Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

14.4. Суть лидерства


Для того, чтобы успешно осуществлять управленческие функции, менеджеру нужно уметь вести за собой подчиненных. Выступая сегодня в ролях управляющего, дипломата, воспитателя, новатора и просто человеческого существа, менеджер прежде всего проявляет себя как лидер. Лидерские действия в современном менеджменте превалируют во всех сферах действия профессиональной деятельности руководителя любого ранга.

Трудовой процесс протекает в социальных группах. В каждой конкретной группе действует индивид, к которой прислушиваются и присматриваются другие люди. Это лидер. Он влияет на окружающих главным образом по двум социально-психологическими каналами:

а) за каналом авторитета (члены группы признают преимущество лидера перед другими в силу его положения, опыта, мастерства, образования и т.д.); б) за каналом харизматичных свойств (человечность, вежливость, нравственность). В реальной жизни все это выливается в добровольное признание исключительности лидера, который характеризуется в неукоснительном следовании, копировании его действий и в целом его поведения.

Лидер - существенное звено социальной группы. Как только на свет появляется какая-нибудь человеческая общность, в ее структуре рождается свой лидер. По мере разрастания функций группы и расширение сфер ее деятельности, складывается иерархия лидеров. Тут начинают действовать и "формальные", и "неформальные лидеры. Первые получают полномочия управлять людьми из рук высшей инстанции, вторые становятся лидерами по признанию окружающих. Настоящим лидером, способным вести за собой людей, становится тот, кто находит у людей всеобщее признание. Окружающие воспринимают такого лидера за четырьмя моделями:

1. "Один из нас". Предполагается, что образ жизни лидера идентичный образа жизни любого члена социальной группы. Лидер, как и все, радуется, переживает, возмущается и страдает: жизнь приносит ему и приятное, и неприятное.

2. "Лучший из нас". Подразумевается, что лидер - это пример для всей группы как человека и профессионала. В связи с этим поведение лидера становится предметом подражания.

3. "Воплощение добродетели". Считается, что лидер является носителем общечеловеческих норм морали. Лидер разделяет с группой ее социальные ценности и готов их отстаивать.

4. "Оправдание наших ожиданий". Люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся ситуации. Они хотят, чтобы лидер всегда был верен слову, не допускал отклонений от принятого группой курса поведения.

Люди хотят, чтобы их лидер был не только и не столько профессионалом технократического толку, ориентированным исключительно на процесс производства, а в первую очередь руководителем с человеческим лицом, обладающим всеми гаммой психических переживаний. В его деятельности на первом плане должна стоять ориентация на человека. В этом и заключается истинная суть лидерства. Не каждому руководителю (менеджеру) дано стать лидером. Таким может быть человек, обладающий вполне определенными качествами:

а) честность - полная ясность по поводу соблюдения норм общечеловеческой морали. Ответ на вопрос - "Пошел бы ты с этим человеком в разведку?" - должна быть положительной;

б) интеллект - скорость, гибкость и прогнозируемость ума; стойка внимание, умение владеть языком; любознательность;

в) способность понимать людей - умение понять поведение собеседника; способность видеть в человеке личность; стремление обогатить человека духовно;

г) устойчивость взглядов - адекватная реакция на ситуацию; контроль над эмоциями; постоянство действий;

д) уверенность в себе - стремление брать на себя ответственность;

- осведомленность о свои достоинства и недостатки;

- настойчивость в достижении цели;

д) скромность в быту - отсутствие направленности к роскоши; рационализм в обращении с вещами; склонность к самообслуживанию;

є) эрудированность - широта и глубина познания в различных областях науки и техники; хорошая осведомленность в философии, политологии, истории; знания в области человекознания.

Поскольку лидерство внутренне присущее групповой деятельности, а производство товаров осуществляется людьми, собранными в рабочие группы, то лидерство и менеджмент взаимообусловленные. Хотят ли организаторы производства или нет, но в любой рабочей группе неизбежно появляется и действует свой лидер. Он необходим группе как символ единения, как отец-наставник, как опора в сложном взаимодействии с руководством и другими рабочими группами. Появление лидера во всех ячейках человеческого фактора так же неизбежна, как неизбежен тот факт, что за днем приходит ночь. Однако в целом влияние лидера на психологический климат и трудовой настроение рабочей группы?

Естественно, он может быть положительным или отрицательным. В последнем случае деятельность лидера будет не желанной. Отсюда теоретики и практики менеджмента давно пришли к такому выводу, что процессом лидерства нужно управлять. Сама процедура управления достаточно проста:

а) учет психологических закономерностей функционирования социальной группы (спонтанное проявление групповых реакций, реализация внутренне-групповых целей, функционирования неформального лидера);

б) учет предложенных группе целей производства;

в) создание комбинации из неформальных и навязанных действий (организация рабочей группы по чертами неформальной, переплетение внутренних и внешних целей; осуществление менеджером функций неформального лидера).

Менеджер, становясь лидером, осуществляет свои управленческие функции (планирование, организацию, мотивацию, контроль) через призму неформального лидера. Лидерство в системе управления проявляется по трем направлениям:

а) организация и коррекция деятельности работников:

- постановка ясных целей;

- координация усилий;

- определение результатов;

- выполнение роли ведущего;

б) мотивация деятельности подчиненных:

- вдохновлять на целенаправленную поведение;

- удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей;

- внушение уверенности;

- захват людей своим примером;

- создание групповой синергии (наглядный показ того, что совместная групповая деятельность - это нечто большее, чем арифметическая сумма индивидуальных усилий);

в) обеспечение представительства группы:

- представление интересов группы за ее пределами;

- поддержание равновесия между внутренними и внешними потребностями группы;

- определение перспективы развития группы.

Все сказанное дает возможность сформулировать рабочее определение функции лидерства в менеджерской деятельности. Оно предельно сжаты.

Лидерство - это существенный компонент деятельности менеджера, его целенаправленное влияние на поведение отдельных лиц или целой рабочей группы; инструментами такого влияния выступают навыки общения и личные качества менеджера, соответствующие внешним и внутренним потребностям группы.

Сегодня соревнуются две точки зрения на лидерские способности. Первая утверждает, что лидером нужно родиться и что воспитание лидера - дело безнадежное. Другая точка зрения основывается на том, что лидерские способности развиваются. Правда, для этого необходимы определенные задатки психофизиологического плана - острое внимание, хорошая память, склонность к продуктивного мышления и т.д. Такие задатки характерны для многих видов деятельности коммуникативного профиля. Лидерские способности и особенно лидерская мастерство развиваются в процессе целенаправленной деятельности. Будучи назначенным или избранным на должность менеджера, молодой руководитель должен ознакомиться с арсеналом знаний, которыми должен обладать лидер рабочей группы.



Назад