Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

6.8. Концепция управления по целям


Составление целевых моделей - это начальный этап процесса управления по целям - концепции, широко используемой современным менеджментом. ее суть заключается в следующем. Менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. Поэтому каждый руководитель, от высшего до низшего, должен иметь четкие цели в рамках возложенных на него обязанностей. Соответствующую целевую ориентацию работы своего подразделения он должен обеспечивать в течение планового периода времени. Цели и задачи менеджмента не только доказываются, но и соглашаются (путем предварительного обсуждения) с менеджерами всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение. Процесс менеджмента по целям состоит из четырех этапов:

1.Визначається круг полномочий и обязанностей руководителей всех уровней.

2.Здійснюються разработка и согласование целей и задач управления в пределах установленных обязанностей.

3.Складаються реальные планы достижения поставленных целей.

4.Проводиться контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым руководителем показателей и по каналам обратной связи корректировки задач, что может потребовать нового согласования целей.

Таким образом, если целенаправления - это начало всякой управленческой деятельности, то ее обязательным продолжением является определение видов работ, необходимых для достижения целей.

Менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путем формирования структур, процессов и методов, с помощью которых организуется совместная и эффективный труд. Важное место в деятельности менеджеров занимает разработка систем показателей, с помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда каждого отдельного работника подразделения, службы и предприятия в целом.

Выполняя все перечисленные виды работ, менеджеры создают необходимые предпосылки для продуктивной и эффективной работы всех сотрудников предприятия и всех его подсистем. Поэтому нередко их называют людьми, которые умеют добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. И это одна из причин того, что к их профессионализма и личностных качеств предъявляются высокие требования.

Как пример рассмотрим концепцию управления по целям, разработанную финскими специалистами и учеными, которая получила название «Управление по результатам».

Сущность концепции - целостная система управления, ориентированная на конечные результаты и основана на использовании творческого потенциала трудового коллектива, новых методов и техники управления.

Принципы концепции - результаты являются основой деятельности; для их достижения необходимо иметь сильную волю.

Основные понятия - цели являются те ключевые результаты, к которым организация стремится в своей деятельности в течение длительного периода времени. Нормативное число целей - от 4 до 6.

Ключевые результаты могут быть трех типов: за коммерческой деятельностью (оборот, покрытие расходов, переменные и постоянные затраты, доля на рынках сбыта, рентабельность, платежеспособность, использование капитала и т.п.); по функциональной деятельностью подразделений (количество и качество производимой продукции, использование производственной мощности, сырья, материалов, энергии и т.д.); за некоммерческой деятельностью, способствующей достижению непосредственных функциональных целей (эффективность работы персонала, мотивированности работающих, атмосфера в организации, использования рабочего времени, сотрудничество с другими организациями, имидж предприятия, творческое начало, опыт).

Цели и приоритеты не являются постоянными величинами, они время от времени пересматриваются в связи с изменением внутренних и внешних условий, за достижение целей или вследствие признания их ошибочности.

Применяются следующие критерии отбора задач, которые устанавливаются после определения целей: согласованность, одобрения, реалистичность, гибкость, измеримость, привлекательность (что обеспечивает мотивированность деятельности).

Стадии процесса управления:

- составление автопортрета трудового коллектива;

- планирование результатов, что включает долгосрочное планирование и стратегическое планирование, годовое планирование и индивидуальное планирование (планы деятельности лица, занимающие ключевые позиции в организации);

- достижение результатов на основе ситуационного руководства, что отражает неопределенность и динамичность организации и ее окружения. При этом обращается внимание на стиль управления, методы и технику руководителя, настойчивость, творческий подход, изучение окружающей среды, людей и их дел;

- контроль с целью оценки достигнутых результатов, способов выполнения предусмотренных в планах мероприятий, успешности ситуационного управления. Оценка результатов завершается выводами, которые учитываются в повседневной работе, в планах отчетного периода, в стратегическом планировании и в планировании следующего периода.

Развитие - в управлении по результатам предусматривается совершенствование структуры всей организации, воспитание профессионально подготовленных руководителей. Сам развитие выступает как процесс изменений, которым можно управлять в соответствии с общими принципами развития организации.

В многочисленных исследованиях, которые анализируют концепция управления по целям (результатам), отмечается ряд ее несомненных достоинств. Это, прежде всего, повышение эффективности работы за счет того, что каждый руководитель имеет четкое представление как о свои цели, так и цели организации в целом. Усиливается мотивация к работе как результат личного участия всех руководителей в установлении и согласовании целей. Каждый руководитель в этих условиях чувствует личную заинтересованность в их достижении. Немаловажное значение имеет и возможность продвижения к конечному результату малыми шагами, потому что планами устанавливаются временные рамки и четко сформулированный конкретный конечный результат. Как правило, при реализации этой концепции улучшаются взаимоотношения между руководителями и подчиненными, совершенствуются системы контроля и оценки работы каждого члена организации (согласно достигнутых результатов).

В то же время за годы использования этой системы оказались и некоторые ограничения эффективного применения управления по целям. Так, система не приносит успеха на плохо организованном и плохо управляемом предприятии, где принято за правило «спускать» цели сверху, не привлекая к их постановки и согласования руководителей других уровней. ее трудно использовать, если отсутствует личная мотивация и необходима для управления информация, а также за неудовлетворительной организации контроля.

Кроме того, необходимо учитывать, что это трудоемкий, сложный и длительный процесс, что дает результат только там, где перед руководителями стоит проблема выбора действий для их выполнения. В противном случае администрирование подменяет инициативу, бюрократия ограничивает творчество, цели превращаются в принудительные задачи, а любые изменения рассматриваются как нежелательные. Из этого следует, что системы управления по целям дают эффективный результат только там, где есть для этого соответствующие условия.

Опыт также показывает, что управляя целями, внимание руководителей концентрируется на достижении текущих и краткосрочных результатов, нередко в ущерб долгосрочным целям. Этот недостаток пытаются обойти путем планирования результатов во всем спектре времени, включая долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. В этом случае оценка полученных результатов также должна производиться таким образом, чтобы учитывать их в своей повседневной работе, в планах отчетного периода, в стратегическом планировании.

Наряду с системой управления по целям (результатам) в последнее время начинает все шире использоваться другой подход к установлению целей организации - так называемый менеджмент-аудит. Это исследование всех аспектов работы организации и ее подразделений с целью разработки рекомендаций по изменению практики менеджмента и выявлению сфер деятельности, в которых есть возможности роста доходов и сокращения расходов. Менеджмент-аудит позволяет руководству организации устанавливать новые приоритеты в области целей и программ. Осуществление аудита осуществляется с помощью подробного перечня вопросов, ответы на которые дают необходимый материал для глубокого анализа состояния дел в организации.



Назад