Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

9.1. Суть и содержание контроля


Контроль для менеджера - это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. Но это не совсем так. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Процесс контроля состоит из установление стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и корректировка в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Функция контроля - это способность управления выявить проблемы и соответственно скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Любая организация, безусловно, способна своевременно фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они навредят достижению цели организации.

Контроль - это одно из важнейших управленческих задач. Единственное из задач, что выше рангом, - это определение или согласование цели. Нужно отметить: если не доводить цель до своих подчиненных, то и нечего контролировать. Это касается не только контроля за результатом, но и контроля за процессом, причем последний следует осуществлять особенно внимательно. Контроль не пользуется любовью, и это объединяет как контроллеров, так и тех, кого контролируют. Как только в троллейбусе появляется контроллер, давление поднимается даже у тех, у кого есть билеты.

Контроль не может диктоваться подозрением. Он определяется скорее предусмотрительностью и заботой, исходя из того, что ошибки свойственны людям, и при разумном подходе большинство людей достигает положительных результатов. Контроль должен отмечать хорошо сделанную работу, которая очень часто остается незамеченной.

Что же такое контроль? Это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Это знание своевременно должно стать достоянием других.

Следует сказать, что неправильный контроль вызывает страх.

Есть люди, которые без внешнего контроля расслабляются, но есть и такие, которые без руководящих указаний выполняют свою работу с излишним педантизмом, не считаясь с затратами. Скажем, через одну ошибку они заставляют перепечатывать документы, расчеты ведут с точностью до четвертого знака.

Следует сказать и о том, что руководитель не может знать все. Тогда возникает вопрос, как контролировать работу, в которой не все понимаешь? Как контролировать программиста, налогового инспектора, врача, не обладая этими профессиями в полном объеме? Опытный руководитель попросит своего сотрудника рассказать про все "почему", "как" и "почему не так" и все другие специфические трудности своей деятельности так, чтобы это было понятно. Опыт подсказывает: тот, кто знает свое дело, сможет объяснить, как он ее делает.

Контроль необходим для поддержания успеха. Другими словами, один из важных аспектов контроля заключается в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации помогали наиболее эффективно достигать ее общих целей. Именно так малые фирмы определяют, в каких отраслях им расширяться и заключать сделки.

Широта контроля. Контроль - это очень важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, заключается в том, что контроль должен быть обобщающим. Контроль не может оставаться прерогативой исключительно менеджера, назначенного "контролером", и его помощников. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если ему это никто специально не поручал. Контроль является фундаментом процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать в отрыве от контроля. Контроль за результатами служит улучшению, а в идеальном случае - оптимізацїї трудового процесса. Вы обнаруживаете, был ли достигнут поставленной цели, и вносите необходимые коррективы.

Любой формирование цели и планирование эффективны лишь настолько, насколько эффективны реализация и завершение контроль за выполнением. Контроль дает возможность повысить мотивацию труда (ощущение успеха) и дает толчок для новой постановки вопросов и проблем.

Контроль как функция самоменеджмента охватывает три задачи:

1) обдумывания физического состояния. Что достигнуто до момента осуществления контроля?

2) сравнение запланированного с достигнутым. В какой степени достигнут поставленной цели? Какие отклонения имеют место?

3) корректировка по установленным отклонениями. Время, длительность и регулярность контроля в определенной степени зависят от задач, которые выполняются, и поставленной цели. В этой связи следует различать:

- контроль процесса и деятельности, осуществляемой;

- контроль результатов (целевой контроль) (рис. 9.1).

 9.1

Рис. 9.1. Осуществление контроля



Назад