Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

10.1. Понятие регулирования и его место в системе управления


С функциями планирования и организации тесно связаны функции координации и регулирования, которые осуществляются органами управления в процессе выполнения планов. Осуществление организационной функции не исключает на практике возникновения некоторого несоответствия между всеми элементами создаваемой системы или механизма достижения цели, что объективно требует уточнения характера действий исполнителей, направленных на достижение согласованности, оптимальной гармоничности и эффективности. Такая настройка системы получило название функции координации совместной деятельности. Согласованность действий персонала через установление между ними гармоничных связей достигается на основе рациональности, четкого взаимодействия исполнителей, оперативности и надежности. Функция координации (согласования) различных процессов труда и их результатов в различных сферах деятельности людей обусловлено движением всего производственного организма, в отличие от движения его самостоятельных органов.

Координация обеспечивает согласованность во времени и пространстве действий органов управления и должностных лиц, а также между системой в целом и окружающей средой. Функция координации играет в управлении производством роль, которую образно можно сравнить с ролью дирижера в оркестре. Именно благодаря ей обеспечивается динамизм системы производства, создается гармония взаимосвязей производственных подразделений, осуществляется маневр материальными и трудовыми ресурсами внутри предприятия в связи с изменением технико-экономических задач.

Объектом функции координации как управляющая система, система которой управляют. Назначение деятельности органов управления - обеспечить единство действий всех управленческих подразделений, работников управления и специалистов для наиболее эффективного воздействия на процесс производства.

Координация означает синхронизацию усилий всего коллектива, интеграции их в единое целое, то есть это процесс распределения деятельности во времени, приведение отдельных элементов в такое сочетание, которое дало бы возможность наиболее эффективно и оперативно достигать поставленной цели. Координация - это главная функция процесса управления, которая обеспечивает, во-первых, его единство и непрерывность, и во-вторых, взаимосвязь всех функций (рисунок 10.1.).

 10.1

Рис. 10.1. Взаимосвязь функций менеджмента

Регулирование - это деятельность по поддержке в динамической системе управления производством заданных параметров. Его задача - сохранить состояние упорядоченности, который задается функцией организации как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления. Функция регулирования детерминируется нормативностью: в поле ее зрения находится любое отклонение от нормы. Изменения в самом производстве фиксируются благодаря диспетчеризации, что является специфической формой оперативного регулирования.

Следовательно, именно функция регулирования обеспечивает выполнение текущих мероприятий, связанных с устранением отклонений от заданного режима функционирования организационной системы производства. Осуществляется она в процессе оперативного управления совместной деятельностью людей путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности.

В практике менеджмента функция регулирования трактуется далеко не однозначно. Термин "регулирование" традиционно находит применение в оперативном управлении производством, где его роль заключается в устранении препятствий и отклонений от заданных плановых показателей. Такой же рассмотрение функции регулирования применяется в кибернетике. В основе его лежит обратную связь, которая используется для устранения воздействий.

Необходимость в регулировании системы заключается не только в связи с негативными явлениями. Чаще всего это связано с потребностью природного динамичного развития организации, с появлением новых задач управления, с переходом системы в новое состояние под влиянием внутренних и внешних факторов. Мартыненко Н.М. дает следующее определение регулирования.

Регулирующее воздействие на объект управления делает любой принято и реализовано управленческое решение. Процесс регулирования представляет собой заключительную стадию принятия управленческого решения - акт спонукально-практической деятельности руководителя, который осуществляется по заранее разработанному и сознательно выбранном варианте.

Регулирования - это вид деятельности, который представляет собой влияние руководителя на подчиненных таким образом, чтобы они выполняли работу для достижения целей организации. В этом случае функция регулирования связана с широко используемым термином "управление". Такое понятие руководства рассматривает только одну сторону процесса управления - влияние одного лица (руководителя) на подчиненных. Другая сторона заключается в том, что управление - это процесс влияния руководителя на подчиненных с помощью различных методов регулирования, а именно влияние, которое осуществляется с помощью власти и лидерских качеств руководителя. Таким образом, функция регулирования - это процесс управления, который осуществляется с помощью методов формального воздействия и усиленного (властью и лидерство).

Содержательная сторона функции регулирования выражается в административно-распорядительном воздействии руководителя на людей, осуществляющих процессы производства и управления.

Организация может успешно действовать и противостоять внешней среде лишь тогда, если она может изменять свое состояние с такой скоростью, как это происходит в среде. Так как организация постоянно находится в динамическом равновесии с факторами внешней среды, то этот процесс необходимо поддерживать постоянно. В этой ситуации функция регулирования должна обеспечивать своевременную реакцию предприятия, которая направлена на адаптацию к внешней среды или нейтрализацию ее влияния.

Реагировать на воздействие внешней среды может только динамически устойчивое предприятие. Поэтому усилия руководства направляется на то, чтобы предприятие сохранило свою устойчивость, на поддержку и усовершенствование состояния его упорядоченности, связей между элементами, которые изменяются. Своевременно предупредить влияние внутренних факторов, устранить их последствия помогает функция регулирования.

Выживание в условиях рыночной среды, возможность результативно существовать как можно дольше - это главная задача большинства предприятий. Эти составляющие успешной деятельности обеспечиваются эффективной реализацией хорошо обоснованных и принимаемых управленческих решений. Между процессом принятия решения и его реализацией существует множество препятствий, на преодоление которых направлена функция регулирования. Выполнения реальной работы реальными людьми - главное назначение функции регулирования.

Все остальные функции (планирование, организация, мотивация, контроль) не достигнут своей цели, если не будет результативно осуществляться функция регулирования. Она выполняет clipping роль между менеджером и объектом, на который направлена его деятельность. Только через осуществление регулирования возможное влияние менеджера на объект управления для обеспечения динамического равновесия.

Как правило, принятые управленческие решения определяют то, что должны делать люди в организации, которая необходима работа должна быть выполнена и кто будет ее выполнять. Поэтому принятие решения является началом реализации функции регулирования.

Функция регулирования имеет также и стимулирующее назначения. Если интересы человека совпадают с работой, то это увеличивает эффективность ее выполнения. Поэтому от стимулирующего воздействия на работника будет зависеть его поведение.

Функция регулирования имеет объективную основу в процессах менеджмента. Ежедневно в практике управления организацией используется много различных способов регулирования, которые направлены на поведение объектов управления. Поэтому функция регулирования является обязательным проявлением власти, лидерства и подчинения, органично существуют в системе управления. Ведь власть - это возможность влиять на поведение других людей.

Она принадлежит человеку и представляет собой реальную свободу и возможность действовать и влиять на других людей, а чтобы влиять - необходимо иметь основу власти.

Лидерство - это способность человека воздействовать на отдельную группу и личность, внося изменения в их поведение, отношения, направление деятельности, достигающую определенных результатов.

Подчинение - это составная часть полномочий, что выражается в праве данного конкретного лица, занимающего должность руководителя в аппарате управления, распоряжаться ресурсами. Подчинение понимают как иерархическую зависимость от подчиненных руководителя.

Таким образом, регулирования - это процесс воздействия на объект, направленный на устранение или на приспособление к факторам, которые влияют на поведение объекта.

В результате правильного действия функции регулирования организация способна устранять всякого рода неопределенности в системе, способна сохранять "динамическое равновесие" по отношению к различным воздействиям.

Поэтому целью регулирования является сохранение устойчивости организации путем поддержания необходимого соотношения между различными ее элементами, своевременной ликвидации их возможных отклонений от установленных норм в функционировании объектов управления.

Так как регулирование имеет три области проявления (стабилизирующую, розпорядницьку и дисциплинарную), отличающихся своей ролью в процессе обеспечения устойчивости предприятия и конкретным содержанием, то это обуславливает наличие других целей, присущих каждому из видов регулирования.

Стабилизирующее регулирования.

Данный вид регулирования в значительной степени направлен на обеспечение организационной устойчивости предприятия как субъекта рыночной экономики. Оно имеет регламентно-распорядительную силу. Стабилизирующее регулирование направлено на упорядочение отношений предприятия с субъектами внешней среды, также внутренних отношений между различными его частями. Как регулирующее воздействие используются правила, определяющие порядок деятельности предприятия и его частей, а также система ограничений, что устанавливает границы и пропорции, которые должен соблюдать предприятие в процессе этой деятельности. Это уставные положения, должностные инструкции, распорядок дня, положения, определяющие порядок взаимоотношений с поставщиками, потребителями, государственными органами и др. Процесс регулирования требует обязательного подчинения правилам и ограничениям. Регулирование осуществляется путем разработки соответствующих положений (указаний, инструкций и т.п.) и введение их приказу в практику использования сотрудниками организации. Эти положения вводят на определенный период времени и они обязательны для выполнения.

Итак, целью стабилизирующего регулирования является установление определенных организационно-социальных правил, точных распоряжений к действию, а также границ деятельности и поведения работников предприятия.

Данная цель достигается путем разработки, введения в практику и контроля соблюдения соответствующих регулирующих положений (устав, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции и т.д.), обязательных для выполнения.

Розпорядницьке регулирования.

Распорядительный влияние - это совокупность способов и приемов, которые направлены на регулирование текущей работы. Это процесс непосредственного воздействия на исполнителей решений, принятых руководителем. Они реализуются путем проявления полномочий руководителем относительно подчиненных.

Цель распорядительного регулирования заключается в воздействии руководителя на целенаправленную поведение объекта управления, которое осуществляется в соответствии с заданной программой или условий деятельности предприятия.

Розпорядницьке регулирования предназначенное для поддержки необходимых мер упорядоченности деятельности предприятия. Необходимость упорядочения состояния определяется двумя факторами, которые действуют в соответствии с принципа динамического равновесия.

1. Своевременной нейтрализации внешних и внутренних воздействий или их адаптации к существующим условиям деятельности предприятия. Этими регулирующими воздействиями достигается уменьшение энтропии, и предприятие возвращается в состояние динамического равновесия.

2. Естественного развития предприятия и перехода его с одного состояния в другое: изменение внешней среды, создание нового потенциала, корректировка системы целей, постановка новых задач.

Поддержка динамического равновесия обеспечивается в значительной степени распорядительным регулированием.

Дисциплинарное регулирования.

Этот вид регулирования связан с процессом делегирования полномочий.

Суть дисциплинарного регулирования можно раскрыть через процесс установления ответственности. Как известно, за делегирование полномочий ответственность лишь перераспределяется между руководителем и лицом, которому делегируются полномочия. Руководитель же имеет право делегировать обязанности и права, и в этих пределах возложить ответственность на подчиненного. Но при этом ответственность в полном объеме (в т.ч. и перерозподілену) руководитель оставляет за собой. Поэтому целью дисциплинарного регулирования является развитие способностей и творческих сил у подчиненных, направленных на использование делегированных прав самостоятельно принимать управленческие решения.

Дисциплинарное регулирования проявляется в праве руководителя требовать от подчиненных:

а) конкретных результатов с определенных ключевых моментов, что им делегированы;

б) периодических отчетов о ходе выполнения задач;

в) подробного выполнения своих инструкций и разрешение свободы действий лишь в случаях крайней необходимости;

г) буквального выполнения инструкций и приказов, немедленного сообщения при появлении каких-либо затруднений.

По дисциплинарного регулирования менеджер должен исходить из того, что члены его коллектива обязаны соблюдать трудовой и производственной дисциплины, трудового законодательства, положениям и требованиям организации труда и производства, технологии, эксплуатации машин и оборудования, правил пользования инструментом, технике безопасности и других специальных инструкций.

Таким образом, в системе целей функции регулирования можно отметить:

- регулирующее воздействие таких форм общественного сознания, как право и ответственность, которые базируются, прежде всего, на определенных социальных нормах, но вместе с тем большая роль элементов ненормативного характера;

- рассмотрены виды регулирования, взятые вместе, гарантируют необходимую устойчивость и динамичное развитие предприятия.

Эффективность реализации функции регулирования можно обеспечить только за соблюдение принципов, обеспечивающих этот процесс.

Реализовать функцию регулирования можно с помощью административных методов управления.

Профессор Мартыненко Н.М. выделяет ряд принципов функции регулирования.

Принцип директивности определяет приемы и способы осуществления регулирующих воздействий на управляемый объект. Это самая мягкая форма регулирования, что требует обязательного и своевременного выполнения принятого решения. Это активная форма регулирования процессов, протекающих на предприятии, что побуждает к действию исполнителей того или иного решения.

Основным требованием этого принципа является своевременность регулирующего воздействия. Это требование нужно рассматривать с двух сторон: во-первых, своевременность регулирующего воздействия, т.е. принятие решения ситуации с ситуацией, которая возникла; во-вторых, своевременность реакции управляемого объекта на регулирующее воздействие, т.е. выполнение решения. Директивность также определяет неотвратимость наступления санкций в случае несвоевременного выполнения регулирующего воздействия или его неадекватного выполнения.

Принцип соблюдения регламентов определяет соблюдение установленного заранее порядка выполнения управленческой и производственно-хозяйственной деятельности на предприятии. Это способ косвенного регулирующего влияния на деятельность человека (в том числе руководителя), что имеет розпорядницьку силу. Например, должностная инструкция регламентирует обязанности, ответственность и права конкретного должностного лица и тем самым регулирует сферу его деятельности. Этот принцип проявляется через регулирования границ (свободы выбора поведения) деятельности того или иного должностного лица на предприятии. Особенностью этого принципа является обязательность соблюдения установленных регламентов. Нарушение устанавливаемых регламентов снижает организованность процессов, протекающих на предприятии, а также приводит к наступления соответствующих санкций.

Принцип нормативности. Понятие "нормы" характеризует зависимость между различными элементами предприятия. Соблюдение принципа нормативности регулирование направлено на установление определенных пределов в деятельности людей. Это способствует стабильности данного процесса, протекание которого основанное на обязательном соблюдении людьми общих условий деятельности.

Принцип нормативности оговаривает правила регулирования условий осуществления процессов с помощью организационно-методических, технических, технико-экономических, социальных, экономических норм и нормативов (стандартов). Они обеспечивают соблюдение определенных границ управленческих действий и границ их возможных отклонений.

Функция регулирования играет активную роль связующего звена между субъектом и объектом управления. Только с помощью функции регулирования руководитель имеет возможность влиять на поведение подчиненного.



Назад