Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

14.1. Руководство и управление


Одна из важнейших проблем современного бизнеса - вопрос руководства. Концепция лидерства включает и рассматривает вопросы организации изменений. Во всех исследованиях, касающихся этой темы, выделяют три аспекта: люди, влияние и цель. Руководитель всегда так или иначе имеет дело с людьми, с сотрудниками компании и членами других организаций, стремится осуществить на них влияние, для того чтобы побудить их к определенным поступкам. И все это направлено на достижение организационной цели. Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не являются пассивными. Более того, они совершаются ради определенной цели.

Итак, руководство - это процесс воздействия на подчиненных, который является способом заставить их работать на достижение единой цели. Руководство (в бизнесе) - это способность заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, которые стоят перед организацией.

Прежде всего руководство следует рассматривать как процесс, который, в свою очередь, может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя, которые направлены на достижение промежуточных, оперативных целей. Управлять можно научиться, в потенциале это дано каждому. Вторым элементом руководства является непосредственное влияние на учеников, подчиненных, друзей и т.д.

Третий элемент руководства - обязательное наличие последователей и общей цели, на достижение которой будут направлены совместные усилия.

Результаты руководства с самого начала заложены в системе его осуществления. Результат руководства - производная от качества его выполнения.

Лидерство (руководство) - это способность индивида для достижения некоторых целей влиять на других людей. Предполагается, что руководители вместе с другими членами коллектива направляют свои усилия на решение некоторых задавань.

Лидерство - двусторонний процесс, протекающий между людьми. Руководство - это «работа с людьми» в отличие от административной бумажной работы или действия для решением проблем. Руководство динамичное и содержит в себе использование личных полномочий и прав.

14.1  

Рис. 14.1. Основные качества лидера и менеджера

В последние годы появилось много публикаций о различиях между управлением и руководством. И менеджмент и лидерство одинаково важны для организаций. Так как право управлять следует из организационной структуры, оно способствует стабильности, порядка и решению проблем внутри организации. С другой стороны, право лидерства вытекает из таких личных качеств индивидов, как заинтересованность, цели и ценности и способствует развитию видение перспектив, креативности и изменений в организации. На рисунке 14.1 перечислены различные качества, которые присущи руководителям и менеджерам, хотя необходимо помнить, еще некоторые индивиды обладают и теми, и другими.

Одно из главных отличий между руководителем и менеджером относится к источников их власти, а соответственно уровня подчинения сотрудников. Власть - это потенциальная способность индивида влиять на поведение других людей. Власть - это основной имеющийся в распоряжении руководителя ресурс, который позволяет изменять поведение сотрудников. Как правило, в учреждениях выделяют пять источников власти: закон, вознаграждение, принуждение, опыт (компетенция) и референтное право. Иногда источником власти является должность, которую занимает менеджер в организации, в других случаях - личные качества лидера.

Центральной фигурой в системе менеджмента любой организации есть менеджер - руководитель, который руководит собственно организацией (предприятием), неким конкретным видом деятельности, функцией, подразделением, службой, группой людей.

Несмотря на то, что руководство - существенный компонент эффективного управления, эффективные лидеры не всегда является одновременно и эффективными менеджерами. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он или она влияют на других, иногда эффективное лидерство может и мешать формальной организации.

Есть разница между управлением и лидерством. Управление определяют как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют официальные поручения и решают определенные задачи. Лидерство же, наоборот, - является процессом, с помощью которого одна и та же личность влияет на членов группы.

Управляющий становится во главе организации в результате наміреної действия формальной организации - делегирование полномочий. Лидерами становятся не по инициативе организации, хотя возможности вести за собой людей также можно увеличить путем делегирования полномочий. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Очень часто руководитель является лидером без всякой привязки к его формальной должности в иерархии.

Руководитель организации - человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель - влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.

Американские исследователи Роберт Блейк и Джейн Моутон подчеркивают, что сильное и эффективное руководство способствует созданию атмосферы участия и поддержки коллективной целей деятельности организации, в которой ее члены получают стимул в устранении преград и достижении максимальных результатов. Следовательно, основой эффективного руководства является умело построены взаимоотношения с подчиненными.

Для обеспечения эффективного руководства нужно учитывать следующие шесть элементов:

  • инициативность;
  • информированность;
  • защита своего мнения;
  • принятия решений;
  • решение конфликтных ситуаций;
  • критический анализ.

Ни один из рассмотренных элементов не может компенсировать отсутствие или избыток любого другого.

Известный украинский экономист Валерий Терещенко подчеркивал, что задача руководителя - дирижировать, подобрать хороший персонал, разработать организационную структуру предприятия, выбрать общее направление его деятельности, координировать всю работу, бороться с непродуктивными затратами времени.

Следует выделить еще одна из важнейших задач - учиться интенсивно работать, улучшать качество работы.

В основе руководства лежат такие категории менеджмента, как лидерство, влияние и власть.

Лидерство - это способность влиять на отдельные лица и группы работников с целью сосредоточения их усилий на достижении целей организации.

Влияние - это любое поведение одного індивідума, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого індивідума.

Конкретные средства, с помощью которых один человек может влиять на другую, могут быть разными: от просьбы к угрозам.

Чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть.

Власть - это возможность влиять на поведение других людей.

Необходимость власти в управлении.

Как дополнение к формальных полномочий руководителю необходима власть, поскольку он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне его.

Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.

Руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчиненные, потому что никто не будет полностью подчиняться приказам только потому, что он или она руководитель.

В различных предприятиях организации руководитель зависит от своего непосредственного руководства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы являются частью окружающего руководителя среды. Это зависит от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, что является основной причиной трудностей, которые испытывает руководящий персонал. Однако страдают не только ощущение. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими много-численными "неуправляемыми" силами, он не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность в качестве индивидуального трудового вклада, так и деятельность всей организации. Власть и влияние - инструмент лидерства, являются фактически единственными средствами, которые есть в распоряжении руководителя для решения подобных ситуаций. Власть является необходимым условием успешной деятельности организации.

Многим людям кажется, что, имея власть, можно навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей другого лица. Однако, следует признать, что влияние и власть одинаково зависят от личности, на которую влияют, а также от ситуации и способности руководителя.

Не существует реальной абсолютной власти, поскольку никто не может воздействовать на всех людей и во всех ситуациях.

Власть подчиненных.

Конечно, руководитель имеет власть над подчиненными том, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задачи, продвижения по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных нужд и т.п.

Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, поскольку он зависит от них в таких вопросах, как получение информации, необходимой для принятия решения, неформальные контакты с людьми других предприятий, влияние на своих коллег и способность подчиненных выполнять задание.

Научные исследования подтвердили, что подчиненные также обладают властью. Руководитель должен осознать, что когда подчиненные тоже обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в определенном объеме может вызывать у подчиненных такую реакцию, при которой они хотят продемонстрировать свою собственную власть. А это, в свою очередь, может привести к ненужной траты усилий и снизить уровень достижения целей. Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточного для обеспечения достижения целей, но не вызывая у подчиненных чувство обездоленості.

Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги. Например, если руководитель из финансовых или производственных вопросов зависит от услуг отдела обработки данных, начальник этого отдела будет иметь над ним некоторую власть.

Эффективный руководитель имеет большую потребность во власти, и он никогда не будет проявлять свою власть в принудительном порядке.

По психологическим критериям определяется потенциальная способность к лидерству и руководству. Однако в практике деловых отношений психические качества руководителя дополняются приобретенным опытом, определенными управленческими навыками, умениями, методами и приемами, которые реализуются на практике.

Феномен успешного руководства зависит от своеобразия сочетание и "взаимодействия" двух главных факторов - врожденных задатков и приобретенного опыта личности.

Врожденные задатки - это первооснова психических качеств, которые, в свою очередь, бывают двойственного характера:

  • психические качества, которые не или слабо поддаются коррекции (стремление к лидерству, склонность к риску, темперамент, особенность ощущения и т.п.);
  • психические качества, которые подвергаются усовершенствованию (уровень и структура интеллекта, адаптабельность, удовлетворительная память, внимание и др.).

Совершенствуются психические качества под влиянием опыта, что его приобретает человек в процессе жизни и деятельности.

Важными составляющими приобретенного опыта является "управленческие умения" и "социальную ориентированность на конъюнктуру".

В основных управленческих умений обычно относят умение принять правильное и своевременное решение, поставить задачу, распределить функции, проконтролировать выполнение и т.д.

Ориентированность на социальную конъюнктуру - это умение сравнивать интересы и задачи своей организации с состоянием дел в обществе. Это умение ориентироваться на политические решения, законодательные акты, рынок, общественную мораль, традиции и моду.

Все вышеперечисленное имеет место за любого процесса руководства. Но вариантность, акценты, соотношение в процессе управления будут разными у каждого руководителя, который и составляет стиль руководства.



Назад