Электронная онлайн библиотека

 
 Этика и эстетика

Вступление


Этика и эстетика принадлежат к таким дисциплинам, которые традиционно вызывают интерес многих людей хотя бы потому, что они связываются с достаточно весомыми и авторитетными людьми, например, такими, как Сократ, Сенека, Эпиктет, Аврелий Августин, И.кант, Б.Спіноза и др. Мало существует образованных людей во всем мире, которые бы не слышали прежде, что Сократ был выдающимся моралистом, а Христос и Будда вообще предстали учредителями целых своеобразных этических миров. Некоторые довольно известные философы настолько высоко ставили эти науки, что считали, что именно они должны завершать и увінчувати собой вершину всех философских знаний.

Интересно отметить - а это является общеизвестным фактом, что даже в тех сообществах, где якобы проповедуемые аморалізм и демонстративное пренебрежение этикой, как вот в бандитских группировках, среди совокупностей десоціалізованих лиц, существуют свои своеобразные этики и морали, а также и некая своя особая эстетика, что проявляется в манере поведения, в особых деталях одежды и др. - Все это свидетельствует об определенной обязательность и навязчивость этики и эстетики, об их неминуемой присутствие в человеческом обществе.

Как правило, под этикой понимают науку об нормы и правила человеческого поведения, а во эстетикой - науку о искусство и художественную деятельность, и нельзя сказать, чтобы такое вважання было безосновательным. Однако при более внимательном подходе ситуация здесь выглядит сложнее; мы знаем, что даже в сообществах животных существует нечто похожее на "кодексы поведения" (это особенно касается отношений внутри стай хищников, так называемых брачных игр и др.). Можем ли мы отсюда сделать вывод о том, что нормы человеческого поведения является развитием и продолжением определенных правил и принципов поведения в мире животных? - Следует сказать, что такой вывод не является редким среди нравственной литературы. Так же довольно часто и эстетику рассматривают как такой же развитие реакций животных на внешний вид и действия друг друга. Но, с другой стороны, известно, что те же брачные игры в определенных видах животных из поколения в поколение, из века в век остаются неизменными, что свидетельствует об их генетическую предопределенность, о том, что они являются не результатом произвольного и тем более сознательного выбора. Совсем иная ситуация в человеческом мире: здесь от страны к стране, от региона к региону (а иногда даже от населенного пункта до другого населенного пункта), тем более - от определенной исторической эпохи к другой - нормы поведения и обычаи очень ощутимо меняются, возникают довольно часто капризными и неожиданными, что, таким образом, свидетельствует об отсутствии какой генетической программы в их действиях и проявлениях. Отсюда возникает болезненный вопрос: на чем же держатся такого рода явления, если они не обусловлены генетически? А к тому же: стоит ли относиться к ним достаточно серьезно, если они являются условными и принимаются только на основе соглашения и привычки?

В начальном значении древнегреческое слово "этос" обозначало место пребывания человека, то есть достаточно точно и проникновенно относило этические явления только к человеку. Как же связаны этические проблемы с человеком, ее особенностями, ее природе, ее первыми и собственно человеческими потребностями? - Все эти вопросы - из разряда философских, а потому этику и эстетику от древних времен разрабатывали именно философы, и по перечню основных направлений человеческой интеллектуальной деятельности они относятся к философского ведомства. Итак, углубляться в эти сферы знания - значит заниматься философией. А поэтому с самого начала следует понять, что в этих дисциплинах относятся и рассматриваются очень важны, симптоматические именно для человеческого самоосмысления вопрос. Эти науки имеют отношение к практике жизни, в человеческих поступков, особенностей той территории, которую мы можем назвать территорией человечности, однако мы не должны их упрощать и превращать в заинтересованное обсуждение на досуге, или еще хуже - на болтовню. В конечном счете эти науки являются своеобразным человеческим самоодкровенням. Это значит, что не только степень серьезности при их изучении, но и степень искренности должны быть высокими.

Данное учебное пособие имеет целью содействовать вступлению в проблематику этики и эстетики, он построен в соответствии с программой учебного процесса прежде всего в высших технических учебных заведениях, однако может использоваться и вне их пределов, поскольку в нем речь идет о те темы, которые входят в средоточие этической и эстетической сфер человеческой жизнедеятельности. Выходные идейные основы и структура учебного пособия разработаны доктором философских наук, профессором В.Л.Петрушенком и кандидатом философских наук, доцентом І.М.Сурмай.



Назад