Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

11.1. Сущность и классификация методов менеджмента


Менеджмент использует различные способы, подходы и приемы, которые дают возможность: упорядочить, нацелить (направить) и эффективно организовать выполнение присущих ему функций, процедур и операций, необходимых для осуществления управленческого воздействия. В совокупности способы осуществления управленческой деятельности, которые применяются для определения и достижения ее цели, выступают как методы менеджмента.

В общепринятом понимании методы - это способы (приемы) целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения поставленной цели. Все методы управления используются в практической деятельности руководителем не как отдельные, разрозненные и самостоятельные способы воздействия, а как целостная система взаимосвязанных и взаимодействующих конкретных методов.

В методах менеджмента выражается сущность его принципов в конкретной форме, адаптированной к реалиям хозяйственной деятельности. С их помощью менеджеры (руководители) обеспечивают скоординированную деятельность в организации и единство интересов всего персонала. Цель и методы взаимосвязаны между собой. Каждой цели соответствуют определенные методы ее достижения. Поэтому менеджеру важно следить за соответствием цели методам своей деятельности.

О том, что человечество уже давно осознало значение методов в жизнедеятельности общества, может свидетельствовать одно из положений из древней китайской философии: "Целенаправленная деятельность человека проявляется в том, что человек имеет метод: цель, средство, план действий или порядок действий для достижения поставленной цели, а также соответствующие критерии для оценки результатов своей деятельности. Метод - это то, благодаря чему можно получить результат".

Понятие метода менеджмента трактуется двояко: как способ познания, исследования объекта управления и как прием, способ практической управленческой деятельности.

В первом случае это гносеологическая категория науки управления, которая дает возможность получить новые знания об управлении.

Во втором значении срок метод касается содержания процесса управления и означает способ осуществления управленческой деятельности.

Методы в менеджменте имеют особое значение. С их помощью происходит взаимное обогащение его теории и практики.

Так, решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, с помощью которых сокращаются затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию цели. Вместе с тем использование системы методов в изучении новых управленческих проблем позволяет расширить и углубить знания об управлении. Таким образом, методы способствуют развитию теории менеджмента, поднимая ее на более высокий уровень.

В определениях методов управления как сознательно сформулированных субъектом управления вариантов управленческой деятельности подчеркивается их альтернативность, то есть возможность выбора из множества вариантов конкретного способа или приема действий.

Обобщая подходы к определению и пониманию сути методов управления, можно сделать вывод о том, что содержание и специфика их определяются сущностью и особенностями самого управления.

Методы управления основаны на действия законов и закономерностей управления, которые одновременно учитывают научно-технический уровень развития производства и уровень развития отношений управления.

Методы менеджмента столь же разнообразны, как и интересы людей, характер их работы. В них в конкретной форме, адаптированной к реальным ситуациям бизнеса, выражается сущность его принципов. Цель методов - обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и общественных интересов.

Методы менеджмента ориентированы прежде всего на высокую производительность и эффективность деятельности персонала фирмы, на слаженную работу подразделений фирмы, на четкую организацию разнообразной деятельности фирмы и управления ею на уровне мировых стандартов. По характеру действия методы условно (формально) можно разделить на методы материальной, социальной и властной мотивации или экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические. Методы социальной мотивации предусматривают побуждение индивида (работника) к ориентации на социально значимые интересы (культуру, развитие и т.д.)

Экономические методы влияют на имущественные интересы фирм и их персонал. С одной стороны, они стимулируют деятельность фирм в отношении удовлетворения интересов общества (система налогов, банковских кредитов и т.д.), с другой - служат для мотивации работы персонала (заработная плата, премии, вознаграждения за инновации).

Методы властной мотивации предполагают ориентацию на дисциплину, организационно-распорядительные документы и строгое выполнение их.

Организационно-распорядительные методы базируются на объективных законах организации совместной деятельности и управлении ею, на естественных потребностях людей в благоустроенной взаимодействия между собой, их целью является упорядочение функций управления, обязанностей и прав работников, регламентация их деятельности. Организационно-распорядительные методы делятся на три группы.

Организационно-стабилизирующие методы, которые устанавливают и определяют долгосрочные связи в системах управления между людьми и их группами (структура, штаты, положение о исполнителей, регламенты деятельности, концепции управления).

Распорядительные методы обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и предприятий и представлены в форме договоров, приказов, распоряжений.

Дисциплинарные методы предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности за определенную работу.

Сущность социально-психологических методов сводится к способов воздействия на личность и коллективы с целью изменения ими своих установок в трудовой деятельности и творческой активности, а также на социальные и психологические интересы фирм и их персонал (роль и статус личности, группы, фирмы, психологический климат, этика поведения, общения и др.). При этом используются знания общей и социальной психологии. Социально-психологические методы менеджмента делятся на социальные и психологические. К социальных методов относятся: повышение социально-производственной активности, например, установление стандартов примерного поведения во всех сферах деятельности; поддержка социальной преемственности (конкурсы мастерства, присвоение квалификационных различий, праздники по поводу юбилеев и успешного завершения крупных деловых операций и т.п.); социальное нормирование (установление норм отношений между работниками фирмы, правил внутреннего распорядка, производственного этикета, выработки и неукоснительное соблюдение единых ценностей для всего персонала фирмы и др.); моральное стимулирование (индивидуальное и коллективное).

Механизм использования социальных методов включает: социальные исследования или выявления проблем и направлений влияния; социальное планирование или разработку конкретных способов воздействия на людей; социальное регулирование или решения выявленных проблем и реализацию определенных способов воздействия на людей.

Психологические методы используются с целью гармонизации взаимоотношений работников фирм и установление наиболее благоприятного психологического климата. К ним относятся: гуманизация труда (ликвидация монотонности, цветовой окраски помещений и оборудования, использование специально подобранной музыки); психологическое побуждение (поощрение творчества, инициативы и самостоятельности); удовлетворение профессиональных интересов, повышение творческого содержания труда; разработка цели за психологическими характеристиками и развитие необходимых психологических качеств; комплектования малых групп по критерию психологической совместимости работников; установление нормальных взаимоотношений между руководителями и подчиненными.

Методы менеджмента формируются в такой последовательности: оценка ситуации и поставленных задач с целью определения основных направлений и видов воздействия; выбор состава методов и обоснование их качественных и количественных параметров; обеспечение условий для эффективного применения выбранных методов, что в конечном итоге формирует технику и технологию управленческой работы.



Назад