитывать на успех. В нем важно разъяснить, каким образом бизнес, который организуется, будет влиять на рынок, реагировать на обстановку, складывающуюся на нем, чтобы обеспечить реализацию товара. Указанный раздел должен быть представлен в манере, понятной широкому кругу людей.

Здесь важно не просто представить концепцию, но охарактеризовать фирму как привлекательную возможность для инвестиций, как предложение выгодной продажи продукта или услуги. За любой формы бизнеса нужна поддержка объема продаж на уровне, способном по крайней мере обеспечить его выживание. Поэтому умная программа маркетинга всегда очень тщательно изучается.

Нельзя, в частности, оставить без внимания определения спроса и возможностей рынка. В этой части обосновывается предполагаемый спрос на товар или услугу, а значит, потенциал для бизнеса. Можно начинать анализ рынка с характеристики общей картины, сложившейся в данной сфере рынка (краткие сведения о росте бизнеса в данной отрасли, источники и способы удовлетворения спроса). После определения общих параметров рынка устанавливаются его объекты, их характеристики и значение. Полезно дать оценку сравнительной привлекательности каждого из объектов. В описании рынка, его особенностей уделяется внимание тому, чтобы информация была должным образом детализирована. Распространенная ошибка - включение информации, которая носит абстрактный или общий характер.

Нельзя не остановиться на анализе конкуренции и других внешних факторов. Наверное на деятельность предприятия влияют внешние факторы, которые оно способно контролировать лишь в незначительной степени, или вообще не в состоянии это делать. Первое место здесь занимает конкуренция, но стоит учитывать и такие факторы, как государственное регулирование, поставщики, общественное мнение. Следует обратить внимание на выявление их роли, значения, вероятности влияния каждого из факторов на бизнес. Важно осветить то, что может составить настоящую конкуренцию и вызвать соответствующую реакцию на нее. Нужно отметить профиль каждого конкурента, его слабые и сильные стороны, возможное влияние на становление бизнеса. Характеристика всех конкурентов может быть представлена в форме таблицы или диаграммы, что позволит точно оценить, каким образом можно выдержать конкуренцию.

Первостепенное значение имеет стратегия маркетинга, что объясняет, как будет организовано преобразования намеченных планов в жизнь с целью достижения предполагаемых объемов продаж. Для этого важно рассмотреть действие каждого из важнейших инструментов маркетинга, что есть в распоряжении фирмы, показать, как бизнес будет проводить активный маркетинг их продуктов или услуг.

В подразделе, что характеризует стратегию сбыта, приводится описание механизмов и средств, которые предполагается применить, чтобы доказать свои товары и услуги до потребителя. Будет ли использована собственная служба сбыта для прямого маркетинга, будут ли привлечены дилеры, дистрибьюторы, посредники, будет ли нужна специальная подготовка для сотрудников службы сбыта, которую будут получать вознаграждение, которые другие стимулы предполагается задействовать - все это имеет первостепенное значение.

В бизнес-плане далее рассматривается ценообразования, что все больше определяется как важнейший элемент в общей стратегии маркетинга. В плане целесообразно показать политику скидок и изменений цен, а также влияние ценовой стратегии в целом на валовую прибыль.

Возрастает значение рекламы, связей с общественностью, организации сбыта товаров. Планы фирмы в этом вопросе есть в сжатом виде. Освещаются общая концепция и содержание кампании "паблик рилейшнз", характеризуются инструменты, которые предполагается использовать (электронные средства информации, возможности прессы, прямой рассылки по почте). Стратегия рекламы и продвижения товара на рынок меняется по мере развития фирмы. Хотя подробная финансовая информация входит в финансовый раздел бизнес-плана, определенные данные о бюджете конечно приводятся и здесь. Диаграммы, графики, таблицы, другие иллюстративные материалы оказываются наиболее эффективным средством, когда нужно показать, как будут распределяться ресурсы между различными элементами маркетинга.

Маркетинг-план должен информировать о стратегии сбыта, призванную обеспечить непрерывный рост, причем как среднесрочной, так и долгосрочной стратегической программы. Раскладка стратегии во времени и самому ее характере может меняться по мере развития фирмы.

Много внимания уделяется исследованию рынка.

Цель данного раздела - помочь предпринимателю, потенциальному кредитору или инвестору лучше понять требования рынка, а также укрепить доверие к плану. Предварительное исследование рынка, что учитывается в бизнес-плане, способное помочь не только сформулировать стратегию маркетинга и стать первым шагом к обеспечению сбыта, но и облегчить контакты с респондентами, позитивное восприятие рынком продукта или услуги. Для определения того, какого рода исследования наиболее эффективные, проводится экспресс-анализ затрат и потенциальных выгод.

В числе важных разделов плана - прогнозирование объема продаж. Этот анализ - эффективное средство представления и обоснования ожидаемых объемов реализации товаров, услуг. Очень рационально подать объемы продаж как временную функцию, чтобы продемонстрировать ожидаемый рост и учесть такие явления, как сезонность. Нужна информация о потоке денежных средств и ожидаемых потребностей в капитале. Прогнозы объемов продаж должны выглядеть реальными, иначе может быть поставлена под сомнение обоснованность самого проекта. Подобные проекты особенно важны при разработке финансового плана, потому что эффективный план обычно требует больших средств, и результатом его выполнения, как правило, является высокий доход.

Если в плане речь идет о предложении рынке сразу нескольких продуктов или услуг, целесообразно продемонстрировать объем продаж каждого наименования товара отдельно, что покажет сравнительную важность каждого из объектов бизнеса и даст представление о приоритетах компании, о принципах распределения его ресурсов. За большого числа продуктов или услуг желательно распределить их по основным категориям, такими как розничные продажи, сервисное обслуживание и консалтинг. Очень результативным является распределение ожидаемых объемов продаж по группам потребителей. Если есть возможность представить контракты и письма о намерениях, то прогноз сбыта вызывает гораздо больше доверия. Общепризнанным средством для оценки рынка сбыта служит показатель в процентах от общего числа продаж на рынке, что организация должна освоить.

Особое место в бизнес-плане занимает производственный план, который призван ответить на вопрос, как фирма намерена выдавать свою продукцию или услуги, охарактеризовать ее производственную деятельность. Следует отметить, что избыток технических подробностей может затруднить изучение плана. Бизнес-план состоит еще до того, как разработан полный ассортимент продукции или услуг. Но даже после того, как готовые изделия уже предлагаются рынке, фирме часто необходимо продолжать данную работу, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе. Важно охарактеризовать в плане весь процесс производства продукции. В нем содержится описание зданий, оборудования, потребностей в сырье и трудовых ресурсах, технологических процессов, сборочных линий и робототехники, а также возможностей бизнеса, в частности производственных мощностей и программ контроля качества. Целесообразно представить краткое описание всего процесса изготовления продукции, рассмотреть характеристики и привлекательные черты различных товаров. Стоит привести данные относительно приобретения станков и оборудования, их производительности, технических возможностей, а также об источниках сырья и комплектующих изделий, их наличии, устойчивости цен на них, о связи с основными поставщиками. Рассматривая производственный процесс, полезно дать схему последовательности производственных операций.

Конечный раздел бизнес-плана - финансовый план.

Цель данного материала - представить достоверную систему данных, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности фирмы. Прогноз финансовых результатов призван ответить на главные вопросы, волнующие менеджера. Именно с этого раздела инвестор узнает о прибыли, на который он может рассчитывать, а заимодавец - о способность потенциального заемщика погасить долг.

Конечно, всякий финансовый анализ будущего характеризуется неопределенностью, поэтому возможны несколько сценариев, которые свидетельствуют о предложениях относительно будущего и позволяют лучше понять перспективы фирмы. Для того, чтобы бизнес-план был действенным инструментом планирования, а также документом, способным привлечь внимание потенциальных инвесторов и кредиторов, его содержание должно соответствовать ситуации, которая реально складывается.

Первая заповедь - финансовый план не должен расходиться с данными, предоставленными в других частях бизнес-плана.

Несоответствия в финансовом плане свидетельствуют или о недобросовестности, или о недостаточной компетенции авторов. В сжатой форме должны быть изложены все предпосылки, которые стали основой для разработки плана.

Подготовлен должным образом финансовый план может быть использован для оценки резервов фирмы, а также для разработки ее детального рабочего бюджета. Бизнес-план является руководящим документом, в котором подробно расписано, как, когда и на что будут тратиться капитал, а также указываются цели, достижение которых необходимо для обеспечения успеха бизнеса.

Наиболее важным элементом здесь является ожидаемый объем продаж. Вероятность данного прогноза очень важна. Другие разделы финансового плана базируются в основном на этом важном элементе.

Второй важнейший прогноз относится к себестоимости реализованной продукции (затраты на производство продуктов и услуг, выручка от реализации которых будет получен в течение конкретного периода). Он включает в себя прямые затраты труда (заработная плата), сырья, материалов, также некоторые расходы, связанные непосредственно с преобразованием сырья и материалов в готовую продукцию, и валовой прибыли (разница между чистым объемом реализации продукции, услуг и прямыми затратами на их производство). Оба показатели зависят от расходов, связанных с производственной деятельностью или с приобретением активов, а также от политики цен. Используя материалы, полезно сослаться на конкретные источники информации. В силу того, что предприниматели имеют склонность видеть будущее своего предприятия в розовом свете, рекомендуется подать в плане достаточно обоснованные расчеты. Следовательно, финансовый план является ключевым разделом бизнес-плана и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции (услуг). В его разработке учитываются характеристики среды, в котором предполагается реализация намеченного, - налоговые условия; изменения курса валют, по которым ведутся расчеты; дифференцированная инфляционная характеристика среды; дата начала и время реализации проекта.

Финансовый план содержит три документа: отчет о прибылях и убытках, план-баланс и отчет о движении денежных средств. Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность фирмы в намеченный период. С его помощью определяют размер получаемой фирмой прибыли за конкретный период времени. Цель составления отчетов о прибыли - в обобщенной форме представить результаты деятельности предприятия с точки зрения доходности. Этот материал состоит обычно из таких разделов: реализация, себестоимость реализованной продукции или услуг, операционные расходы, получения (до уплаты налогов) прибыли (или убытки). Во многих случаях в плане показывают, что получается после вычета налогов. Отчет о прибыли выступает наиболее распространенным показателем финансовых резервов предприятия.

План-баланс демонстрирует финансовое положение фирмы на конец периода (времени, рассчитываемый). С его анализа можно сделать выводы о росте активов и об устойчивости финансового положения фирмы в конкретный период времени. Отчет о движении денежных средств характеризует формирование и отток наличности, а также остатки средств фирмы в динамике. Проектирование потоков денежных средств - наиболее важный финансовый прогноз в бизнес-плане. Отчет о денежный поток отражает фактические поступления средств и их перечисление. Итоговая цифра отчета о поток денежных средств отражает сальдо оборота денежных средств организации, а не ее прибыль. В отличие от отчета о прибыли, отчет о денежных потоках отражает фактическое поступление всех денег из всех источников, в том числе выручка от реализации продукции, от продажи акций или полученных в долг, а также средств от продажи ликвидации некоторых активов. Что касается расходов, то в отчет о денежных потоках входит фактическая оплата всех расходов. Некоторые расходы могут быть покрыты немедленно, в то время как другие - через некоторое время.

Необходимо иметь в виду, что сумма собственного и заемного капитала фирмы должна быть достаточной для покрытия отрицательной величины средств в любой период времени, рассматриваемого в плане.

Каждая из альтернативных схем финансирования тщательно просчитывается по результатам использования. В плане учитываются как показатели финансового состояния фирмы, так и показатели эффективности инвестиций. Первая группа показателей характеризует эффективность оперативной деятельности фирмы в ходе реализации намеченного - прибыльность, рентабельность капитала, показатели финансовой деятельности (ликвидности и финансовой устойчивости). Вторая группа свидетельствует об эффективности инвестиций в конкретные проекты - сроки окупаемости, показывающие время возврата вложенных средств и характеризуют риск проекта; чистая величина дохода, что отражает масштабы намеченного и размеры дохода от нового производства (предоставление нового вида услуг); индекс доходности, что характеризует прибыльность работы фирмы; норма доходности инвестиций, последний показатель является главным оценочным показателем эффективности инвестиционных проектов.

В заключительной части финансового плана конечно присутствует анализ безубыточности, что демонстрирует, какой должен быть объем продаж для того, чтобы компания могла без посторонней помощи вовремя выполнять свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы организация не имела убытков.

Как известно, даже самый хороший план не дает сам по себе гарантии успеха. Его надо уметь реализовать. Другими словами, речь идет о умение менеджера эффективно управлять имеющимися в его распоряжении различными видами ресурсов с учетом потребностей рынка. И здесь особое значение приобретает учет возможного риска. Анализ риска производственной и финансовой деятельности фирмы является одним из важных разделов бизнес-плана. Для каждой фирмы риск означает вероятность наступления неблагоприятного события, что может привести к потере части ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов. Современная экономическая ситуация в Украине плохо предсказуема, поэтому при подготовке этого раздела учитывают возможные изменения на рынке, для чего и проводят качественный и количественный анализ риска. С помощью такого анализа выявляются факторы риска и этапы работ, при выполнении которых он возникает. Количественный анализ помогает определить размеры риска, что является сложной задачей. Для уменьшения риска обычно используют различные аналитические методы, позволяющие повысить надежность инвестиций (метод математической статистики, экономико-математическое моделирование и др.). В результате проведения анализа риска разрабатываются меры по его уменьшению.

На титульной странице бизнес-плана указывают название и адрес организации, данные об учредителях, суть и стоимость проекта, предел секретности и т. п., а в приложении - копии контрактов, лицензий, писем и других документов.



Назад