Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

12.1. Сущность и виды управленческих решений


Ни один человек не может познать на практике процесс принятия решений. Каждый из нас в течение дня принимает их десятки, а в течение жизни - и тысячи. Некоторые из них просты, другие более сложные и требуют тщательного обдумывания. Для менеджера принятия решения - это постоянный, довольно ответственная работа. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь ее достижения. Даже одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения.

В связи с внешними и внутренними обстоятельствами возникает потребность в принятии решения. Решение - это ответная реакция на внутренние и внешние влияния, которые направлены на решение проблем и максимальное приближение к заданной цели. Реализация целей любой организации обеспечивается путем принятия и выполнения многочисленных решений. Своевременно принятое научно обоснованное решение стимулирует производство. Решение, которое принято своевременно или с опозданием, снижает результативность труда коллектива или отдельных исполнителей.

Следовательно, по определению Хмиля Ф.И., управленческие решения - это совокупный результат творческого процесса (субъекта) и действий коллектива (объекта управления) для решения конкретной ситуации, возникшей в связи с функционированием системы.

Управленческие решения является социальным актом, который организует и направляет в определенное русло деятельность трудового коллектива и выполняет роль средства, которое способствует достижению цели, поставленной перед предприятием.

Процесс разработки и принятия решений, как правило, включает ряд стадий:

  • разработку и постановку цели;
  • выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий решений, которые принимаются;
  • рассмотрение вариантов решений, которые принимаются;
  • выбор и конечное формулировка решения;
  • принятие решения;
  • доведение решений до исполнителей;
  • контроль за выполнением решений.

Поэтому под управленческим решением понимают выбор альтернативы, акт, который направлен на решение проблемной ситуации. В конечном итоге управленческие решения являются результатом управленческой деятельности. В более широком понимании управленческие решения рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целеустремленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реальность управленческих задач.

Управленческие решения классифицируют по следующим признакам.

По роли в достижении цели организации, стратегические и тактические.

По временным горизонтом: прогнозные, плановые, оперативные.

По результатам: вероятны, детерминированы.

По степени жесткости: директивные, рекомендувальні, орієнтуючі.

За периодом действия: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

По функциональному содержанию: организующие, координирующие, активизирующие, регулирующие, контролирующие.

По широте охвата: выборочные, систематические, сплошные.

По объектам: производственные, финансовые, кадровые и т.д.

По способу принятия: единоличные, совместимы, консультативные, парламентские.

По степени универсальности: общие, специальные.

За определенностью: запрограммированы, незапрограмовані.

По результатам: рисковые и безрисковые.

По характеру: творческие, стандартные.

Мескон М., Альберт М. и Хедоурі Ф. выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.

Организационные решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должности. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задач.

Организационные решения делят на две группы:

1) запрограммированы;

2) незапрограмовані.

Запрограммированные решения - это такие решения, которые однозначно диктуются обстоятельствами, постоянно повторяются. Они предлагают набор стандартных действий: требуют от руководителя инструктажа, сигнала о начале действий, контроля, стимулирование.

Незапрограмовані решения связаны с уникальными ситуациями, предлагают нестандартные действия и требуют от руководителя исследования проблем, разработки альтернатив, выбор вариантов, обучение подчиненных.

Интуитивные решения основываются на предположении, что они основаны на "шестом чувстве" и на том, что выбор правильный. Они принимаются при условии, что есть опыт работы и отсутствие времени. Недостатком этих решений является отсутствие гарантии успеха.

Адаптационные решения базируются на аналогии с прошлыми успешными действиями. Они принимаются при условии, что есть хорошие общие знания, опыт, здравый смысл. Недостатком такого решения является то, что здравый смысл встречается редко, необходим опыт может отсутствовать, обстоятельства могут не соответствовать тем, которые уже были.

Рациональные (аналитические) решения основываются на всестороннем научном анализе, наличия возможностей исследования проблемы. Недостатком таких решений могут быть большие затраты времени и средств.

В отношении альтернативности решений нужно отметить, что они могут быть безальтернативные, бинарные, многовариантные и инновационные. Безальтернативные решение это такие, которые имеют только один вариант действий. Бинарные предусматривают два противоположных варианта действий. Многовариантные имеют несколько различных вариантов действий, из которых необходимо выбрать оптимальный. Инновационные искусственно состоят из элементов, которые подходят и раньше были отвергнуты. Так формируется принципиально новый вариант.

Д.э.н., профессор Завадский Й.С. управленческие решения классифицирует по следующим признакам: 1) по функциональным назначениям - плановые, организационные, регулирующие, активизирующие, контрольные; 2) по характеру действий - директивные, нормативные, методические, рекомендательные, позволяющие; 3) за время действия - стратегические, технические и оперативные; 4) по направлению воздействия - внутренние и внешние; 5) по способу принятия - индивидуальные и коллективные; 6) по характеру и содержанию - творческие, принятые по аналогии, принятые автоматически; 7) по степени полноты информации - принятые в условиях определенности, неопределенности и риска; 8) по степени эффективности - оптимальные, рациональные; 9) по методам подготовки - креативные, эвристические, репродуктивные.

Решение можно классифицировать также за объектами и субъектами управления, социальной значимости целей и задач - в зависимости от стадии процесса управления, на которой их принимают, степени детализации указаний, содержащихся в них, обязательности выполнения, наличии количественных и качественных характеристик и др.

Классификация решений следует рассматривать как составной логико-познавательный процесс, который позволяет упорядочивать их и выявить общие закономерности и характерные особенности, присущие отдельным их видам. Для каждого вида решений разрабатывают систему информации, что ориентирует руководителей в подготовке решений, выбор лучшего варианта и реализации принятого решения.

Для того, чтобы управленческое решение достигло своей цели, оно должно отвечать ряду требований. Доктор экономических наук Хмель Ф.И. в учебнике раскрывает требования к управленческих решений.

Научная обоснованность предусматривает разработку решений с учетом объективных закономерностей развития объекта управления, которые находят свое отражение в технических, экономических, организационных и других аспектах его деятельности.

Целеустремленность обусловлена самим содержанием управления и предусматривает, что каждое управленческое решение должно иметь цель, четко связанную со стратегическим планом развития объекта управления.

Количественная и качественная определенность. Требование количественной определенности управленческих решений удовлетворяется установлением конкретных, выраженных в количественных показателях, результатов реализации решения, которое разрабатывается. Результаты, которые не имеют количественного измерения, должны быть охарактеризованы качественно.

Правомерность. Любое управленческое решение должно вытекать из правовых норм и выходить из компетенции структурного подразделения управления или должностного лица.

Оптимальность. Требование оптимальности предопределяет потребность в каждом конкретном случае выбора такого варианта решения, который отвечал бы экономическом критерия эффективности хозяйственной деятельности, максимум прибыли при минимальных затратах.

Своевременность решений означает, что они должны приниматься в момент возникновения проблемы, нарушений, отклонений в течении хозяйственных процессов.

Комплексность управленческих решений предусматривает учет всех важнейших взаимосвязей и взаимозависимостей деятельности предприятий.

Гибкость. Любой всесторонне обоснованное решение в управленческой динамической системе может потребоваться корректив, а иногда и принятия нового решения.

Полнота оформления. Необходимо, чтобы форма изложения решение исключала недоразумения или двусмысленность в понимании задач. Решение следует формулировать четко, лаконично.

Конечным продуктом управленческой деятельности, ее основой является решение руководителя, т.е. выбор ним наилучшего варианта действий из многих возможных. Сама жизнь заставляет на чем-нибудь остановиться, прийти к некоему единому решению. Французский ученый, физик, логик Жан Буридан составил остроумную притчу о осла, который сдох с голоду, поскольку не смог выбрать одного из двух одинаковых оберемко сена, которые оставил ему хозяин. Это очень хорошая иллюстрация того, что может произойти, если у руководителя отсутствует воля. В энциклопедии решение определяется как "один из необходимых моментов волевого действия".

Принятие решений требует выбора первоочередных задач и дел. Принять решение - значит установить приоритетность.

Некоторые из основных проблем руководителей заключаются в том, что они:

- часто хотят сразу выполнить очень большой объем работы;

- распыляют свои силы на отдельные, часто несущественные, но которые кажутся необходимыми, дела.

В конце напряженного рабочего дня руководитель нередко приходит к выводу, что хотя сделано вроде немало, однако действительно важные дела остались недовершиними или вообще не сдвинулись с места. Многие руководители оправдываются в такой неудовлетворительной ситуации: «Я каждый день вынужден делать столько важных дел!» Удачливые менеджеры отличаются тем, что они, успевая решить во время рабочего дня много разных вопросов, в течение определенного времени бывают заняты только одним-единственным заданием. Они всегда вместе за один раз одно дело, но последовательно и целенаправленно. Для этого необходимо составить соответствующий список приоритетов и придерживаться его.

Для иллюстрации этой взаимозависимости есть известная история под названием «Совет стоимостью в 25000 долларов».

Чарльз М.Шваб, будучи президентом компании «Бетяєм этил», поставил перед Ивом Ли, советником по предпринимательской деятельности необычное задание: «Покажите мне возможность лучшего использования моего времени. Если Вам повезет, я заплачу Вам угодно-какой гонорар в разумных пределах». Ли предложил Швабу лист бумаги и сказал: «Составьте список важнейших дел, которые вы должны сделать завтра, и пронумеруйте их очередность в соответствии с значимости. Завтра утром начните с задания № 1 и работайте над ним до тех пор, пока оно не будет решен. Проверьте потом установленные Вами приоритеты еще раз и приступайте к задача № 2, но не идите дальше до тех пор, пока не закончите и это дело.

Затем переходите к делу № 3 и т. д. Даже если Вы не сможете выполнить весь свой план за день - это не трагедия. До конца дня будут, во всяком случае, завершены важнейшие дела, прежде чем вы потратите время на задание меньшей важности. Ключ к успеху в том, чтобы ежедневно делать относительно значимые задачи, которые чего стоят.

Принимайте решение по приоритетам, составьте их список, отобразите его в плане дня и придерживайтесь его.

Пусть это будет обычным делом каждого рабочего дня. Если Вы убедитесь в ценности этой системы, «передайте» ее дальше своим сотрудникам.

Применяйте ее так долго, сколько считаете нужным, а потом выпишите мне чек на сумму, которой, по Вашему мнению, эта система дозор».

Через несколько недель Шваб прислал Ли чек на 25000 долларов.

Позже он сказал, что эта прослушан ним лекция была наиболее ценным из всего того, что он усвоил за время своего менеджмента.

Установить приоритетность - значит принять решение о том, каким из задач следует уделять первоочередное, второстепенное и т.д значение.

Поэтому необходимо сознательно устанавливать однозначные приоритеты. Последовательно и систематически выполнять задачи, которые включены в план, в соответствии с их очередности. Благодаря регулярному составлению задач («табеля о рангах») вы сможете: работать только над действительно важными и необходимыми задачами; решать вопросы в соответствии с их неотложности; концентрироваться на выполнении только одной задачи; более целенаправленно приступать к делу и укладываться в установленные сроки; воспользоваться наилучшим способом достижения поставленной цели при заданных обстоятельств; изъять дела, которые могут быть выполнены другими; в конце планового периода (например, рабочий день) сделать важнейшие дела; не оставлять невыполненными задачи, которые вам действительно под силу.

Положительные последствия:

  • соблюдаются установленные сроки;
  • Вы получаете больше удовольствия от рабочего дня и результатов работы;
  • получают удовольствие подчиненные, коллеги и ваш непосредственный руководитель;
  • удается избежать конфликтов;
  • вы сами избегаете стрессовых перегрузок.


Назад