Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

7.3. Организационный механизм и структура управления


Организационный механизм хозяйствования содержит:

  • правила, организационно-правовые нормативы и стандарты, которые определяют и регулируют структуру управления, обязанности, права и ответственность органов управления и управленческих работников, организацию процесса их деятельности;
  • распределение работ между различными исполнителями;
  • оснащение управленческого труда средствами оргтехники, численность работников в управлении, материальное и моральное стимулирование их труда. Итак, организационный механизм охватывает организацию структуры управляющей системы (статики) и организацию процесса функционирования системы, которой управляют (динамики).

В экономической литературе сформулированы эмпирические правила организации управления: единство цели; умная иерархия; устойчивость; непрерывное совершенствование; прямое подчинение; объем контроля; сопоставимость, соответствие данным полномочием; исключения, приоритет задач; комбинирование.

Эти правила имеют неодинаковую актуальность для различных трудовых коллективов, и их следует применять в различном сочетании.

Центральным элементом организационного механизма является структура управления, с помощью которой сочетаются различные стороны деятельности предприятия (техническая, экономическая, производственная, социальная), регламентируются внутренние производственные связи и достигается устойчивая система служебных взаимоотношений между структурными предприятиями и работниками аппарата управления. Следовательно, от структуры управления в значительной мере зависит действенность всего хозяйственного механизма.

Структура управления - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов системы, что определяет разделение труда и служебных связей между структурными подразделениями и работниками аппарата управления с подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Она организационно закрепляет функции по структурными подразделениями и работниками и регламентирует потоки информации в систему управленческой структуры, выражается в схеме и параметрах структуры управления, штатном расписании, определенном соотношении структурных подразделений и работников аппарата управления, положениях об отделах и службах, в системе подчинения и функциональных связей между персоналом управления.

Структуру управления по горизонтали разделяют на отдельные звенья, а по вертикали - на ступени управления.

Звена управления составляют организационно-обособленные структурные подразделения (отделы, службы, группы), каждый из которых выполняет определенную совокупность задач в соответствии с требованиями функционального разделения труда и кооперации во время разработки, принятия и реализации решений. Звена управления взаимосвязаны прямыми и обратными связями по горизонтали и вертикали.

Степень (уровень управления) - это совокупность управленческих звеньев, которые находятся на соответствующем иерархическом уровне управления и отражают последовательность их подразделений снизу доверху. Совокупность звеньев управления (структурных подразделений), объединенных по признаку сходства выполняемых функций образует службу управления (экономическую, коммерческую, инженерную и т.п.).

Для выполнения функции управления производством создается аппарат управления.

Структура аппарата управления производством - это количество и состав звеньев и уровней управления, их подчиненность и взаимосвязь. Она активно влияет на процесс функционирования системы управления развитием производства.

На структуру аппарата управления влияют такие факторы:

- характер производства и его отраслевые особенности: состав продукции, которая производится, технология изготовления, тип производства и уровень его технической оснащенности;

- формы организации управления производством (линейная, линейно-функциональная, матричная);

- степень подчиненности структуры аппарата управления иерархической структуре производства;

- соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления;

- соотношение между отраслевым и территориальным формами управления (по продукту, по региону);

- уровень механизации и автоматизации управленческих работ, квалификация работников, эффективность их труда.

Анализ организационных схем управления показывает, что управленческие связи и отношения могут иметь вертикальный или горизонтальный характер. Основой вертикальных управленческих отношений являются отношения субординации между высшими и низшими звеньями системы управления (вертикальные связи вниз), ниже звеньями и выше (вертикальные связи вверх) или функциональные отношения между специалистами высшего и низшего уровней управления, а также между функциональными звеньями управления и руководителями среднего звена. Как горизонтальные связи могут рассматриваться служебные (профессиональные) отношения между звеньями (работниками) одного уровня хозяйственной иерархии. В этом случае каждое структурное подразделение (работник) имеет связи с другими подразделениями, но достает распоряжение только сверху.

На предприятиях состоит различная комбинация связей между элементами управленческой системы. Связи по вертикали отражают подчиненность звеньев и работников в аппарате управления, а по горизонтали - координации, инспекции и контроля, консультационные и методические связи и т.д. В зависимости от сочетания соответствующих функций с элементами субординации на предприятиях формируются линейная, функциональная, линейно-штабная системы управленческих отношений.

По линейной системы разделение труда между руководителями осуществляется по принципу разделения объектов, а не функций управления. Отношения руководителей и подчиненных строятся так, что все функции управления осуществляют руководители всех степеней, каждый работник подчиняется одному руководителю и от него получает указания. Например, рабочий непосредственно подчиняется мастеру, мастер, в свою очередь, - начальнику цеха, начальник цеха - директору, директор - генеральному директору. По линейной системы распоряжения и указания подчиненным дает только их непосредственный начальник.

Линейная система отличается простотой и четкостью во взаимосвязях, ответственностью, скоростью реакции на прямые распоряжения. Однако эта система имеет недостатки: промедление в решении неотложных задач и искажении информации через увеличение уровней иерархии, возможно перегрузки центрального аппарата управления предприятия, большая потребность в специалистах широкого профиля.

Функциональная система управления, в отличие от линейной, предусматривает разделение функций управления не за объектами, а по специальностям. По этой системы каждый из квалифицированных специалистов руководит деятельностью всех работников в пределах своей компетенции (планирование, бухгалтерский учет, техническое обслуживание и т.д.).

По сравнению с линейной системой управления количество вертикальных связей (линейных и функциональных) по функциональной системы увеличивается в 2-3 раза. Итак, по функциональной системы усложняются служебные связи, имеют место множественность в подчинении, дублирование распоряжений разными руководителями, тенденция к централизации в организации управленческого процесса.

Как линейная, так и функциональная системы в "чистом" виде в управлении производством практически не применяются, как правило, они сочетаются в различных комбинациях.

Сегодня преобладает линейно-функциональная (линейно-штабная система) управления, при которой линейное подчинение всех вопросов, связанных с управлением данным объектом, сочетается с функциональным управлением. Общее количество связей остается почти такой же, как и по функциональной системы, но меняется характер связей. Линейно-функциональная система обеспечивает эффективное сочетание линейного управления с консультационным обслуживанием со стороны функциональных служб без нарушения прав и обязанностей линейных руководителей.

Каждый работник может получить при этом обязательные для него указания от других служебных лиц одинакового с ним или высшего ранга. Эти указания касаются только техники, технологии и организации труда, но ни в коем случае не могут касаться всей деятельности работника, а также его административной (чисто управленческой) деятельности. Однако по линейно-штабных систем часто возникают проблемы взаимоотношений линейных руководителей и специалистов, в частности безответственности во время принятия и исполнения управленческих решений. Эти недостатки можно устранить при условии четкого разграничения обязанностей, прав и соответствия руководящих работников, а также правильного налаживания неформальных коммуникаций.

Связи отношений, образующих структуру управления, делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Под неформальными связями понимают такие дополнения к формальных структур управления, как конференции, собрания, совещания и т.п., а также отношения, возникающие между неформальными лидерами и членами коллектива.

Неформальные связи обеспечивают определенную информационную избыточность, нужную во всех элементах системы для достижения ее гибкости. Однако следует учитывать, что основную часть задач организации нужно решать на основе официальных связей и отношений. Преобладание формальных коммуникаций в системе предопределяет высокий уровень неопределенности и свидетельствует о ее несовершенстве.

Организационные структуры управления производством ориентированы на выполнение следующих задач: создание условий для производства и сбыта высококачественной продукции; обеспечение разработки, освоения и поставки на рынок новых видов изделий.

Увеличение масштабов производства, сложность его в условиях использования автоматизированных систем сбора и обработки информации обусловливают развитие новых организационных структур. В основе этого развития лежит переход к структур, которые обеспечивают быструю реакцию на изменения, происходящие на производстве.



Назад