Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

15.1. Сущность ответственности и этики в менеджменте


В начале XX века руководители бизнеса выражали уверенность в том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество было в выигрыше. Эндрю Карнеги, который занимался производством стали, вложил 350 млн. долл. в социальные программы и построил более 200 публичных библиотек. Джон Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долл. и основал фонд Рокфеллера.

Роберт Е. Вуд, глава фирмы "Серое", утверждает, что нелегко измерить количественно или интерпретировать экономические затраты-выгоды для общества, которые вызваны социальной ответственностью бизнеса. Среди руководителей деловых предприятий Вуд - один из первых, кто выделил среди широкой публики потребителей, местных общин тех, кто получает акции, и рабочих, которые обслуживаются фирмой. Он был защитником подхода к решению социальных проблем не столько из государственных, сколько из менеджерских позиций.

Именно в 50-е годы вышла первая основательная работа на темы социальной ответственности. В книге "Социальная ответственность бизнесмена" Хоуард Г. Боуэн рассмотрел, как концепция социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а осознание расширенной социальной цели при принятии деловых решений может принести социальные и экономические выгоды обществу.

Есть люди, которые рассматривают организацию как экономическую целостность, которая должна только беспокоиться об эффективности использования своих ресурсов. Эту точку зрения активно поддерживал лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен. Он утверждал, что истинная роль бизнеса заключается в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, которая направлена на увеличение прибыли при условии, что он соблюдает правила игры, принимает участие в открытой конкурентной борьбе без мошенничества и обмана.

С другой стороны, есть мнение, согласно которой организация - это несколько больше, чем экономическая целостность. Современная организация является составной частью окружения, что включает в себя много составляющих, от которых зависит само существование организации. К таким составляющим (их называют посредниками) относят местные союзы, потребителей, поставщиков, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, рабочих и тех, кто держит акции. Это багатопрошаркове общественную среду может существенно влиять на достижение организацией ее цели, потому организации приходится уравновешивать чисто экономическую цель с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.

В соответствии с этой точкой зрения, организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют занятости, прибыль и соблюдение закона. Организации должны направить часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Они обязаны жертвовать на благосостояние и совершенствования общества, ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита жизненной среды, охрана здоровья и безопасности, гражданские права, защита интересов потребителей и т.п.

Организационные ценности также имеют большое значение для деятельности организации. Справедливость данного тезиса подтверждается и тем фактом, что большинство людей находятся на втором этапе нравственного развития, то есть они считают, что их обязанность состоит из выполнения обязательств перед другими людьми в соответствии с их ожиданиями. Корпоративная культура самым серьезным образом влияет на поведение членов организации. Например, расследование хищений в нефтяной промышленности США показало, что они воспринимались большинством работников как должное. Сотрудники многих компаний уверены, что если они не будут делать так, как все (то есть как принято), они рискуют потерять свое место.

Культура организации - отнюдь не единственный источник влияния на этику, но она является самой мощной из этих сил, потому что определяет ценности компании. К числу других относятся принятые в компании правила и политика, система вознаграждений, степень заботы организации о своих членов, система благосостояния, соответствие принципов организации труда законодательным и профессиональным требованиям, лидерство и процесс принятия решений.

Экономическая ответственность. Любая коммерческая организация в первую очередь является основным экономическим ячейкой общества, которое несет ответственность за производство необходимых ему товаров и услуг и максимизации прибыли акционеров. То есть экономическая ответственность фирмы сводится исключительно к максимизации прибыли. Данную концепцию предложил и разрабатывает Нобелевский лауреат, экономист Мильтон Фірдмен. Согласно М. Фридмену, деятельность компании должна подчиняться получению прибыли, а ее единственная миссия заключается в повышении прибыли (до тех пор, пока действия организации не выходят за рамки закона).

Однако в странах Европы, Канады и США подобные взгляды подвергаются критике. Отмечается, что практическое подражания тезиса о том, что получение экономической выгоды - единственный долг компании перед обществом, может привести к крайне негативным последствиям для фирмы.

Этическая ответственность. Этично ответственное поведение означает общественно-полезные действия, не предусмотренные законами или не соответствуют прямым ее экономическим интересам. Для того, чтобы поведение организации была этической, ее менеджеры должны придерживаться принципов равенства, честности и непредвзятости, соблюдать права сотрудников. Как неэтичные оцениваются решения, позволяющие человеку или всей организации получать выгоды за счет общества.

Важно различать юридическую и социальную ответственность. Под юридической ответственностью понимают соблюдения конкретных законов и норм государственного регулирования, которое определяет, что может, а чего не может делать организация. По каждому вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов (например, сколько токсичных веществ может быть в промышленных стоках, как избежать дискриминации при найме на работу, какие минимальные требования к безопасной продукции, какого типа товары можно продавать другим странам). Организация, которая подчиняется этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственно, но она не обязательно будет считаться социально ответственным.

Социальная ответственность в отличие от юридического предполагает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отзыв имеет место по отношению к тому, что лежит за определенными законом и регулирующими органами требований или же более этими требованиями.

С другой стороны, соблюдение закона не означает, что организация больше не несет никакой социальной ответственности.

Принятие на себя ответственности носит для организации исключительно добровольный характер и связан с желанием организации внести свой вклад в развитие общества, до которого ее не обязывают ни экономические мотивы, ни законы, ни этика. Как правило, подразумеваются различные действия філантропічного характера, которых никто не требует и которые не приносят компании ощутимой выгоды.

Действия организации в случае возникновения социальных дилемм. Что делать организации, когда она сталкивается с каким-либо проявлением потребностей? Если заинтересованная группа, скажем местные органы власти, предъявляет к компании новые требования, какие действия им следует начать? В теории менеджмента разработан набор соответствующих действий, к которым обращаются компании в подобных ситуациях. Действия эти могут иметь препятствующий, оборонный, пристосовницький и проактивный характер (рис. 15.1).

15.1

Рис. 15.1. Реакция компании на социальные дилеммы



Назад