Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

10.2. Виды регулирования


Неотъемлемым элементом функции регулирования являются люди. Назад регулирования представляет собой коммуникационный процесс между руководителем и подчиненным. Так как менеджеры реализуют функцию регулирования, то они должны уметь объективно оценивать ситуацию, чтобы производить правильные подходы к поведению человека, на которую направлены его влияния. Менеджеру важно понимать, что выполнить принятое решение и добиться положительного результата можно только работая вместе с людьми (исполнителями) и при их помощи.

В процессе регулирования осуществляется не только влияние на человека, а прямое или косвенное (через документ, норматив и т.д.) влияние, что побуждает его к действию. Регулирование должно быть ориентировано на поведение человека, а она зависит от таких характеристик, как восприятие регулирующего воздействия и ожидания последствий выполнения этого влияния. Поэтому содержательная часть регулирующих воздействий должна иметь мотивирующие элементы.

Регулирование - это практически важная и сложная функция управления. Важнейшей особенностью функции регулирования является его всеохватность. Она распространяется на все процессы, протекающие на предприятии, и на всех людей, работающих на нем, независимо от их ранга и статуса, от директора до рабочего.

Регулирование выступает основной функцией, так как ни одна другая функция не может быть направлена к управляемого объекта, миновав функцию регулирования. Только через выполнение функции регулирования может быть осуществлен связь субъекта управления с управляемым объектом. В связи с этим очень важно знать виды регулирования и их роль в процессе управления.

Стабилизирующее регулирования.

Основными средствами осуществления стабилизирующего регулирования является реализация определенных правил, процедур и стилей поведения. Стабилизирующее влияние на поведение человека в процессе производства и управления осуществляется путем соблюдения регламентирующих документов, их содержание зависит от объекта управления, деятельность которого регулируется, и видов деятельности субъекта управления. Например, устав предприятия регламентирует: вид предпринимательства, цель, задачи, полномочия руководителей и т.д. Должностная инструкция определяет полномочия конкретного должностного лица. Много сторон деятельности предприятия (ценообразование, ставки окладов, соблюдение норм безопасности и т.д.) регламентируются соответствующими документами.

Например, правила внутреннего трудового распорядка регламентируют поведение всех работников предприятия.

Стабилизирующее регулирование направлено на регламентацию загальноорганізаційного характера. Его содержание заключается в установлении определенных социальных правил, точных распоряжений к действию, определенных видов деятельности и поведения людей на предприятии.

Стабилизирующее регулирования можно разделить на: непосредственное регулирование на основе норм и с помощью инструктирования.

1.Непосредственное регулирование осуществляется до предприятия в целом организационной структуры управления и структуры аппарата управления. К регламентирующих документов относятся соответственно устав предприятия, положения о линейные и функциональные подразделения, должностные инструкции.

2.Регулирование на основе норм устанавливает определенные нормы поведения людей, которые заняты в производстве и управлении. Регулирования проявляется как в разработке и проектировании процессов (соблюдение норм и нормативов), так и управлении ими.

Особенностью регулирования на основе норм является полнота и объективность отражения условий, определяющих поведение работников предприятия. Стоит помнить, что менеджеры применяют нормы, которые используют этот вид регулирования, должны доброжелательно восприниматься этими людьми, чью деятельность они регулируют.

Необоснованно жесткие или неоправданно занижены нормативы приводят к дестимуляції, а очень детальные - снижают инициативность работников.

Содержание нормативов зависит от конкретного вида регулируемой работы масштабов и способов их использования. Согласно теории ожидания существует четкая взаимосвязь между результативностью нормативного регулирования и вознаграждением. Если норматив не способствует тому, чтобы работник же почувствовал связь, или он создает чувство несправедливой вознаграждения, то этот норматив приведет к снижению результативности регулирующего воздействия.

3. Регулирование с помощью инструктирования основывается на методической помощи и информационном обеспечении выполнения предстоящей работы. Инструктирование - это наставление, подробное объяснение, предупреждение, указание из соблюдение, исполнение чего-либо и т.д.

В данном случае инструктирование следует понимать как использование работником соответствующих инструктивных материалов, регламентирующих выполнение определенной работы.

Стабилизирующее регулирования не проявляется через властный непосредственное влияние. Сущность его заключается в подчинении должностных лиц правилам, что заранее заложены в документы, в которых определены требования к выполнению действий соблюдения конкретных условий.

Розпорядницьке регулирования.

Это процесс непосредственного влияния со стороны руководителя по отношению к исполнителю. Его использование обусловлено следующими причинами:

а) необходимостью устранения отклонений от установленных стандартов выявленных в процессе контроля;

б) необходимостью побуждение к действию для выполнения принятого управленческого решения.

Содержание распорядительного регулирования определяется конкретными причинами и возникающими ситуациями. Они, как правило, не имеют четко установленных закономерностей проявления и времени возникновения. Они являются следствием возникающих ситуаций и незапрограмованим управленческих решений.

По форме проявления розпорядницьке регулирования может быть представлено документально и устно. По своему содержанию распорядительные воздействия имеют разную форму.

Активный распорядительный влияние проявляется в приказах, указаниях, постановлениях, распоряжениях, резолюциях, решениях.

Пассивный распорядительный влияние - это информирование, рекомендации, предложения, пожелания.

Пассивные формы встречаются реже в административном воздействии. Они не имеют силы обязательного, немедленного, своевременного и точного реагирования. их основное назначение заключается в повышении эффективности коммуникаций в процессе выполнения активного регулирующего воздействия. Они часто дополняют активную форму регулирования, чем повышается их результативность.

Для эффективного регулирования менеджеру очень важно принять решение, насколько допустимы ли относительно безопасные выявлены отклонения от стандартов. Функция контроля выдает информацию об отклонениях, что является основой для решения о начале регулирующих действий. Этот этап является наиболее важным и заметным в процессе регулирования. Регулирующие действия могут парализовать деятельность предприятия. Содержание распорядительного регулирования во всех случаях заключается в том, чтобы, используя информацию функции контроля, понять причины отклонения и добиться возврата параметров процесса к действиям, которые нужны.

Дисциплинарное регулирования.

Дисциплинарное регулирования касается поведенческих аспектов функции регулирования.

Дисциплинарное регулирования представляет собой способ, с помощью которого обеспечивается соблюдение ответственности как основы менеджмента и "добиваться выполнения работы с помощью других людей". Никакое управление не дает необходимых результатов, если работники предприятия не будут придерживаться установленных норм и правил поведения.

Дисциплинарное регулирование основывается на том, что, выполняя конкретную работу и принимая вознаграждение за нее, работники косвенно соглашаются выполнять ее на уровне, который удовлетворяет предприятие.

По своему содержанию дисциплинарное регулирования может иметь:

а) распорядительный влияние. Например, приказ о поощрении или наказании за результатами деятельности конкретного сотрудника;

б) регламентирующий влияние. Например, должностная инструкция, что отражает результаты распределения и делегирование полномочий конкретного сотрудника;

в) нормирующий влияние. Например, норма времени (трудоемкость решения задачи) на разработку бизнес-плана.



Назад