Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

7.6. Главные формы проектирование структур управления


Результат организационных усилий фирмы может быть отображен на организационной схеме - простому начертании линий и боксов, что показывают, как фирма организована. Боксы составляют виды деятельности фирмы и людей, которые их выполняют. Линии указывают на связь между ними. Число горизонтальных рядов боксов указывает на то, сколько уровней управления имеет организация.

Организационная схема будто планом того, для чего предназначены формальные связи в определенном периоде времени (рис. 7.1). Однако, организация динамичная и действует ежедневно. Поэтому могут быть некоторые отклонения от того, что было предусмотрено в схеме.

7.1  

Рис. 7.1. Образец организационной схемы

Организационная схема отражает запланированы, формальные связи, необходимые для работы организации.

Формальная организация - это заранее спланированная структура полномочий, функций, которые устанавливаются на основе сформированной взаимодействия между компонентами организации. Она ориентирована на достижение принятых уровней производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю систему отношений, набор функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность.

Формальная организация характеризуется определенной степенью стандартизации определенных функций в организации. Существуют их исчерпывающие описания, множество организационных правил, четко определенные процедуры, охватывающие трудовой процесс в организации, где степень формализации высокий. Чем выше технология, тем меньше нововведений каждый работник должен вносить в конечный результат труда. Стандартизация не только способствует альтернативной поведении сотрудников, но даже устраняет для них всякую необходимость рассматривать какие-либо альтернативы. Степень формализации отличается от организации к организации.

Много видов взаимодействий между работниками не вписываются в схему формальной организации. Существует сеть неформальных организаций, в пределах которых отношения не носят заранее спроектированного и директивно установленного характера, а они возникают из действия различных факторов - таких, как общий интерес группы работников, объективная необходимость сотрудничать, личная безопасность и т.п.

Выполнение работы зачастую требует незапланированных, нестандартных действий и решений и полагается на неформальные связи среди членов организации. Эти незапланированные связи и виды деятельности среди людей в организации, ускоряющие ее работу, называются неформальной организацией.

Неформальная организация может образоваться спонтанно, или она может стать результатом мудрой политики и осторожного маневрирования среди некоторых членов организации. Организационная схема - это статический рисунок, состоящий из вертикальных и горизонтальных линий. Неформальная организация динамическая, и все возможные связи внутри нее очень трудно отразить. В неформальной организации нет менеджеров, но в ней есть лидеры. Она не имеет иерархии власти, связи в ней - общественные. В ней нет формальных правил, она руководствуется свободно, с помощью общественных норм.

Коммуникационная система неформальной организации называется "виноградной гроздью". Это удачное сравнение, потому что каналы неформальных связей прокладывают свой путь вверх, вниз и через формальную структуру организации.

Организации создают структуры, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией, (т.е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношение централизации и децентрализации (то есть уровнями, на которых принимаются управленческие решения).

Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для эффективного достижения цели необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей имеют немалое влияние на поведение работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, ориентированные на их достижение. Вот почему необходимо ознакомиться со структурным подходом, который применяется в различных организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Структурный подход предполагает использование разделения труда, охват контролем, децентрализации и департаментализации.

Структура организации - это те фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов.

Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц. Однако следует иметь в виду, что такой фактор, как человеческое поведение, что влияет на порядок взаимодействия и на усилия по согласованию действий, не может быть изображена на схеме. Именно человеческое поведение определяет эффективность функционирования структуры в большей степени, чем формальное разделение функций между подразделениями.

Вот почему организационную структуру любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения следует рассматривать с различных позиций и с учетом различных критериев. На ее действенность и эффективность влияют:

1) действительные взаимосвязи, возникающие между людьми в процессе работы. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

2) активная политика, пособия и методы, влияющие на поведение человека;

3) полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

За умелого сочетания указанных трех факторов в организации может быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективного производства.

Так как на организации влияет много факторов, то они могут принимать различные формы своих проектов.

Функциональная (U-форма)

Функциональная форма - это проектирование, основанное на функ-ційному подходе к структуризации. Этот проект назван U -формой (U - unitary, унитарный). В организации, имеющей структуру типа U- формы, работники и организационные единицы объединены в большие функциональные отделы, такие как отдел маркетинга, производственный отдел. Для эффективной деятельности организации в этом случае нужна горизонтальная координация, то есть за отделами, что есть на одном уровне. За эту интеграцию и координацию чаще всего отвечает исполнительный директор и менеджеры высшего уровня.

7.2  

Рис. 7.2. Функциональная (U) форма для малой производственной компании

На рис. 7.2 показано U- форму относительно корпоративного уровня малой производственной компании. За такого проектирование ни одна из функциональных сфер не может существовать без других. Маркетинг, например, берет продукцию с производства для продажи, а средства - из финансового отдела, чтобы заплатить за рекламу.

Однако этот подход имеет как преимущества, так и недостатки функциональной структуры. Например, он дает возможность организации комплектовать все ключевые должности функційними специалистами и облегчает координацию и интеграцию. С другой стороны, ведет к усилению централизации. Проект с функциональная форме чаще всего используют в малых организациях, поскольку исполнительный директор имеет возможность лично контролировать и координировать деятельность целой фирмы. По мере роста организации такой контроль проводить все труднее.

 7.3

Рис. 7.3. Конгломератная Н- форма на Pearson PLC

Другой общей формой организации является проектирование конгломератная, или Н- форма. Форму конгломерата используют организации, которые образовались в результате объединения различных, не связанных между собой предприятий. Итак, проект Н- формы, по сути, является холдинговой компанией, которая действует по непов'язаної диверсификации (Н - holding). Этот подход основывается на продуктовой форме структуры, то есть главный менеджер независимо управляет каждым предприятием или группой предприятий и отвечает за прибыли или убытки фирмы. Н- форму проектирование организации использует британская фирма Pearson PLC. Как показано на рисунке 7.3, Pearson занимается шестью видами бизнеса. Хотя ее периодические издания и издательства связаны друг с другом, остальные предприятий - нет. Есть и другие фирмы, использующие Н- форму: General Electric (двигатели самолетов, электроприборы, радиотрансляции, финансовые услуги, осветительные приборы, пластиковые изделия и другие несвязанные изделия) и Топпесо (трубопроводы, автозапчасти, кораблестроение, финансовые услуги и другие не связанные между собой изделия).

В организации с Н- формой персонал корпорации, как правило, прогнозирует деятельность каждого из предприятий; организация также распределяет общие ресурсы по компаниях, принимает решение о покупке и продаже предприятий. Главный недостаток организации с проектированием типа Н- формы - это сложность, что имеет место лишь в холдинге различных несвязанных производств, поскольку менеджерам трудно совмещать и интегрировать различные виды деятельности вследствие большого количества диверсифицированных операций. Исследования свидетельствуют, что много организаций, которые используют этот подход, достигли только среднего или ниже среднего финансового уровня. Итак, хотя некоторые фирмы все еще применяют Н- формы, однако большинство уже отказалась от них, заменив другим подходом.

Филиальная (М) - форма

 7.4

Рис. 7.4. Багатофіліальна структура (М-форма)

 

Филиальная структура организации также использует продуктовую форму организации, однако, в отличие от Н- формы, отделы связаны между собой. Итак, филиальная форма, или М- форма основывается на многих производствах, связанных между собой, работающих в рамках большой организации. Это проектирования является результатом стратегии связанной диверсификации. Некоторые виды деятельности чрезвычайно децентрализованные вплоть до уровня подразделений; другие - централизованные на корпоративном уровне. Как видим из рисунка 7.4, общий менеджер здесь возглавляет каждый подраздел, который имеет автономию в разумных пределах, однако все же каждый подраздел должен согласовывать свои действия с другими.

В этом случае фирма использует многофилиальный подход к проектированию организации. Хотя каждая единица сравнительно самостоятельная, все они имеют общий рынок. Эта модель является результатом стратегии связанной диверсификации.

Возможность координации и разделение ресурсов является одним из наибольших преимуществ проекта М- формы. Отделы маркетинговых исследований в фирме и их отделы снабжения являются централизованными. Главная цель М- формы - минимизация внутренней конкуренции и углубления сотрудничества между отделами для достижения более высокой эффективности в использовании ресурсов. Исследования свидетельствуют, что организация, которая использует М- форму и достигает этого баланса, превосходит другие структуры организации, такие как U - и H- формы.



Назад