Электронная онлайн библиотека

 
 Этика и эстетика

3. Предмет эстетики. Соотношение этики и эстетики и их структура


В некоторой степени очерченные характеристики этики распространяются и на эстетику и ее важные особенности, хотя речь здесь идет о несколько другом. Слово "эстетика" также имеет древнегреческое происхождение и переводится оно прежде всего и преимущественно как чувственное, чувственное. С давних времен люди заметили, что их чувства возникают достаточно важным фактором поведения, а иногда власть чувств оказывается сильнее доведение ума и здравый смысл. И вообще чувства не живут сами по себе, где отстранен от процессов жизни, а вплетенные в них, поэтому существенно сказываются на всем, что происходит с человеком. Так же люди давно заметили, что чувства действуют и проявляются амбивалентно (вдвойне): они или есть положительными (вызывают удовольствие, приносят удовольствие), или негативными (приносят страдания). Человеческие чувства могут иметь весьма различные источники возникновения: это могут быть взаимоотношения между людьми, ход развертывания определенных человеческих целесообразных действий, состояние человеческого здоровья и самочувствия человека. Однако одна черта человеческой чувственности издавна стала для человека одновременно как очевидно заметна, так и загадочная: речь идет о человеческую реакцию на то явление, что традиционно называют красотой. Почему? - Прежде всего потому, что все другие названные источники чувств не связанные такой степени из наиболее существенными особенностями чисто человеческого отношения к действительности. Последнее подразумевает то, что мы воспринимаем действительность через "экран сознания", то есть через те интеллектуальные образования, формируемые в нашем сознании (знания, образы, представления). Чем богаче и более гибкими будут такие образования, тем ярче и многообразной будет открыта нам действительность. Ощущение красоты, реакция на красоту обусловлены общими особенностями человеческого отношения к действительности, опосредованного сознанием, то есть теми образами и представлениями, что мы их имеем в своем сознании. Поэтому в эстетике такое важное место отведено именно понятию "образа", поскольку там, где есть прямые реакции на действие внешних факторов, тем более - факторов сугубо витального (прямого жизненного) значения, там вести разговор о эстетическое можно разве что через проведение определенных аналогий с человеком и ее восприятием действительности. Следовательно, при том, что мы способны иметь чувство из разных источников, только в таком нашем отношении к действительности, в котором на первый план выходят переживания красоты, гармонии, выразительности в их образном воплощении, мы их имеем в специфически человеческий способ, имеем их, так сказать, всем контекстом своего душевного состояния. Именно такое отношение к действительности, которое вызывается прежде всего и преимущественно нашим чисто человеческим очарованием красотой, возникает предметом эстетики (или эстетическим отношением).

Сила красоты, ее даже можно сказать, непобедимая мощь была давно обнаружена человеческой мыслью и давно стала предметом осмысления, а то и загадкой. Еще в целом ряде мифологических сюжетов явление красоты подавалось как почти всевладне, такое, под чарами которого человек теряла разум, самообладание, шла на любые необдуманные шаги, а то и теряла себя. Можно вспомнить библейскую царицу Савскую, Нарцисса, что влюбился в свое отражение в воде, героев древнегреческого эпоса, Тристана и Изольду, Лейли и Менджуна, героя рассказа М.коцюбинского "Тени забытых предков" и др.

Человеческая чувствительность к красоты достаточно полно и ярко проявляется в различного рода художественно-творческой деятельности, в разновидностях и произведениях искусства. Однако осмысление природы красоты оказалось чрезвычайно сложным и таинственным: уже, например, жизненный опыт позволяет нам обратить внимание на то, что прекрасное, волшебное для одного человека может оставить другую человека равнодушным. Определенное сочетание цветов в одной культуре воспринимается как изысканное, а в другой - как грубое и примитивное. Одни люди (и мыслители) считают явление красоты абсолютно позараціональним, то есть таким, что не может быть объяснено умом, а другие, наоборот, подводят под обоснование этого явления рациональные, даже сугубо научные объяснения (скажем, геометрические, математические, лингвистические, психологические, информативные, этологические и др.).

При общем осмотре эстетического отношения особенно бросается в глаза то, что оно ярко и неоспоримо проявляет себя как такое, что принадлежит к социально-гуманитарной сферы: оно очевидно предстает в окресленнях человеческих интересов, внутреннего выбора, личностных интерпретациях и др. В последних пунктах мы может отметить, что никто не может заставить человека любоваться тем, что для нее предстает как відразне, неприятное, такое, что отталкивает. "О вкусах не спорят" - утверждает известная пословица, и это вполне очевидно. То, что для нас встает в излияниях красоты, не только нас привлекает, поднимает жизненный настрой, но и выполняет роль стимула для жизни, определенным жизненным ориентиром и основой для выбора типа поведения. Психология утверждает, что первые реакции человека на действительность, те образы действительности, что западают ей в душу уже в раннем возрасте, в значительной мере носят характер эстетических реакций, а потом именно эти реакции определяют, что и как будет воспринимать человек, накапливая жизненный опыт. Из такого положения вещей становится понятной важная роль культурного окружения и культурных традиций, внутри которых формируется человек. То есть, эстетические представления человека, его эстетические вкусы, идеалы, реакции так же как и этические нормы, прививаются человеку и формируются в ее сознании под влиянием воспитания, традиций, образования. Но так же, как и в сфере этики, решающая роль здесь принадлежит собственной работе "души", собственным усилиям личности, ибо в эстетическом отношении человек также находится в сфере внутреннего выбора и внутренней свободы., то есть здесь она реализует свои интимные, органические потребности.

Между этикой и эстетикой существуют единство и различие, хотя именно их единство, давно замечена людьми, отмечается прежде всего. Как и ранее, мы склонны считать, что красивая человек должен быть наделенным и высшими моральными доброчесностями, поэтому у нас вызывает отвращение ситуация, когда красота не дополняется нравственностью; в таких ситуациях мы говорим "холодная красота", "уродливая красота", "лицемерная красота". На протяжении длительного времени в различные исторические эпохи существовало (и продолжает существовать) убеждение в том, что искусство должно силой красоты прежде всего пропагандировать и прививать человеку высокие моральные принципы и качества. Особенно такой взгляд культивировался в эпоху реалистического искусства (с середины XIX ст.), когда считалось, что искусство должно стремиться выразить правду жизни, которая никогда не может быть полной и оправданной вне определенными моральными выводами. Следует сказать, что в нашей современной общественной ситуации люди достаточно остро переживают засилье на экранах американских фильмов, которые довольно часто почти воспевают насилие, произвол, жестокость, моральную беспринципность. Как и ранее, мы считаем, что искусство должно будить в нас добрые чувства прежде всего.

Единство этики и эстетики проявляется в определенной степени и в определенной тождества их структур как направлений человеческой духовной деятельности, что в определенной степени соотносится с этическим и эстетическим как особыми сферами человеческой жизнедеятельности. Как правило, в структуре этики и эстетики выделяют: а) сознание (этическую и эстетическую); б) деятельность (соответственно, также этическую и эстетическую); в) результаты этой деятельности. В этической и эстетической сознания присутствуют идеи, теории, взгляды, представления, идеалы, вкусы и соответствующие, т.е. этические и эстетические эмоции, чувства и переживания. Иногда специально разделяют такую сознание на два уровня: уровень идей и уровень чувств. Следует отметить, что в данных сферах человеческой жизни важное место принадлежит именно эмоциям, чувствам, переживаниям, поскольку, как уже отмечалось, этика и эстетика обладают характером душевно-духовной целостности, то есть по условий выбора или предоставление преимуществ ли-то в нравственной сфере,-то в эстетической в этот выбор включаются все человеческие душевные качества, а не только расчет и рациональный проект.

Этическая и эстетическая деятельность возникает проявлением человеческой активности в указанных сферах, хотя эта активность носит в них несколько отличный характер: когда речь идет о эстетическое, то здесь чувства и эмоции играют ведущую, определяющую роль, ведь вряд ли можно творить, например, художественные произведения в состоянии безразличия. В этической деятельности, наоборот, определенные соображения, даже знания и элементарное понимание выходят на первый план, поскольку сама сущность нравственного предусматривает хоть некое умственное ориентирование в нормах и правилах поведения. Поэтому нравственную деятельность со времен Аристотеля называют "практическим умом", то есть речь идет именно об участии умственного соображения в определении того, как когда предстоит совершить. Этическая и эстетическая деятельность также по-разному дифференцированы: эстетическая деятельность делится на виды по сферам и отраслям применения; здесь выделяют художественную деятельность, художественную, прикладную эстетическую деятельность, техническую и промышленную эстетическую деятельность, спортивную и др. Нравственная деятельность также может разделяться по этому признаку (этикет, этика общения, бизнеса и др.), однако важно также различать внутренние составляющие этической деятельности, где фигурируют нравственный выбор, этическое решение, нравственный поступок.

Этическая и эстетическая деятельность не может быть огражден от своих результатов, однако и здесь на первый план выходит скорее различие между ними, чем сходство: результатам эстетической деятельности возникают реальные вещи, эстетические предметы (которые иногда могут быть едва уловимыми, как-вот, например, эстетика поступка, однако в большинстве это картины, скульптуры, здания, орнамент, декор и др.), тогда как результаты этической деятельности носят прежде всего и преимущественно духовно-интеллектуальный характер. Традиционно считается, что первым результатом этической деятельности появляются чувство удовлетворения (или неудовольствие), спокойной совести, положительных реакций на установление мира и согласия между людьми. Однако и нравственная деятельность может приносить вполне физические результаты; например, это может быть спасена жизнь, наделение человека некими материальными благами через благотворительную деятельность.

Обратимся специально к различиям между этическими и эстетическими направлениями человека: в сфере морали выбор, что его осуществляет человек, определяется соотношением положительного и отрицательного, наконец - добра и зла. То есть здесь осуществляется выбор между тем, что, условно говоря, встает со знаком "плюс" и тем, что встает со знаком "минус". В эстетике чувства также могут возникать, как уже отмечалось, положительными или отрицательными, но как те, так и другие все равно принадлежат к сфере эстетического. То есть эстетическими будут как позитивные, так и негативные чувства, то есть чувства, вызываемые восприятием прекрасного, так и восприятием уродливого, злого. Хотя в обычном повседневном обиходе мы довольно часто слово "неэстетично" воспринимаем как "обыкновенное", "уродливое", "отталкивающее". Таким образом, если границы этического определяются отрицанием этики или морали), то границы эстетического сказываются отсутствием или не розрізнянням образного и натурального: там, где мы, например, воспринимаем художественное произведение в прямой проекции на действительность, эстетическое чувство может быть и присутствует, но не отделенным от натуралистического. Поэтому эстетическое противостоит прагматическом: если мы воспринимаем пейзаж исключительно озабоченно, с позиции потребностей производства, это не будет эстетическое восприятие. И наоборот, если мы читаем какой произведение и говорим: "Это ложь, такого в жизни не бывает", то мы также находимся за пределами чисто эстетического отношения. Эстетическое отношение, таким образом, это отношение, что фиксирует дистанційоване, не прямое, не биологически и экологически заинтересованное отношение к действительности, а отношение, что отвлекает нас от прямого участия в действительности, погружает в несколько условный мир (мы бы сейчас сказали: мир виртуальной реальности), но тем самым мир, созданный человеком, открытый человеку, мир со значительным процентом духовного (или душевного) окраску.



Назад