Электронная онлайн библиотека

 
 Этика и эстетика

4. Категории, которые передают этические характеристики человека (совесть, честь, достоинство, справедливость)


Вся сфера нравственности оправдывает себя только тогда и в той мере, когда и в какой степени руководство морального сознания, этические понятия и доведение переходят во внутренние правила, ориентиры, характеристики человека. Как уже отмечалось, именно внутреннее отношение к любым явлениям жизни отличает нравственность от других форм регулирования человеческой жизнедеятельности. Среди таких моральных характеристик человека, которые обозначаются соответствующими категориями этики, на первом плане находится совесть.

Совесть - основа нравственного бытия человека. Как этическая категория совесть характеризует способность, на основе сложившихся моральных обязанностей, осуществлять нравственный самоконтроль и самооценку. Итак, совесть выступает как внутренний контрольный механизм сознания. Глубинный смысл понятия “со-весть” означает общее видение, возможность посмотреть на свои поступки глазами других людей или с позиции высоких моральных императивов.

Феномен совести с точки зрения своего определения и структуры является одним из самых сложных для этики. Как только не трактовали совесть в истории этики! - Здесь фигурировали такие разнообразные подходы: это и врожденное человеческое качество, которое не подлежит изучению; это и божественное озарение, которое ссылается грешнику; это и внутренний голос у человека (вспомним “даймоніон” Сократа, “внутренний голос” Сковороды); это и “страж” человеческой души; это и “святилище” человека (так была названа совесть на втором Ватіканському соборе), и т.д. Интересные образы совести подавали некоторые философы: “совесть - это моральный светильник, который освещает хороший путь” (дескать, г.гегель); “совесть - микроскоп, который увеличивает вещи для того, чтобы сделать их четкими и заметными для наших притупленных чувств” (Л.Фейєрбах) и т.д.

Возникновение совести обусловлено целым рядом факторов, среди которых первостепенное значение, как отмечают психологи, этнографы и имеет формирование потребности находиться в небезразличному отношении "к другим", способность к состраданию (В.Дільтей писал о умение поставить себя на место другого человека), а также потребность человека определиться в амбівалентній природе своих чувств, для которых в определенной степени возникает характерными несогласованность, противоречие, непостоянство, когда, например, человек в то же время чувствует и любовь, и ненависть, и сочувствие, и иронию. Безусловным условием формирования совести является способность человека прислушиваться к своим душевных процессов, ее внутренняя чувствительность и наблюдательность, хотя угрызения совести могут действовать и тогда, когда человек хочет сознательно от чего уйти, забыть нечто. В некоторой степени таинственность совести объясняется тем, что она существует и действует не только на уровне сознательного, но и на уровне подсознательного, то есть она указывает на то, в какой мере моральные принципы, моральные нормы и идеалы превратились в действительно органические факторы внутреннего регулирования человеческого поведения. Поэтому для формирования и развития совести нужны гарантии свободы, которые дает и обеспечивает личности общество, богатство ее внутреннего мира, осмысления ней общечеловеческих ценностей, высокие моральные требования к себе, развитая способность самопознания.

Совесть является реальным выявлением характерной для того или иного общества определенной социально-исторической императивности, показателем того, насколько глубоко такая императивность укоренена во внутренний мир личности. Совесть формируется в процессе социализации и воспитания, где сначала действуют факторы и запрета внешнего авторитета, которые постепенно становятся интимно-личностных регуляторами человеческого поведения (или человеческими моральными саморегуляторами).

Этику как науку о морали интересуют различные проявления совести. Разновидности совести могут быть определены на основе определенных признаков: по содержанию (формальная совесть, настоящая совесть), по форме обнаружения (коллективная, индивидуальная), по интенсивности проявлений (активная, приглушенная, страждальна). Диапазон форм, в которых реально проявляется действие совести, достаточно широк: это есть сомнение, болезненные сомнения, угрызения совести, покаяние, исповедь, упрек, самоирония, стыд и т.д. Каждая из них по своему пробуждает, развивает чувство совести, но довольно часто ощущение стыда играет здесь решающую роль. Стыд - прерогатива человека и его уникальная способность. По мнению многих этиков, психологов и педагогов именно из чувства стыда начинается формирование человеческого Я, которое способно воспринять и воспринимает голос “другого Я”. Углубляясь в эти вопросы, мы подходим вплотную к чрезвычайно важному и таинственного в психике человека - ее моральной необходимости действовать по-человеческому учитывая то, чтоб потом не было стыдно за свои действия и свою жизнь. Российский философ В.соловьев дополнил разнообразие определений человека еще одним: человек есть животное, которая стесняется”, потому что считал, что вообще вся мораль “вырастает из чувства стыда” (Соловьев Вл. Соч. в 2-х т. Т. 1. - М., 1988. - С.225, 234).

Стыд считается наиболее ранней формой морального самооценки как исторически, так и психологически. Христианство считает именно чувство стыда первым переживанием человека после грехопадения. Для современных представлений о стыд характерно понимание его как особой формы морального самосознания, тесно связанной с совестью, честью, достоинством. К.Маркс метко назвал стыд гневом, обращен внутрь себя самого. Итак, стыд - самое интимное духовное чувство человека, а поэтому он требует особой деликатности, чувствительности со стороны других людей: человек, очевидно испытывает чувство стыда, нуждается в поддержке и понимании.

В современном обществе (в том числе - украинского) самыми острыми формами проявления стыда выступают: во-первых, осознание личностью своего несоответствия доминирующим в обществе моральным ценностям, стандартам, идеалам; во-вторых, это может быть стыд за несоответствие своего общества нормам высокой нравственности и цивилизованным формам человеческого сожительства (у нас, например, может быть стыдно за отсутствие возможностей реализовать себя в своей стране - моральный аспект проблем иммиграции); в-третьих, человек испытывает чувство стыда, когда идет бесцеремонное вмешательство в ее душевные состояния и она чувствует свою незащищенность, нежелательную открытость своего “Я” для других людей (бывает стыдно за отсутствие этического поведения в политических деятелей, недостойный поступок знакомого и т.д.); по-четвертых, человек может стесняться откровенно проявлять по отношению к другому человеку свои теплые чувства, эмоции; в таких случаях исчезает “накал страстей” в общении, теряется положительная аура, предоставляется, тем самым, большее пространство негативным элементам бытия.

В чем конкретно проявляется моральное значение совести и как она способствует формированию этических характеристик человека?

1) Руководствуясь собственным чувством справедливости и моральными ценностями общества, опираясь на совесть, человек может разобраться в самой сложной моральной ситуации и принять верное, морально оправданное решение.

2) Благодаря совести человек может противостоять различным аморальным или морально сомнительным соблазнам и не нарушать моральные запреты.

3) Голос совести предупреждает об угрозе зла, оберегает от него, срывает с него ложные оболочки.

4) Именно в голосе совести и через совесть моральной человеку дается способность интуитивного распознавания добра и зла.

5) Совесть стимулирует нравственное самосовершенствование личности, пробуждает моральный “беспокойство” (ибо “спокойная совесть есть изобретение дьявола” говорил великий гуманист ХХ ст. А.Швейцер). Чем моральніша человек, тем больше у нее внутренний душевный “беспокойство”, сильнее развито чувство совести, угрызения совести.

6) Наконец, совесть развивает чувство ответственности перед самим собой как перед моральным субъектом, который в своих действиях руководствуется высшими моральными ценностями. Именно совесть пробуждает в человеке способность к внутреннему диалогу и даже споры с самим собой, пробуждает чувство стыда, самоиронии, позволяет проявлять определенную моральную требовательность человека к себе самой. То есть, она свидетельствует, что личность достигла качественного скачка в своем моральном развитии - моральной автономии, моральной рефлексии, морального права оценки и суда над собой.

Когда о человеке говорят, что она совістлива, добросовестная, этим хотят подчеркнуть наличие у нее острого чувства морального долга, ответственности, которая предъявляет к себе высокие нравственные требования. Для нее характерна также отсутствие снисхождения к себе, самодисциплина, избегание оправдания себя за будь-яких обставин. Если совестливый человек руководствуется внутренним контролем, то недобросовестную человека сдерживает лишь внешний контроль. В результате она предстает как эмоционально неразвитая лицо, в которой отсутствует практический опыт переживания “угрызений совести”, недовольства собой, и т.д.

Существует большое количество самых разнообразных приемов освобождение от совести или бегства от нее: ее можно „глушить” водкой или наркотиками, равнодушием ко всему (“все есть суета сует”, “моя хата с краю”), неустанным повседневной жизненной суетой, идти на компромисс с совестью (“все воруют, и я краду”), и т.д. Современное информационное общество с его так называемым "телеграфным стилем" общение порождает опасность манипуляций общественным мнением, приучает к "употреблению" неоправданного, непродуманного и некачественного интеллектуального продукта, что открывает доступ к манипуляций совестью. Но ХХ века породило и тип людей, для которых совесть предстает как зов. Немецкий философ М.Хайдеггер, анализируя такую трактовку совести, отмечает родства совести с истиной. Она заставляет человека вырваться из шумной обыденности в тишину размышлений о своей ограниченности, свою смертность, свое предназначение на Земле.

Чувство совести в отношениях между людьми требует признания и управления такой моральной добропорядочностью, как справедливость. Самым простым будет определить справедливость как требование равенства всех людей. Этимология слова „справедливость” указывает на его происхождение от лат. слова „justitia” - „юстиция”, что означало его связь с юридическим законом. Справедливость, что становится одним из важнейших принципов регуляции отношений между людьми, в первую очередь ассоциируется именно с законом. Итак, справедливость функционирует и в сфере морали, и в сфере правы, но там и там она есть существенно различной. Моральная справедливость предполагает равенство людей, которые являются моральными личностями; то есть, в морали равенство предполагает отношение к каждому человеку с позиции того, что она имеет право на нравственный выбор, имеет свободу воли и признает ответственность за свои поступки. При поэтому каждая таким образом осмысленная личность является неповторимой, уникальной, неисчерпаемой. Что касается права, то здесь признается равенство всех людей перед законом независимо от того, знают ли они законы, или нет.

Понятие справедливости как равенства людей зарождается в первобытном обществе. Один из исследователей проблем справедливости - Поль Лафарг говорил, что жажда мести и чувство равенства составляют человеческие источники справедливости.

От Аристотеля берет начало традиция рассматривать две формы справедливости: справедливость распределения и справедливость, которая уравнивает. Справедливость распределения является разделение благ и обязанностей в соответствии с их вкладом каждого человека в общее общественное благо. Нормы распределения производятся обществом, при том они базируются на трех принципах: „каждому - то же самое, что и другим"; „каждому - по заслугам”; „каждому - по потребностям”. Для современного общества определяющим принципом является принцип „каждому - по заслугам”.

Справедливость, которая уравнивает людей, представляет собой такое распределение благ в обществе, когда не учитываются различия между людьми, их достоинство; иногда такое равенство называют "уравниловкой". Очевидно, что такого рода справедливость может даже подавлять чувство собственного достоинства человека, однако она не оставляет места для зависти и конкуренции. Поэтому оптимальным было бы объединение этих двух форм справедливости.

Главное для морального понятие справедливости является уважение прав и достоинства человека, как она выполняет свои обязанности. Кроме этого, моральное понятие справедливости содержит в себе требование не допускать несправедливости, запрет справедливости ни по отношению к себе, ни по отношению к другим. Другими словами, нужно выполнять свои обязанности, чтобы была справедливость в отношении других и всегда сохранять чувство собственного достоинства.

Античные мыслители поставили перед человечеством одну из самых сложных проблем в отношении справедливости: почему нужно отдать предпочтение в ситуации міжіндивідуального конфликта - творить несправедливость самом ли терпеть ее. Сократ в диалоге Платона „Горгий” высказался на этот счет так: „Я не хотел бы ни того, ни другого. Но когда бы стало неизбежным, или творить несправедливость, или перенести ее, я предпочел бы, чтобы ее перенести” (Платон. Соч. в 3 т. Т.1. М., 1968. - С.287). Наверное такое решение данной дилеммы Сократом можно считать оправданным, по крайней мере, для добросовестного человека: чем творить несправедливость в отношении других людей, уже лучше самому ее перенести, то есть выбрать меньшее зло.

Этические категории достоинства и чести занимают особое место в структуре морального сознания, так как они касаются глубин внутреннего мира человека и выступают основой нравственной культуры личности. Понятие достоинства содержит в себе представление о ценности индивида, насколько у него ярко выраженное личностное начало и осознание принадлежности к человеческому роду. В чувстве достоинства аккумулированная самоуважение личности, недопустимости посягательств на ее субъективность, свободу. Право на достоинство является неотъемлемым правом каждого человека и оно зафиксировано в международных документах, в частности в “Всеобщей декларации прав человека”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, которая символически начинается: “Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах” (Всеобщая декларация прав человека / / Права человека: Сборник международных документов. - М., 1986. - С.22).

Специфика достоинства как этической категории в ее императивно-оценочном характере. Человек должен вести себя с достоинством, то есть - не унижаться и не позволять унижать себя другим людям, в какие бы жизненные ситуации она не попадала. Достоинство как лакмусовая бумага проявляет том, насколько поведение человека соответствует ожиданиям в соответствии с представлениями о статусе и ценность человека.

Антиподом достоинства выступает тщеславие и преувеличена самоуверенность. Граница между самоуважением, моральным удовлетворением от выполненных обязанностей и неадекватной самооценкой очень хрупкая, а ее нарушение вызывает напряжение во взаимоотношениях, разрушает нормальный моральный климат. Тщеславие, конечно, не является тождественной той самоуверенности: вне последней вряд ли человек может действовать должным образом, не губитись в неожиданных ситуациях. Нормальная, здоровая самоуверенность, как правило, стимулирует человека к совершенствованию своих навыков ли-то в профессиональной сфере или в сфере между человеческих отношений. Такого рода ситуации уже неоднократно специально исследовались в моральной практике, в результате чего были выработаны способы их решения, которые были направлены на развитие умения реально оценить себя, свои возможности, научиться смотреть на свои действия с позиции общечеловеческого опыта и вернуть утраченное самоуважение.

В моральной практике выделяют женское и мужское достоинство, национальное достоинство, профессиональное достоинство, личное достоинство и т.д.

Каким образом проявляется достоинство в человеческих взаимоотношениях и человеческой жизнедеятельности? Достоинство реализуется через такие добродетели как вежливость, порядочность, честность, скромность, требовательность к себе, самообладание, благородство. Эталоном порядочности, морального совершенства считается благородство (благородство; это то, что Г.Сковорода называл “аристократизмом духа”). Благородство - качество не врожденное, она приобретается в процессе социализации личности, воспитания и самовоспитания. Вероятно, понятие достоинства зародилось еще в родовом строе. Суровые условия жизни, общественная работа, борьба с враждебными племенами формировали уважение к храбрых, сильных, мужественных людей. Начиная с рабовладельческого общества благородство стало привилегией представителей господствующего класса; оно носило сословный характер и постепенно наполнялись новым личным и нравственным содержанием. Субъектом в моральной регуляции обществах древних цивилизаций становится автономная личность, а не социальная группа. В процессе формирования индивидуального самосознания личности развивается чувство собственного достоинства, чести, которое держалось в том числе и на восприятии индивидом себя как представителя определенного социального слоя или группы. В дальнейшем историческом развитии содержание этических категорий достоинства и чести обогащается, рельефнее в содержании этих категорий проступает взаимоотношения личности с личностью (осознание суб'єктних качеств человека) и взаимоотношения личности и общества (признание социальной ценности личности).

Сопоставимой по категории достоинства выступает этическая категория чести. Понятие чести предусматривает признание достоинства человека, оценка индивида с точки зрения норм определенной социальной группе или целого общества. Поэтому существуют понятия профессиональной чести, воинской чести, рыцарской чести, девичьей чести и т.д. В отличие от представлений о достоинстве, которое базируется на принципе равенства всех людей, понятия чести оценивает их дифференцированно. Если достоинство указывает на проявления в человеке общечеловеческих характеристик, то честь, если она есть, предстает исключительно моей, а не коллективной (хотя представление о ней образуются в коллективном сожительстве).

Этимологически слово “честь” происходит от слова “часть”, что указывает на то, что люди с давних времен представляли себя частью конкретного родового коллектива. Зарождение понятия чести и достоинства) относят к родового строя. В условиях дальнейшей общественной дифференциации, человеческой отчужденности понятие чести связывало с доблестью, благородством. В Древней Греции честь понималась как общественное признание индивидуальной доблести. Возникает новое понятие - честь Отчизны, которая в моральном сознании и на практике приобретает особое значение; в таком словосочетании сама Отечество наделялась субъектными характеристиками. При феодализме был сделан еще один шаг на пути усложнения содержания этической категорий чести: возник известный "кодекс рыцарской чести”. В нем содержались жесткие стандарты поведения - своеобразная системы моральных ценностей. Рыцарский кодекс чести включал в себя 7 добродетелей или навыки: владение копьем, фехтование, охота, умение ездить верхом, плавание, умение играть в шахматы, сочинять стихи своей "даме сердца”. Рыцарь должен был постоянно готовым отдать жизнь за своего сеньора или за даму сердца. Посвящение в рыцари закрепляла за рыцарем право на рыцарское честь, что могла передаваться по наследству.

Современные исследователи понятие чести выделяют характерные особенности чести и достоинства, раскрывают их как парные категории, которые находятся в противоречивом единстве. Например, отмечается и такая их особенность: достоинство может принадлежит человеку по праву рождения или принадлежности к определенной социальной группе, однако честь - это то, чего человек должен добиваться сама. Единство противоположностей характерна и для механизмов функционирования этих категорий: достоинства имеет направленность своего становления и движения от внешнего признания до внутреннего желания его закрепить, а честь, наоборот, от внутреннего стремления человека к общественному признанию. Честь как форма морального самосознания связана с совестью; по выражению А.Шопенгауера, “честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь”.

В проблематике этики выделяют еще и другие категории, которые фиксируют те или иные важные составляющие моральной сферы действительности; это, например, дружба, честность, искренность, раскаяние, смелость, требовательность, общительность, приверженность и др. Однако задачи и объемы данного пособия не позволяют нам в должной мере осветить эти категории; для тех, кто хотел бы ознакомиться с их содержанием, советуем обратиться к дополнительной литературы к теме.

Подведем итоги вопросу: категории, обозначающие моральные свойства и характеристики человека несомненно позволяют нам обратить внимание на достаточно сложные и тонкие явления человеческой нравственности. Знание содержания этих категорий призвано не только предоставить нам ориентации в подходах к морально-этических сторон жизни, но и сознательно направлять свои действия ради оправданных проявлений активности в отрасли собственного нравственного развития.

Выводы.

- В этике, как и в любой тщательно обработанном системе знаний, важную роль играют категории - наиболее важные и общие понятия этой науки, в которых фиксируются и выражаются качественные характеристики моральных явлений и процессов. Отсюда вытекает важность изучения категорий этики, ведь именно в них сосредоточен наиболее существенное содержание морально-этической проблематике.

- Отличительной особенностью категорий этики встает их бинарный (двойной) характер: здесь проявляется такая фундаментальная особенность этики, как ее ценностная природа и устремленность к реализации человеческой свободы.

- Среди всех категорий этики центральное место принадлежит категориям добра и зла, которые самим своим содержанием указывают на выходные особенности нравственности человека - быть в состоянии в любых своих ситуациях осуществлять жизненно важный выбор-то ли в направлении позитивного утверждения человеческого начала бытия, или-то в направлении его деформаций и разрушения. Все другие категории этики базируются на этих двух центральных категориях.

- Соотношение морального добра и зла предусматривает и такие категории, как моральная свобода воли, нравственный выбор и поступок. Все упомянутые явления морали находят свое реальное выявления и приобретают своих оценочных характеристик в поступка - как такого действия, что концентрированно объединяет все важнейшие альтернативы моральных действий и морального поведения.

- Добро и зло, нравственный выбор и поступок возникают принципами и условиями формирования и выявления моральных характеристик человека, среди которых первое значение имеют совесть, справедливость, честь, достоинство, сочувствие.



Назад