Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

14.2. Власть и ответственность


Обязательным компонентом современного менеджмента является власть, умелое использование которого является важной предпосылкой достижения поставленных целей в любой деятельности. Никколо Маккиавели назвал власть и манипулирование ею рычагами управления государством.

Профессор И.С. Завадский дает такое определение власти.

Власть (англ. Authority) - это возможность менеджера (или группы менеджеров) распоряжаться ресурсами, влиять на действия и поведение людей с помощью определенных средств - воли, авторитета, права, насилия (родительской, государственного, экономического и т.д.). Можно вести речь о прямую власть, которая направлена на то, чтобы решать (повышение, поощрения и др.), и обратную власть, которая направлена на то, чтобы сдерживать (власть запрета).

В более широком понимании власть - это форма социальных отношений, которая проявляется в способности влиять на характер и направление деятельности людей с помощью экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также использование авторитета традиций, обычаев, обрядов и др.

Власть основывается на отношениях субординации, то есть многоуровневого подчинения, иерархии. Субординация устанавливается в соответствии с действующей структуры управления. Немаловажным является также учета личных качеств и уровень профессиональной подготовки руководителей и специалистов.

Для реализации властных отношений нужен определенный уровень бюрократизации системы управления, т.е. необходимые правила и нормы, которые закрепляются в различных организационно-правовых актах, учитывая уставы, положения, стандарты, инструкции и т.д.

Кроме места в иерархии, база власти охватывает:

  • условия - осуществление роли и полномочия;
  • контроль за ресурсами, информация;
  • собственность или порученное собственность;
  • харизматичное руководство - традиции "от Бога";
  • предоставление полномочий выше;
  • факторы, связанные с подчиненными, - ожидания, желания и потребности;
  • оценки, условия контрактов;
  • обусловленность генетическими наклонностями - принятие авторитарной или демократической дисциплины;
  • образование.

В процессе функционирования системы менеджмента возникают проблемы власти, что предопределяются силами, которые действуют на менеджера, на подчиненных и на ситуацию.

A. Силы, действующие на менеджера: 1) собственные ценности менеджера, обусловленные самим обществом; 2) власть ограничивается затратами и льготами, которые предоставляются; 3) принятие власти вмещает и ответственность, но не все менеджеры хотят иметь какие-либо обязанности.

Б. Силы, действующие на подчиненных: 1) некоторые из них (подчиненных) могут расходиться с обществом по идеологическим соображениям; 2) подчиненные подчиняются властям менеджеров через свои интересы, которые зависят от мотивации; 3) люди воспринимают власть других только к какой-нибудь пределы; 4) власть может применяться просто потому, что некоторые аспекты ситуации кажутся неосуществленными, или точно не оцененными; 5) власть может применяться через то, что подчиненные не достаточно сильны, чтобы изменить положение.

B. Силы, действующие на ситуацию: 1) власть может применяться в период длительных исторических конфликтов; 2) экономические условия, особенно перспективы занятости, могут сделать применения власти более-менее спокойным.

Власть находится в непосредственной связи с ответственностью. В современном менеджменте роль ответственности повышается, поскольку постоянно растет стоимость ресурсов в производстве, что используется, и увеличивается сумма расходов, если принимаются безответственные, непродуманные решения, связанные с применением материальных, финансовых ресурсов и рабочей силы.

Ответственность осуществляется в различных формах контроля над деятельностью субъекта, с точки зрения выполнения им принятых норм и правил, а также решения конкретных задач.

Ответственность также означает обязательство отвечать за свои действия и поступки, принимать на себя вину за их возможные негативные последствия. Ответственность руководителей особая: они отвечают не только за собственную деятельность (бездействие), но и за поступки и проступки подчиненных.

Ответственность личности перед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм, отражающие общественную необходимость.

Ответственность как черта личности формируется в процессе совместной деятельности в результате определения социальных ценностей, норм и правил. Управление должно строиться таким образом, чтобы всегда была высокой ответственность руководителя и коллектива за успех или неудачу предприятия.

И.С. Завадский рассматривает ответственность в двух аспектах: как ответственность за прошлое (ретроспективный аспект) и ответственность за будущее поведение людей (перспективный аспект). Если в первом случае ответственность должна организационно-правовое регламентирование, то в основе ответственности за будущее лежат внутренние регуляторы поведения человека, самоконтроль, чувство обязанности и обязательства.

В практике управления предприятиями находит более широкое применение моральная, дисциплинарная, а иногда административная и уголовная ответственность. В то же время сравнительно редко имеют место эквивалентно-відшкодувальні отношения, когда должностное лицо своей деятельностью (бездействием) влечет имущественные потери для предприятия.

Ответственность в менеджменте должна определяться по конечным показателям, которые наиболее полно отражают результаты производственно-финансовой и маркетинговой деятельности предприятий.

В сфере менеджмента ответственность непосредственно связана с полномочиями, которые выступают обязательным условием эффективной работы персонала управления.

Полномочия - это должностные (служебные) права и возможности менеджера принимать решения, влияющие на действия подчиненных. Полномочия делятся на линейные (управление производством, продажей, а во многих случаях - финансами, в основе которых лежит скалярное принцип - прямое и непосредственное подчинение) и штабные (функциональные, консультативные полномочия, которые помогают линейным менеджерам в достижении поставленных целей: управление закупками, учетом, персоналом, контроль.

Эффективный менеджмент достигается в условиях, когда устанавливается определенный баланс между обязанностями, полномочиями и ответственностью. Каждый руководитель и специалист должен быть наделен достаточными полномочиями, чтобы успешно выполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями или распорядительным актом непосредственного руководителя.



Назад