Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

15.2. Социальная ответственность как добровольная реакция на социальные проблемы общества со стороны организации


Серьезной проблемой теории и практики менеджеризму противоречия между коммерческой эффективностью корпораций и уровнем социального благополучия общества. Речь идет о том, что высоким экономическим показателям хозяйственной активности фирм далеко не всегда соответствуют изменения в социальном положении населения. Ведь известны примеры, когда деятельность корпораций ведет к ухудшению качества жизни людей. Однако, именно благосостояние людей, а не корпоративные преимущества издавна рассматривались как приоритетная цель, основополагающий принцип справедливого управления в обществе.

Коммерческие интересы менеджеров и акционеров совпадают: и те и другие видят цель корпорации в максимизации прибыли. Акционеров мало волнует все остальное, но интересы менеджмента простираются за их пределы: они беспокоятся выживанием корпорации как организации. В данном случае системы ценностей акционеров и менеджеров могут не совпадать.

В повседневной работе менеджеров все большее место занимают общественные дела и вопросы социальных изменений. Эксперты менеджмента подчеркивают, что социальные проблемы сегодня такие же важные, как и вопрос прибыли, хотя в недалеком прошлом бизнесмена интересовал только прибыль.

Какой же смысл вкладывают теоретики менеджмента в термин «социальная ответственность»?

Социальная ответственность - это готовность откликнуться на потребности общества, жертвуя при этом краткосрочным прибылью. Вкладывая в строительство больниц и школ, филантропические программы, безопасность и высокое качество продукции без загрязнения окружающей среды, - все это также подпадает под категорию социальной ответственности.

Американские специалисты в области менеджмента говорят, что на сегодня менеджмент будет формироваться под воздействием социальных приоритетов над целью бизнеса. Уже есть менеджеры, которые в своей деятельности ориентируются на общественную цель и берут на себя большую ответственность перед обществом за результаты частнопредпринимательской практики, чем это было свойственно предыдущим профессиональным управленцам или владельцам.

Постепенно в глазах общественного мнения видоизменяется и сам статус менеджмента. Раньше считали, что менеджмент - это определенная система власти, а сейчас он выступает как важный ресурс общества.

Многие теоретики менеджмента придерживаются мнения, что США все еще скупы на затраты в социальную сферу. После попыток решить свои проблемы конкурентоспособности путем вливания сотен миллиардов долларов в капитальные инвестиции государство открыла для себя односторонність этих мер, особенно если учесть, что лишь незначительная часть этих вкладов доходила до рабочих, совершенствовала их рабочие места и условия труда. Конечно, корпоративная перестройка и дешевіючий доллар могут остановить экономический спад на нужном уровне, но только инвестиции непосредственно в людей является единственным путем, способным вернуть этот спад назад.

Современный менеджмент не может игнорировать справедливые требования трудящихся улучшения своего социального положения.

Пришло осознание того факта, что конструктивная социальная политика фирм и корпораций - не вид благотворительной деятельности, а инвестиции в персонал, в социальный потенциал производства, значимость которого для будущего трудно переоценить.

Споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности.

Аргументы в пользу социальной ответственности:

1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Предприятия, социальные действия которых улучшают жизнь местного населения и ликвидируют необходимость государственного регулирования, могут иметь собственный интерес через выгоды, которые обеспечиваются участием в жизни общества.

2. Изменение потребностей и надежд широкой публики.

3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем.

4. Моральные обязательства быть социально ответственными.

Аргументы против социальной ответственности:

1. Нарушение принципа максимума прибыли.

2. Расходы на социальные нужды.

3. Недостаточный уровень отчетности широкой публике.

4. Недостаток умения решать социальные проблемы, то есть неумение удовлетворить социальные потребности, непрофессионализм.

5. Применение социальной ответственности только с рекламной целью.

Предприниматели и менеджеры должны выбирать такой вариант социальной ответственности, который обеспечивал бы преимущества и способствовал устранению или ослаблению недостатков.

Наибольшим препятствием в разработке программ в рамках социальной ответственности руководители называют требования рядовых сотрудников и менеджеров по увеличению доходов на акцию в поквартальном исчислении. Попытки повысить прибыль и доходы заставляет управляющих отказаться от передачи части своих ресурсов на программы, обусловленные социальной ответственностью.

Организации должны направить часть своих ресурсов и усилий на пользу местных обществ, в которых функционирует предприятие, его подразделения и общество в целом.

Для успешного управления организация должна уметь приспосабливаться и реагировать на проблемы, которые возникают в социальной среде, чтобы сделать это среду более благоприятным для организации. Расходы на социальную ответственность оправданы лучшим отношением общества к фирмы. Это должно вести к повышению лояльности потребителей к производителям продукции, снижение уровня регулирующего вмешательства государства и общего улучшения состояния общества.

Важно также подчеркнуть, что не следует думать, будто бы на социально ответственное поведение способны только крупные организации. Организация по уборке мусора или предприятие, которое торгует пиццей и которое стало спонсором спортивной команды, и маленькое оброблювальне предприятие, которое позволяет школьникам экскурсии для ознакомления с его работой, - все они являются социально ответственными.

Не вызывает сомнения, что прибыль важен для выживания предприятий. Если предприятие не способно вести дело прибыльно, то вопрос социальной ответственности становится академическим. Но организации всегда должны вести свои дела в соответствии с общественных ожиданий.



Назад