Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

12.6. Организация и контроль выполнения решений


Организация выполнения решений - это специфическая деятельность руководителя, которая завершает управленческий цикл. В процессе организации выполнения решения он сталкивается с реальной ситуацией, которая зачастую отличается от идеальной.

Следует учитывать, что руководитель организует не свою собственную деятельность, а труд других людей, потому организацию выполнения решений также следует организовывать. Задача состоит в построении оптимальной структуры коммуникации управленческих работников и исполнителей. В связи с этим можно выделить коммуникации, которые чаще всего встречаются в организации: цепочечную, много-связную, звездной, иерархическую.

За цепной структуры коммуникации решение, которое передается из одного конца в другой, становится известным всем исполнителям и всеми обсуждается. Все связи в такой коммуникации одинаковые, а командный стиль руководителя отсутствует. Такая структура взаимоотношений распадается, если нарушается связь между двумя участниками коммуникации.

За багатозв'язкової структуры коммуникации все ее участники связаны между собой. Она отличается достаточной устойчивостью и скоростью передачи информации. Отношение командования ярко выражены. В практике управления она чаще всего встречается на уровне первичного коллектива.

За звездной структуры коммуникации ярко проявляется «коммутатор-руководитель», через которого передаются все задачи. Все связи сосредотачиваются на руководителю. Устойчивость и скорость передачи информации невысокие.

Для иерархической структуры коммуникации характерны ярко выраженные командные отношения. Промежуточные звенья одновременно являются подчиненными и командными.

Организационно-управленческие решения оформляются в виде приказа или распоряжения, после чего они вступают в силу. Однако большое количество решений мигрирует в организации в виде устных распоряжений, задач, пожеланий и других управляющих директив. Главная задача менеджера состоит в том, чтобы организовать выполнение такого решения, обеспечить координацию и контроль выполнения.

Таким образом, организация выполнения решений немыслима без контроля. Контроль выполнения решений является завершающей стадией управленческого цикла. Он приобретает формы обратной связи, с помощью которого можно получить информацию о выполнении решения, достичь цели, что ее наметила организация.

Главное назначение контроля заключается в своевременном выявлении возможных отклонений от заданной программы реализации решения, а также в своевременном принятии мер по их ликвидации.

С помощью контроля не только выявляются отклонения от задач, сформулированных в решениях, но и определяются причины этих отклонений.

Методы реализации решений должны быть такими, которые можно применить на практике.

Вторым требованием является экономичность решений. Эффект должен быть больше, чем затраты, связанные с их реализацией.

Методы реализации решений должны быть точными. Они должны обеспечивать соответствие полученного результата потому, которого ожидали.

Методы реализации решений должны быть надежными, не допускать грубых ошибок и не создавать ситуаций с повышенным риском.

Успех в деле решения проблем обусловлен влиянием трех групп факторов: организационных, материальных и личных. К организационным факторам относят, прежде всего, способность организации своевременно перестроиться для решения проблемы в соответствии с условиями, которые изменились.

Второй фактор - это своевременность выявления проблемы и наличие необходимого запаса времени для выхода из ситуации, которая сложилась.

Третий фактор - это возможные последствия. Если прогноз благоприятный, то исполнители будут работать с воодушевлением, а если неблагоприятный - неохотно. В первом случае результат будет больше ожидаемого, а во втором - хуже.

На эффективность реализации решения влияет надежность организации, ее стабильность в отношении к разнообразных препятствий, которые могут создать отклонения от намеченного пути.

К материальным факторам относят наличие необходимых для этого ресурсов - природных, технологических, информационных и т.д и возможность свободного маневрирования ими.

Личные факторы - это необходимый уровень квалификации знаний и опыта сотрудников, которые занимаются решением проблем, степень понимания решений, ожидаемое вознаграждение в случае успеха, или, наоборот, опасения возможного наказания за неудачу, общий морально-психологический климат в организации.



Назад