Электронная онлайн библиотека

 
 Этика и эстетика

2. Выделение этической проблематики в особое направление жизнедеятельности в эпоху Нового времени. Современные концепции этики


Окончательное оформление и утверждение этики в качестве особой философской дисциплины, а сферы морали - в качестве особой составляющей человеческого индивидуальной и коллективной жизни, происходит в эпоху Нового времени (современную эпоху), то есть в период от XVII в. до середины XIX века. Это было обусловлено прежде всего и преимущественно тем, что именно в это время вследствие увеличения возможностей опыта, технико-технологической составляющей человеческой жизнедеятельности произошло высвобождение отдельной человеку из многочисленных форм родовой, семейной и социально-государственной зависимости. Отдельный индивид впервые в истории появился самодеятельной единицей и относительно самостоятельным субъектом человеческой жизнедеятельности. Именно теперь перед человеком открылась ничем не сдержанная возможность проявлять свободу выбора жизненного пути и основ собственного поведения. Происходит освобождение процессов социальной жизнедеятельности из-под доминирующих воздействий религии (так называемая секуляризация общественной жизни), а потому начинают відшукуватись принципиально новые ценностные ориентиры для и нормативные требования для человеческих взаимоотношений. Поэтому первой особенностью развития этической проблематики в эпоху Нового времени возникает своего рода автономизация сферы этики, то есть функционирование ее в качестве самостоятельной и самоценной сферы. Однако эта автономизация происходила в несколько своеобразном варианте: целый ряд мыслителей эпохи считали, что вопросы этики касаются исключительно глубинных духовных вопросам человека, а потому отдавали эту сферу в ведение религии, то есть утверждали, что мораль - это дело религии. Этим самым они пытались выводить из-под опеки религии науку, политику, искусство, юриспруденцию, семейные отношения, образование. Христианская церковь не соглашалась с таким сужением своей роли в обществе, однако не отвергала зависимости вопросам жизненного выбора от набожности человека. Другое направление этических разведок носил светский характер: здесь пытались найти основы, корни, причины морали в социальных условиях жизни человека. Как правило, это направление опирался на несколько, как тогда казалось, неопровержимых постулатов: 1) на теорию естественного права человека, которую интенсивно проповедовали Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др.; согласно нее все люди приходят в мир с равными правами и жизненными претензиями и ожиданиями; 2) на то, что в естественном состоянии и по самой своей сути человек является эгоистом, то есть она понимает прежде всего саму себя и заботится о самой себе. Известный французский мыслитель и просветитель Ф.Вольтер в целом ряде своих произведений доказывал, что именно эгоизм людей приводит к тому, что в обществе схрещується бесконечное количество разнообразных индивидуальных стремлений, которые в конечном итоге не дают должной мере реализоваться ни чистом в своих истоках жизненном намерения. Именно непреодолимое человеческий эгоизм приводит к социальной беспорядков и насилия. Поэтому в конечном итоге в философии Нового времени сформировалась этическая концепция "разумного эгоизма", которая утверждала, что жизненные интересы людей должны привести их к необходимости согласования своих эгоистических стремлений, до определенных уступок своими интересами ради общих выгод.

Весомое место в модерновых этических концепциях принадлежало социальным трактовке сущности морали. Их авторы доказывали что человек является существом общественным, а потому и должна согласовывать свои действия с потребностями и интересами общественной жизни. В русле таких взглядов возникла концепция альтруизма (от слова - другому): каждый человек должен заботиться не только о себе, но и о других, а потому в конечном итоге - о государстве, которая одна только может обеспечивать баланс человеческих интересов. Т.Гоббс считал государство лучшим произведением человеческой культуры, а преимущества государства - именно в ее способности направлять эгоистические интересы в русло развития общих интересов.

Религиозные концепции этики исходили из постулата бессмертие души и посмертной вознаграждения, а потому искали основы нравственности в человеческих надеждах на будущее бессмертие. При том в Новое время религиозные концепции этики достаточно тесно сочетались с метафізичними и антропологическим соображениями, то есть с размышлениями о сущности мира и бытия и о природе человека, его место в мире (Б.Спіноза).

Переломным моментом в развитии этики считаются взгляды и идеи И.канта, который начал отстаивать принципиально трансцендентальную природу моральных требований. И.кант считал, что из фактических случаев жизни никак нельзя вывести такие нормы и законы, которые признавались бы всеми безусловно необходимыми и обязательными. Такими характеристиками могут владеть лишь положения, выведенные на основе природы чистого разума. Поэтому моральные нормы является формой выражения умственной принадлежности: это то, что положено делать, исходя не из отдельных ситуаций жизни, а из самой сущности человеческой разумности. В определенной степени это напоминает діаноетичні добропорядочности Аристотеля. Именно такой - абсолютным требованием ума - возникает знаменитый "категорический императив" И.канта, который сформулирован так: действий всегда так, чтобы максима (предельный выражение сущности действия) твоего поведения могла быть возведенным в общий закон поведения. Немного упрощая, можно сказать: то, что ты предполагаешь возможным для себя, скорбя на всех других, и тогда станет понятным, насколько оправданной является твое поведение.

Осмысления нравственных норм в качестве надлежащего превращает их в разновидность человеческих ценностей (ценностная концепция морали) : ведь в таких нормах, поданных в выражениях "надо", "принадлежит", "следует", "достойно", присутствует момент не существующего, но лишь желаемого, ожидаемого. Подхваченные последователями И.канта, такие толкования моральных норм появились в XIX - ХХ веках почти общепринятым. Довольно часто сущность морали и определяется через ценность или оценивания. Приведем два примера: 1) "Мораль возникает как таковой практически-оценочный способ отношения человека к действительности, который регулирует поведение людей с точки зрения принципиального противопоставления добра и зла" (Малахов В.А. Этика. - К., 2002. - С.21); 2) "Мораль существует в двух формах: личностные качества... и совокупность норм общественного поведения и оценочных представлений..." (Этика: Навч. Пособие / В.О.Лозовой и др. - К., 2004. - С.6-7).

В дальнейшем этическая проблематика была развита и детализирована в произведениях Г.Гегеля, который считал, что мораль является одним из неотъемлемых аспектов в развитии единой основы и субстанции мира - Абсолютной идеи. Соответственно, ведущие позиции в этике принадлежат ступенькам самовыражения духа, однако объективного духа, то есть такого, который возникает в действиях общественной истории, ибо только в социальных связях и отношениях дух лишается жесткой единства с индивидом (по условиям такого единства действует субъективный дух). Именно в процессе общественной истории объективный дух возносится ступенями от права через мораль к нравственности (нравственности). А последняя действует в пределах семьи, гражданского общества и государства: как семья нравственность характеризуется через "природный дух", как гражданское общество нравственность в своих проявлениях является внутренне противоречивой, как государство она наконец приобретает характеристики разумной воли. Непременным условием нравственности, дескать, г.гегель считает свободу воли: воля как таковая или, как говорит, дескать, г.гегель, "в своей истине", есть добро, однако свобода воли предусматривает ее выход за собственные пределы, а, следовательно, определенные негативные действия или произвол. Разумная воля предстает как единство свободы и необходимости добра. Следовательно, можно заметить, что гегелевская этическая концепция предусматривает: а) общественно-исторический характер морали; б) ее общественную природу; в) ее органическое единство с правом и политикой. Надо сказать, что все эти черты унаследовал от Г.Гегеля марксизм, несколько усилив и обострив эти характеристики морали, однако решительно отбросив гегелевское абсолютный дух и духовную природу морали.

Л.Фейєрбах перевел рассуждения своих предшественников в русло рассмотрения вопросов, более приближенных к реальным и всесторонних проявлений человека. Так, он начал настаивать на том, что сущность человека включает в себя по крайней мере три ведущие составляющие: разумность, чувства и волю. Только в условиях развертывания всех этих составляющих человек может жить полноценной жизнью. Однако все эти составляющие должны иметь предмет своего направления и обнаружения, а потому самой первой сферой моральных проявлений человека является его отношение к природы, общества и другого человека как в настоящих реалий жизни. Конечно, на первом плане здесь находятся человеческие отношения, которые Л.Фейєрбах называл "наслаждением человеческого общения", однако лишь при условии, что эти отношения устанавливаются по типу "Я - Ты", а не "Я - Оно", то есть когда они не превращают другого человека на дело. Своеобразным индикатором подлинной моральной зрелости человека философ считал отношение к женщинам: если оно является равным и полноценным, это свидетельствует моральную целостность человеческих отношений.

Итак, осмотрев ведущие толкование морали и нравственности в Новое время, можно утверждать, что в отличие от традиционных обществ сфера этики в эту эпоху возникла относительно самостоятельной. Она приобрела здесь достаточно интенсивных философских опрацювань и в целом стала более реалистичной, чем в предыдущих традиционных обществах. В то же время можно отметить неоднородность толкований этики и нравственности, их постепенную эволюцию в направлении плюралізації, а также детализации, в том числе - в сфере выработки новых этических понятий и принципов нравственности.



Назад