Электронная онлайн библиотека

 
 Основы менеджмента

15.4. Меры по обеспечению этического поведения


Большинство этических дилемм - это конфликт между целым и его частью; организацией и индивидом, обществом и организацией. Например, должна ли компания проводить обязательное тестирование своих работников на употребление наркотиков и алкоголя, что может пойти на пользу ей, но ограничивает свободу действий индивидов? Правомерно ли экспортировать товары, не отвечающие национальным стандартам качества, есть другие страны с менее жесткими требованиями? Иногда этично сложные решения вызывают конфликт между двумя группами. Например, что важнее: загрязнение, вызванное стоками предприятия, рабочие места, которые оно создает, являясь крупнейшим работодателем?

Сталкиваясь с проблемой нравственного выбора, менеджеры, как правило, основываются на нормативной точке зрения, то есть определенных нормах и ценностях, согласно которых и принимаются решения. В нормативной этике выделяют несколько подходов к описанию систем ценностей и соответственно принятие этично сложных решений, которые могут быть применены в практике менеджмента: утилитарный подход, индивидуалистический подход, морально-правовой подход, концепция справедливости.

Утилітаристський подход

Основные принципы разработанного в XIX в. философами Иеремией Бентамом и Джоном Стюартом Миллем утилитаристского подхода говорят, что соответствующая нормам морали поведение приносит наибольшую пользу наибольшему числу людей. Индивид, принимающий решение, должен рассмотреть влияние каждого его варианта на все заинтересованные стороны и выбрать вариант, что приносит удовольствие наибольшему количеству людей. По сути, речь идет о поиске оптимального решения задачи. Поскольку полные расчеты могут оказаться достаточно сложными, допускается упрощения условий.

Например, при расчете затрат и результатов в денежном выражении может использоваться простой экономический критерий. Кроме того, принимая решение, правомерно рассматривать только положение сторон, которые непосредственно затрагивают его решение. Утилитарная этика оправдывает также введения в компании запретов на употребление алкогольных напитков и курения на рабочем месте, а в некоторых случаях и после окончания работы, потому что такое поведение негативно влияет на коллектив организации.

Индивидуалистический подход

Индивидуалистический подход предполагает, что морально приемлемыми являются действия человека, что идут ей на пользу в долгосрочной перспективе. Главной движущей силой считается самоконтроль, а все внешние силы, которые его ограничивают, должны останавливаться. Каждый человек выбирает для себя наиболее выгодно в долгосрочной перспективе решение, на основе чего и судит о качестве своих решений. До допустимого относятся действия, что по сравнению с другими альтернативами приносят больше добра, чем зла. Если каждый человек в обществе руководствуется этим принципом, в конечном итоге получается наибольшее возможное добро, потому что, преследуя исключительно собственные интересы, люди учатся угождать друг другу. Если индивид, который стремится к достижению немедленных положительных результатов, идет на ложь и обман, они всего лишь вызывают аналогичные соответствующие действия. Таким образом, индивидуализм сводится к поведению, выгодной другим людям, то есть действия человека начинают соответствовать желаемым для общества нормам. Одна из особенностей этого подхода в том, что он допускает (если таковые необходимы) действия индивида, направленные на приобретение личных краткосрочных выгод, которые вообще не соответствующие общественным нормам. Именно потому, что индивидуализм легко интерпретировать как стремление к исключительно личных целей, он не пользуется особой популярностью в современных высокоорганизованных сообществах, ориентированных на групповые цели. Данный подход в наибольшей степени приближается к области свободного выбора.

Морально-правовой подход

Морально-правовой подход утверждает, что человек изначально наделен фундаментальными правами и свободами, которые не могут быть нарушены или ограничены решениями других людей. Это значит, что этически корректно решение, наилучшим образом защищает права людей, которых оно касается. В процессе принятия решения могут быть учтены следующие моральные права.

1.Право на свободу согласия. Воздействие на другого человека допустим только в том случае, если он свободно дает разрешение на него.

2.Право на частную жизнь. Вне работы человек может делать то, что ей хочется, и имеет право контролировать всю информацию, что касается ее личной жизни.

3.Право на свободу совести. Человек свободен воздержаться от выполнения любого приказа, что противоречит его моральным или религиозным нормам.

4.Право на свободу слова. Человек может обоснованно критиковать этичность и юридическую обоснованность действий других людей.

5.Право на надлежащее поведение. У человека есть право быть беспристрастно выслушанным и право на честное обращение с ней.

6. Право на жизнь и безопасность. Человек имеет право на защиту жизни, здоровья и безопасности.

Предполагается, что этично корректное решение не должно нарушать эти фундаментальные права человека. Таким образом, решение о прослушивании разговоров работников нарушает их право на личную жизнь. Право на свободу слова оправдает действия осведомителей, сообщают руководству организации или государственным органам о незаконных или неуместные действия сотрудников.

Концепция справедливости

Концепция справедливости утверждает, что этично корректное решение должно основываться на принципах равенства, честности и непредвзятости. С точки зрения менеджеров существуют три типа справедливости. Распределительная справедливость требует, чтобы отношение менеджера к подчиненным основывалось на объективных критериях. Таким образом, если решение относится к подобным друг другу индивидов, оно должно в равной степени распространяться и на того, и на другого. Итак, если мужчина и женщина выполняют то же рабочее задание, они получают примерно равную зарплату. Однако если между сотрудниками существуют значительные различия (например, в плане навыков работы или ответственности), отношение менеджмента к ним меняется в соответствии с уровнем квалификации или чувства ответственности, что они проявляют. Но отношение менеджера к подчиненных должно быть четко связано с целями и задачами организации, а не с другими источниками.

Процедурная справедливость требует честного администрирования действиями подчиненных. Правила должны быть четкими, понятными, постоянно и беспристрастно внедряться в жизнь.

Компенсационная справедливость обязывает ответственную сторону возместить людям причиненный ущерб. Более того, люди не должны нести ответственность за события, находящиеся вне сферы их контроля.

Концепция справедливости наиболее близка к мышления, на котором базируется сфера законодательной системы, потому что основывается на действия правил и распоряжений. Данная теория не требует сложных расчетов, как в утилитарном подходе, и не служит личным интересам, что возможно в подходе індивідуалістичному. Она требует, чтобы менеджеры определяли для себя характеристики-атрибута, в соответствии с которыми и оцениваются действия работников. Например, могли бы вы предложить свое решение проблемы компенсации представителям национальных меньшинств ущерба от дискриминации в прошлом? Концепция справедливости поддерживает попытки исправления ошибок прошлого, так же как и в честной игре, и в рамках установленных правил. В соответствии с ней, основанием для разной оплаты труда или продвижения по службе могут выступать причины, связанные исключительно с выполняемыми рабочими задачами. Большинство правил и законов, регулирующих управление человеческими ресурсами, основывается на концепции справедливости.

Современный менеджмент предлагает определенные меры относительно обеспечения этичного поведения.

1. Внедрение этических норм, которые отражают систему общих ценностей, общественных предпочтений и правил этики работников в организации. Например, этическим нормативам запрещаются взятки, подарки, нарушение законов, незаконные выплаты политическим организациям, необоснованные требования, раскрытие секретов фирмы, использование запрещенной информации.

Западный специалист Том Граунт-Смит подчеркивает, что инстинкт наживы следует сдерживать этическими нормами, созданием высоконравственного климата в бизнесе. В развитых странах эти подходы сегодня преобладают. Так, крупные корпорации усиленно афишируют свою заботу об окружающей среде, создают механизмы "экологической безопасности". Лично это касается химических, нефтеперерабатывающих и других предприятий с вредным производством.

Некоторые компании под влиянием этического поведения отказываются даже от выгодной эксплуатации рабочей силы в развивающихся странах. Например, один из мировых лидеров в производстве одежды компания "Леви Страус" недавно прекратила свои капиталовложения в экономику Бирмы и Китая через нарушения прав человека в этих странах.

2. Создание комитетов по этике, основная задача которых - оценивать повседневную практику с позиций этики и этического поведения. На небольших предприятиях эту функцию может выполнять специалист по этике бизнеса (например, адвокат по этике).

3. Проведение социальных ревизий, призванных оценивать влияние социальных факторов на организацию.

4. Организация обучения этическом поведении руководителей и подчиненных.

5. Постоянное информирование работников о случаях высоко-этического поведения через прессу, радио, телевидение и т.д.

6. Проведение совещаний, конференций, симпозиумов по проблемам этического поведения.

Относительно бизнеса этика определяет такие моральные критерии и параметры отношений между производителями и потребителями, служащими и управляющими компании, самими компаниями и государством, которые образуют систему взаимных обязанностей индивидуумов.

Без соблюдения этических норм вся инфраструктура бизнеса, которая во многих случаях строится на основе неформальных соглашений, неформальных контрактов, доверия партнеров друг к другу, будет нарушенной. Поэтому степень доверия партнеров к этических стандартов друг к другу играет существенную роль в бизнесе. Опрос менеджеров, проведенные во Франции, Германии, США, показали, что большинство из них разделяет точку зрения, что здоровая этика является залогом успешного бизнеса.

Существует немало этических критериев цивилизованного предпринимательства, но особую ценность в деловых отношениях приобретает честность и порядочность партнеров. Американский предприниматель К. Редолл писал, что в бизнесе необходимо полагаться на добросовестность индивидуума: это тот сторону свободы, который называется ответственностью.

В целом, 90% общего числа крупнейших американских компаний разработали собственные кодексы этики, значительная часть американских школ бизнеса включили соответствующие курсы в свои учебные программы.

Одной из самых популярных форм закрепления деловой этики является провозглашение этических кодексов или кодексов поведения, которые принимает корпорация. Они являются списком заповедей и правил для служащих (не злоупотреблять служебным положением, не давать взяток, не принимать подарков), или декларированием общих принципов.

Этические кодексы разрабатываются не только фирмами. В США существуют цеховые кодексы, которые применяют группы профессиональных бизнесменов (специалисты по рекламе и маркетингу, маклеры, брокеры, сбытовики и др.). В некоторых отраслях семейные фирмы применяют отраслевые этические кодексы. Это позволяет, с одной стороны, разработать единые нравственные критерии в определенной сфере бизнеса для всех предпринимателей, которые ведут собственное дело в этой сфере, с другой, - упрощают выявления неэтичного поведения конкурентов, создают конкурентные стимулы для повышения качества изделий.

Все больше американских компаний вводят должность «посредника из жалоб трудящихся». В функции посредников входят исследования этических вопросов, консультации для служащих, анализ потенциальных проблемных отраслей. Любой служащий корпорации может обратиться к посреднику и получить квалифицированную консультацию по морально-этических проблем, которые его интересуют.

Большое значение придается этической стороне отношений предпринимателей с потребителями. Речь идет об адекватности рекламы товаров, производимых фирмами, их характеристики.

Воспитание у работников таких качеств, как честность, внимательность, надежность формирует высокую культуру обслуживания клиентов. Объясняя мнение о подчиненности производства интересам потребителя, К. Мацусита - председатель японской корпорации "Мацусита Денки" - отмечает, что потребитель - король. Роль преданного подчиненного заключается в том, чтобы помочь королю принять правильное решение. Тогда вместе, мудрый правитель и его верные подданные, смогут обеспечить процветание общества и нации. Такое кредо многих компаний в отношении к потребителю.

Многие компании идут на значительные финансовые затраты. Так, американская компания "Дженерал моторс" однажды потеряла 3,5 миллиона долларов на одни только почтовые услуги, чтобы предупредить 6,5 млн. обладателей автомобилей дефекты в креплении двигателей.

В корпорации "Кеситл", которая продает сложное медицинское оборудование, существует традиция: три раза в неделю управляющие обязаны позвонить клиенту, который купил у них оборудования до 15 месяцев спустя, и поинтересоваться, доволен ли клиент ее продукцией. В результате выгоду имеет как клиент, так и компания. Клиент чувствует свою значимость для компании, компания, в свою очередь, зная мнение клиента, имеет возможность найти малые проблемы до того, как они перерастут в крупные.

Составляющей предпринимательской этики является культура ведения деловых переговоров между потенциальными партнерами. Деловые переговоры проводятся с целью установления контактов, обсуждения проектов будущих соглашений, совместных действий, решения вопросов, которые представляют взаимный интерес для сторон.

Организация деловых переговоров требует тщательной подготовки, изучения возможностей потенциального партнера, умение общаться в любом культурной среде, знание национальных традиций, привычек, правил этикета. Овладение этикой ведения переговоров является основой для установления искренних и крепких отношений между бизнесменами.

Если в западноевропейских и американских фирмах для налаживания деловых связей достаточно обмена официальными письмами, то японским бизнесменам важен непосредственный контакт с потенциальным партнером и личная встреча. Организуя такую встречу, необходимо обращаться к услугам влиятельного в японских кругах посредника. Японские компании рассматривают контракт не как юридический инструмент, а как основу для налаживания отношений. Устное соглашение имеет для японского партнера больший вес, чем письменный контракт. Это следует из организации японского делового общения на достижение гармонии, согласия и компромиссов. Много японцев рождаются и умирают, никогда в жизни не обратившись к юристу, а много японских компаний не имеют юридической службы для решения конфликтных ситуаций. В соответствии с национальной традицию, сторона, которая вынуждена в ходе делового общения пойти на уступки, имеет право рассчитывать на получение преимуществ в решении какого-либо вопроса.

Устанавливая деловые отношения с японскими бизнесменами важно помнить о соблюдении "права статуса". Официальное общение на равных со стоячими ниже, согласно представлениям традиционной морали японцев, может нести "потерю собственного лица". Поэтому для достижения успехов в переговорах необходимо, чтобы общение велось между людьми, которые имеют примерно равное положение в деловом мире, а будь-какое знакомство с представителями японского бизнеса должно начинаться с обмена визитными карточками. В ходе переговоров важно соблюдать толерантности, корректных и доброжелательных отношений между людьми, которых бы противоречивых взглядов они ни придерживались. Японские бизнесмены пытаются избежать отказов в просьбе, они стараются употреблять такие выражения, как: "это очень трудно", "это необходимо тщательно изучить".

Устанавливая деловые контакты с западными бизнесменами следует иметь в виду их некоторый инфантилизм, нежелание превращать бизнес в науку или тяжелую работу. Кроме телефонного и личного общения, проведения деловых ланчей, обедов, британские предприниматели поддерживают деловые контакты, регулярно посещая конгрессы, семинары и выставки, принимая участие в работе престижных клубов. Английский бизнесмен придерживается "ритуалістичних концепций во взглядах на жизнь", всегда делает так, как принято в обществе. На переговорах позиция английских бизнесменов достаточно жесткая, торгово-политические факторы преобладают над чисто коммерческими. При ведении переговоров привлекается многочисленный фактический, справочный и стратегический материал. Просчитывается каждая позиция, точно фиксируется будь-какая деталь и позиция контракта. Во время проведения деловых переговоров с английскими бизнесменами обсуждается не только контракт, но и широкий круг вопросов, затрагивающих перспективы дальнейшего сотрудничества.

Перед началом деловых переговоров с английскими бизнесменами партнеру необходимо выяснить структуру рынка товаров той или иной фирмы, ее коммерческое и корпоративное «лицо». Начинать переговоры целесообразно из привычных человеческих проблем: погода, спорт, дети. Проводить их следует не на базе чисто коммерческой сделки, а в сфере человеческих отношений. Перед началом встречи необходимо поинтересоваться тем, который есть в распоряжении партнера. Следует помнить, что когда английский партнер пригласил вас на ланч, необходимо в удобное для него время провести такое же мероприятие в ответ. В Германии для налаживания деловых связей достаточно обмена официальными письмами с предложениями о сотрудничестве и просьбой об организации личной встречи с представителями фирмы. Целесообразно при окончании контрактов использовать практику работы через агентские фирмы.

Необходимыми элементами этики делового общения является представление знаков уважения к тем, с кем велись переговоры.

В Англии отправления поздоровчої открытки к Рождеству или до дня рождения, приветы близким расцениваются как проявление вежливости и хороших человеческих качеств, что будет помогать укреплению делового авторитета.

В английском обществе и деловых сферах разработан определенный ритуал дарения и определенный круг товаров, которые считаются подарками, а не взятками. Это записные книжки, календари, зажигалки, фирменные авторучки, на Рождество - алкогольные напитки.

Во Франции не принято вручать подарки партнеру во время первой встречи. Когда заключено соглашение, может быть организована ужин в честь успешного завершения переговоров. По желанию можно вручить сувенир, книгу, которая соответствует вкусам партнера, или пластинку.

Однако этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и тех, кем управляют. Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, которые используются для достижения теми и другими. Например, почти все американцы считают, что неэтично давать взятки иностранному чиновнику ради получения контракта. Действия руководителей и рядовых работников, которые нарушают закон, также следует расценивать как неэтичные.

Таким образом, очень важно, чтобы руководители высокого уровня служили ролевыми моделями надлежащей этического поведения, а организации имели возможность повысить свои этические стандарты.



Назад