Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

11.2. Экономические методы управления


Экономические методы управления - это совокупность средств и инструментов, которые целенаправленно влияют на создание условий для функционирования и развития предпринимательства. Рычаги экономического механизма соответствуют социально-экономической природе предприятия и является одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе. В связи с этим особое значение приобретает изучение того нового, что внесены практикой в содержание коммерческого расчета как важного метода хозяйствования. По определению Чумаченко Н.Г., он синтезирует в себе как функции управления, так и экономические рычаги и инструменты, которые направлены на сравнение затрат и результатов и обеспечение прибыльности производства.

Экономический механизм функционирования и развития предприятий предполагает использование метода коммерческого расчета, исходя из глобальной хозяйственной политики и целей предприятия, в частности в области обеспечения рентабельности производства и сбыта, распределения капиталовложений и расположение производства; финансирование и кредитование; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др.

Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельных подразделений в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности предприятия.

В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги и инструменты, как политика в области ценообразования, издержек производства, финансирования и кредитования. Эта политика направлена на получение устойчивой прибыли, что является конечной целью коммерческого расчета.

Выявление внутренних взаимосвязей различных элементов экономического механизма функционирования и развития предприятия предполагает необходимость рассмотрения их в процессе централизованного управления. Это обусловлено тем, что они определяются и устанавливаются на основе политики, которая разработана и осуществлена на высшем уровне управления предприятием.

По мнению Герчикової И.Н., особенностью коммерческого расчета в современных условиях является предоставление оперативной самостоятельности отдельным подразделениям предприятия (производственным отделениям, филиалам и дочерним компаниям) и выделение их в центры прибыли. В результате в рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри предприятия, которую можно назвать внутрифирменным расчетом. Коммерческий и внутрифирменный расчет - это единая система расчета, что вытекает из общих целей и задач, которые стоят перед предприятием и ее отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета.

Планирование является одним из основных рычагов в экономических методах управления. Содержание его, как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Суть планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период в определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, в проявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования заключается в том, чтобы заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мер, которые определяют последовательность достижения конкретных целей, учитывая возможности наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом. Поэтому планирование призвано обеспечить взаємопогодженість между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые охватывают всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализа и оценки существующих ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость согласованности планирования с маркетингом и контролем с целью постоянного корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Еще в недалеком прошлом планировать стратегию развития предприятия в Украине было невозможно. Существовала главным образом верховая (госплановская) координация взаимоотношений предприятий, не подкрепленная экономической заинтересованностью самих производителей. При такой организации работы "согласно приказа" украинские предприятия были связаны по рукам и ногам, лишены самостоятельности, выполняя часто-густо необдуманные решения, принятые сверху.

Во время перехода к рыночной экономике стала нужной экономическая деятельность нового качества, которая нацелена на прогнозирования и планирования стратегии выхода на рынки.

Прогнозирование экономической ситуации, планирование стратегии развития - продукт не столько интуиции, сколько профессиональных знаний, строгого математического расчета. Планирование и стратегия развития с целью выхода на рынки во многом зависит от целей и ориентации его высшего руководства, его организаторских способностей и интуиции. Многие предприятия стремятся к немедленной прибыли, не уделяя особого внимания долгосрочным перспективам, разработке собственной стратегии развития. Это возможно только на очень коротком этапе функционирования предприятия.

Каждое предприятие, которое стремится захватить свою долю на рынке, планирует свой проектно-производственный процесс так, чтобы товар оставался потенциально новым и конкурентоспособным не только в момент выпуска, но и в момент появления на рынке. Предприятиям, которым удается производить продукцию, которая сохраняет высокие конкурентные свойства и техническую новизну в течение длительного времени, как правило, принадлежит лидерство в производстве. К мировых лидеров производства относятся японские производители компьютеров, американские компании, которые выпускают передовую медицинскую технику, швейцарские часовые фирмы.

Примером товаров длительного жизненного цикла, разработанных в Украине и которые получили мировое признание, является комплекс машин и технология с контактной стыковой зварення методом импульсивного сплавления. Машины, созданные в Институте електрозварення им. Є.О. Патона НАН Украины, не имеют аналогов в мире. Сварные машины К-355 и лицензии на эти установки в течение многих лет активно покупаются иностранными покупателями. Такая же счастливая судьба ряда изделий и разработок Института сверхтвердых материалов им. В.Н. Бакуля, а также фильтры очистки промышленных стоков ФПАКМ - продукции Бердичевского машиностроительного завода.

Методика планирования могла бы позволить любом предприятию выйти на внутренние и мировые рынки, должна быть тщательно проработана для потребностей и возможностей этого предприятия. Эта методика раскрыта в книге Соколенко С.И. "Современные мировые рынки и Украина". Первый из ключевых элементов методики заключается в анализе ситуации, в которой находится предприятие (возможности отрасли, деятельность конкурентов, их технологии, состояние обслуживающих рынков). Второй элемент - анализ внутреннего положения дел предприятий в сравнении с положением дел во всей отрасли промышленности. На этой основе должна разрабатываться возможная стратегия развития каждого отдельного предприятия.

Центральное место среди разнообразных рычагов экономического механизма управления принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны экономической деятельности предприятий. В современных условиях монополистического рынка существенно изменились роль и значение цен, условия их формирования и тенденции развития. Существенной стороной этих изменений является ограничение сферы действия закона стоимости в результате ослабления роли цены как непосредственного регулятора производства. Повысилось значение других факторов, которые определяют уровень цен на конечную продукцию. К их числу относятся прежде всего управленческие решения, которые принимаются во время реализации функции маркетинга и планирования, в соответствии с наиболее полным учетом потребностей рынка. Это непосредственно связано с ориентацией производственной деятельности предприятия на долгосрочные планы и программы развития, которые предусматривают необходимость в отношении устойчивых рыночных условий, в частности стабильных цен.

В соответствии с таким требованием, рыночные цены на большинство товаров, которые вращаются на мировом рынке, не устанавливаются в результате стихийной ценовой конкуренции, а формируются исходя из согласованной производственной и рыночной политики нескольких ведущих фирм отрасли. В ее пределах предприятия планируют в долгосрочной перспективе политику цен и пытаются приспособить предложение товаров к заранее учтенного (прогнозируемого) спроса.

Это достигается регулированием объемов производства, степени загруженности производственных мощностей, новыми капиталовложениями в пределах отдельных компаний и в отрасли в целом, что позволяет сохранить относительную стабильность рыночных цен на конечную продукцию и поддерживать единые цены на однотипову или аналогичную продукцию на мировом рынке.

Процесс ценообразования - явление очень сложное, обусловлено, прежде всего, спросом на предложенную рынке продукцию. Рассматривать же ценовую политику предприятия следует только во взаимосвязи с той задачей, которую ставит перед собой предприятие. Можно назвать такие варианты поведения предприятия на рынке и политики в сфере ценообразования:

  • • обеспечение процесса выживания;
  • • максимизация текущей прибыли;
  • • завоевание лидерства по показателям качества;
  • • завоевание лидерства по показателям доли рынка.

Ценовая политика предприятия определяется еще и тем, каков тип рынка, где она реализуется.

Для предприятия важно заняться подготовкой осмысленной методики расчета цен на продукцию, которая производится или на ту продукцию, которая только рождается в исследовательских лабораториях. Как правило, методика расчета исходной цены предусматривает следующие этапы:

- постановка задачи ценообразования;

- определение спроса;

- оценка затрат;

- анализ цен и товаров конкурентов;

- выбор метода ценообразования;

- установление окончательной цены.

Формирование цены товара проходит под влиянием определенных ограничений. С одной стороны, цена производимого предприятием товара должна дать прибыль, то есть она не должна опускаться ниже определенного допущенного уровня. С другой стороны, очень высокая цена может негативно влиять на спрос и товар - никто не будет покупать. Главными составляющими, под влиянием которых формируется цена, являются:

- себестоимость продукции;

- исключительные качества, отличительные особенности, которые привлекают покупателя;

- ситуация на рынке, где аналогичный товар предлагается другими предприятиями-конкурентами.

Установление цены регулируется общепринятыми методами.

Разработка и осуществление единой финансовой политики занимает существенное место в общем механизме управления. Роль финансовой политики в управлении предприятием определяется тем, что она касается всех сторон его экономической деятельности - научно-технической, производственной, материально-технического обеспечения, сбыта и отражает в концентрированном виде влияние много-численных внутренних и внешних факторов.

Методы финансового управления разнообразные. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирования, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов есть специальные приемы финансового управления, кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др.

Хозяйственная деятельность неразрывно связана с финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции с целью получения прибыли.

Направления инвестирования денежных средств могут быть разными: связанными как с основными видами деятельности предприятия по производству продукции (работ, услуг), так и с чисто финансовыми вложениями. Для получения дополнительных доходов предприятия имеют право приобрести ценные бумаги других предприятий и государства, вкладывать средства в уставный капитал вновь созданных предприятий и банков. Временно свободные средства предприятия могут отделить из общего денежного оборота и разместить в банк на депозитные счета. При условии возвращения предприятием привлекаются заемные финансовые ресурсы: долгосрочные кредиты банков, средства других предприятий, облигационные займы, источником возврата которых является прибыль предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия направлены на его развитие и формируются за счет: амортизационных отчислений, прибыли, полученной от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности и дополнительных паевых взносов участников обществ; средств, полученных от выпуска облигаций; средств, мобилизованных посредством выпуска и размещения акций в акционерных обществах, долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме облигационных займов).

Обязательным условием успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики является самофинансирование. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширении производственно-технической базы предприятия. Он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные расходы за счет собственных источников. По временной недостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных займов банка и коммерческого кредита, если речь идет о текущие расходы и долгосрочные банковские кредиты, которые используются на капитальные вложения.

Прибыль как результат предпринимательской деятельности предприятий достигается осмысленным финансовым обеспечением производственного процесса, разработкой направлений использования финансовых ресурсов и способов мобилизации основного и оборотного капитала.

В условиях становления рыночных отношений государство переходит к экономических методов управления, среди которых одним из наиболее действенных является налоги. Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности предпринимателей, росту производства, повышению заинтересованности работников в результатах труда, побудить предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводственные расходы; обеспечивать формирование бюджета в объеме, достаточном для финансирования расходов государства и выполнение ею своих функций.

Совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет и взносов в государственные целевые фонды составляет систему налогообложения. В Украине установление и отмена налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет и взносов в государственные целевые фонды или льгот их плательщикам осуществляется Верховной Радой Украины и местными Советами народных депутатов. Государственные налоговые инспекции ведут учет налогоплательщиков, банки и кредитные учреждения открывают счета плательщикам налогов только при предъявлении ими документа, который подтверждает взятие их на учет в государственной налоговой инспекции и в трехдневный срок уведомить об этом налоговую инспекцию.

Объектом налогообложения является доход (прибыль), добавленная стоимость продукции (работ, услуг), стоимость некоторых товаров, специальное использование природных ресурсов, имущество юридических и физических лиц.

В настоящее время в Украине налоговая система охватывает общегосударственные, местные, прямые и косвенные налоги и сборы. Большинство налогов оплачивается в форме авансовых платежей.

Положительный эффект действия системы налогообложения на предприятии возможен, когда будут придерживаться ряда условий:

  • возложена на предприятия налоговое бремя не может быть чрезмерным, таким, который может препятствовать их источникам финансирования для расширения и технического перевооружения производства;
  • количество взысканных налогов должна быть оптимальной, а порядок их исчисления - простым и понятным каждому плательщику;
  • необходима согласованность налогов без их дублирования друг другом, а также стабильность ставки и порядок уплаты налогов на длительное время;
  • система налогообложения должна быть одинаковой для предприятий любых форм собственности и в то же время - гибкой. С помощью налоговых льгот необходимо создавать преимущественные условия развития таких предприятий, в деятельности которых заинтересовано общество. Как видим из практики, в Украине ни одна из этих условий не выполняется. Отсутствие необходимых бюджетных ресурсов, невозможность переноса сроков через наличие непокрытых расходов заставили строить украинское налоговое законодательство с нажимом на фискальную функцию налогов. При этом с учетом крайне низкой доходности отечественного производства и невозможности опустить планку бюджетных расходов ниже минимально необходимого уровня, налоговое бремя украинских предприятий оказался непосильным. Взысканные налоги, сборы, отчисления, прочие обязательные платежи, которые входят в налоговую систему Украины, часто-густо изымают у предприятий не столько чистый доход, но и ресурсы простого воспроизводства. Это не только идет в ущерб налогоплательщику, но и подрывает материальную базу будущего поступления налоговых платежей.

Украинское налоговое законодательство находится в настоящее время на стадии становления, поэтому требовать от него полного соответствия стандартам передовых государств мира кажется совершенно нереальным. В данный момент речь может идти только об устранении наиболее существенных недостатков, которые парализуют деятельность предприятий и в конечном итоге самой налоговой системы.

Эффективность управления зависит от организации аналитической работы на предприятии, глубины анализа его производственно-финансовой деятельности. Задачей анализа производственно-финансовой деятельности предприятий (объединений) является оценка работы трудовых коллективов (выполнение плановых показателей, соблюдение договорных обязательств и установленных нормативов, уровень использования производственного потенциала и социального развития коллектива).

Экономический анализ играет важную роль в мобилизации внутренних резервов для увеличения объема производства, улучшении качества продукции на основе перехода к интенсивных форм организации производства, широкого внедрения достижений науки и передового опыта, а также в обосновании управленческих решений, в контроле за осуществлением намеченных мероприятий дальнейшего усовершенствования хозрасчетных рычагов управления производством и обеспечения повышения его эффективности.

В аналитической работе применяют специальные методы и приемы организационного диагноза, анализа информационных потоков, изучение конкретных производственных и психологических ситуаций, корреляцию качественных признаков и др.

Эффективность экономического анализа на предприятии зависит от организации бухгалтерского учета, который выполняет функцию обратной связи) в управлении. Следует ускорить учетный процесс, вводить такую систематизацию данных, которые обеспечивали бы возможность детального и глубокого анализа в реестрах текущего учета и которые отражали бы плановые данные для сравнения фактических данных с нормативными и проверки соблюдения принципов внутрихозяйственного расчета.

В рыночных условиях особое место занимают экономические методы управления. Использование и совершенствование таких экономических рычагов, как коммерческий расчет, планирование, механизм ценообразования, устойчивое финансовое положение и разумное налогообложение помогут создать надежный, прочный экономический механизм, который приведет в действие весь сложный механизм экономики Украины.



Назад