Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

13.4. Понятие и роль коммуникации


Коммуникация является смысловой аспект социального взаимодействия, одной из крупнейших общих характеристик любой деятельности, включая управленческую. Она представляет собой новую форму политической, научной, организационной и технической силы в обществе, с помощью которой организация включается в окружающую среду, осуществляется обмен мнениями и информацией для обеспечения взаимопонимания. Она имеет довольно широкое толкование. Коммуникацию можно определить как форму связи, как одно из проявлений информационного обмена или обмена информацией между живыми существами в процессе их непосредственного общения с помощью технических средств.

Коммуникации - это всепроникающий и сложный процесс, который включает людей, которые разговаривают во время личного общения или в группах, на собрании, ведут разговор по телефону или читают и составляют служебные записки, письма и отчеты. Таким образом, коммуникация рассматривается как общение с помощью слов, букв, символов, жестов и как способ, посредством которого выражается отношение одного работника к знаний и пониманий другого, достигается доверие, взаємоприйняття взглядов и т.д.

Исследования показывают, что руководитель 50-90% всего времени тратит на коммуникации. Это кажется очень много, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим постоянно, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене в процессах принятия решений в планировании, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией входит во все виды управленческой деятельности, коммуникацию называют связующим процессом, который связывает части организации в единое целое. Поэтому если устранить коммуникацию, то организация перестает быть управляемой, ее деятельность приобретает хаотичного, нескоординованого характера.

Коммуникабельность (коммуникативность) - это склонность, способность к коммуникациям; установление контактов и связей, достижения взаимопонимания.

Теория коммуникаций - комплексная отрасль знаний. ее разработкой занимаются специалисты в области психологии, языкознания, математической логики, электроники и других наук. Ученые исследуют виды информации и способы ее передачи с точки зрения влияния на поведение отдельных лиц и коллективов. По теории коммуникаций, их желательное поведение достигается только через понимание и согласование с принятой информации. Чтобы эффективно осуществлять коммуникацию, то есть передавать качество сообщение в виде методических указаний, инструкций, приказов, докладов, отчетов и т.п., нужно учесть различные факторы: подбор слов в формировании сообщений, настроение, самочувствие, потребности адресатов. Поэтому необходимость повышения эффективности коммуникации имеет различные аспекты: формально-логический, ценностный, семантический (смысловой; относится к значение слов), социально-психологический, текстово-логический, организационный, технический.

Установление надлежащей коммуникации связано с решением многих вопросов. Это готовность партнеров устанавливать коммуникацию, выявления и устранения препятствий, выбор способов коммуникации, правильное сочетание устной, визуальной и письменной форм коммуникации и т.д. Коммуникацию принято изучать не только в ее теоретических аспектах, но и как искусство и практику. Именно так рассматривается способность к коммуникации (умение говорить, слушать, читать, писать) и, в частности, ораторское искусство, склонность к журналистике, преподавательской работы, рекламного дела, литературы, радио - и телевещания.

Коммуникации - это обмен информацией, на основе которой руководитель получает данные, необходимые для принятия решений, и доводит их до работников организации.

Коммуникационная сеть - это совокупность индивидов, которые постоянно взаимодействуют между собой на основе созданных и функционирующих информационных каналов.

Обмен информацией пронизывает все управленческие функции, поэтому коммуникации рассматриваются как связующий процесс в менеджменте. Если налаженные коммуникации плохо, решения могут быть ошибочными, персонал может неправильно понимать руководящие команды, межличностные отношения могут деформироваться. Западные специалисты утверждают, что руководители от 50 до 90% своего рабочего времени тратят на коммуникации. Это становится понятным, если учесть, что руководители обмениваются информацией для реализации своей роли в межличностных отношениях, в процессе принятия управленческих решений, а также для выполнения функций планирования, организации, мотивации и контроля.

Для эффективного функционирования любой организации необходимо обеспечить надлежащие коммуникации. Однако управленческая практика дает возможность констатировать, что создание эффективной, надежной системы обмена информацией, которая бы отвечала требованиям полноты, достаточности, оперативности, гибкости, - это одна из самых сложных проблем в организациях. Поэтому вполне понятно, что эффективно работающий руководитель - это эффективный руководитель в коммуникациях.

Коммуникации - сложный процесс, который включает ряд взаимосвязанных шагов, каждый из которых играет существенную роль в обеспечении понимания и восприятия информации другим лицом. Чаще всего причиной низкой эффективности коммуникации является игнорирование факта, что коммуникация - это обмен, в котором каждому принадлежит активная роль. В процессе коммуникации отправитель составляет сообщение и передает его адресату (получателю).



Назад