Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

13.7. Коммуникационный процесс, элементы и этапы процесса


Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя и более лицами. При этом ставится цель обеспечить понимание получателем информации, являющейся предметом обмена.

В современной теории менеджмента выделяют такие элементы процесса обмена информацией:

1. Отправитель (лицо, которое генерирует идею или собирает, обрабатывает информацию и передает ее).

2. Сообщение (информация, закодированная определенным образом с помощью символов).

3. Канал (средство передачи информации).

4. Получатель (адресат, лицо, которому предназначена информация и которое определенным образом интерпретирует ее).

5. Обратная связь (реакция). Этот элемент часто остается без внимания, а одностороннее общение является, как правило, малоэффективным, хотя общепризнанно, что любая система функционирует эффективно при условии существования обратной связи.

Для объяснения процесса коммуникации предлагалось много моделей. К сожалению, значительное количество теоретиков и практиков менеджмента недооценили значение этапов понимание, восприятие сообщения в коммуникационном процессе, разделяя, таким образом, подход так называемой "конвейерной" теории коммуникаций. При этом не принимают во внимание, понял ли получатель суть сообщения, то есть, из поля зрения выпадает чрезвычайно важный аспект коммуникационного процесса, а именно: искажение информации в процессе передачи. Практика свидетельствует, что такой односторонний тип коммуникации является неэффективным.

Простейшие теории коммуникации предусматривают взаимодействие трех элементов (составляющих): отправителя (того, кто отправляет сообщение), самого сообщение и адресата (того, кто его воспринимает). Один из первых теоретиков в области коммуникаций С.Е. Осгуд дополнил основную модель концепцией обратной связи. Он доказал, что сообщения никогда не воспринимается в чистой форме, а всегда по-разному интерпретируется его получателями.

Одной из самых простых, доступных и распространенных моделей коммуникационного процесса является модель, предложенная теоретиком коммуникаций Раймондом Россом. Она иллюстрирует этот процесс с помощью исчерпывающего и понятного набора терминов и охватывает основные элементы коммуникационного процесса.

Обмениваясь информацией, отправитель и адресат осуществляют свои действия реализацией нескольких взаимосвязанных этапов, что является сложным процессом: каждый из этапов является точкой, в которой суть сообщение может быть искажена или полностью утрачена. Эти этапы в теории менеджмента формулируются так:

-    зарождение идеи;

-    кодирование и выбор канала;

-    передача информации;

-    декодирование (перевод символов отправителя в мысли получателя).

Следовательно, при проектировании и эксплуатации коммуникационных систем необходимо учитывать наличие многих источников деформации информационных потоков (речь, восприятие, статус руководителя и подчиненного и т.п.). В теории передачи информации это явление называется шумами, к которым относится все то, что искажает суть сообщения. Менеджеры должны помнить, что шумы присутствуют всегда, и на каждом этапе процесса обмена информацией происходит определенное искажение сути сообщения. Поэтому необходимым условием эффективных коммуникаций в организации является обеспечение надежной обратной связи, ведь любая система, в том числе и коммуникационная, может эффективно функционировать только при условии наличия эффективной обратной связи. При этом отправитель и адресат меняются ролями, и отправитель имеет возможность удостовериться в правильности интерпретации своего сообщения.



Назад