Электронная онлайн библиотека

 
 Этика и эстетика

1. Этика коммуникаций и морально-психологические принципы общения


Общение как коммуникативная деятельность включает многогранный мир человеческих отношений, когда одновременно происходит обмен действиями, поступками, мыслями, чувствами, переживаниями, а также обращение человека к собственной души, своих воспоминаний, желаний, совести. Без общения невозможно полноценное развитие человека, как личности. Общение является формой творческой активности, которая помогает засвидетельствовать разные грани человеческого таланта. Отсутствие полноценного общения приносит большие потери человеку, вызывает значительные деформации внутреннего мира и психического состояния. Каждый человек болезненно переносит состояние одиночества и изолированности от окружающих. А. Де Сент-Экзюпери считал общения наивысшей ценностью, самой желанной „роскошью”.

Высший смысл общения - это самоопределение, самореализация, самоутверждение и взаимообогащение одного лица через другую. Но если человек в процессе общения выше всех преподносит саму себя, преследует какие корыстные цели, если для нее все другие становятся лишь средством для удовлетворения собственных потребностей, то такое общение становится аморальным, и оно, фактически, не достигает своей цели. Общение, построенное на грубости, подлости, лжи, приносит большие разочарования, наносит душевных страданий, адских мук. Как выразился один из классиков французской экзистенциальной философии Же. П. Сартр, „ад - это другие”.

Общение считается мерилом нравственной культуры человека. Этика общения удостоверяет нравственность личности, является отражением индивидуальной морального сознания, что является совокупностью конкретных навыков, умений, установок, чувств. Кроме морального сознания важна культура чувств и культура поведения. Морально зрелая личность с сформированным знанием культурных моделей поведения, этикетных правил должна уметь их адекватно использовать в каждой конкретной жизненной ситуации.

Общение предполагает обмен информацией, т.е. коммуникации. Общения и коммуникации не являются тождественными понятиями, потому что имеют содержательные различия. Коммуникация (лат. communico - общаюсь с верующими) - это смысловой и индивидуально-содержательный аспект социального взаимодействия; обмен информацией в различных процессах социального взаимодействия. Общение же предполагает не просто обмен информацией, но и обмен впечатлениями, душевными переживаниями, чувствами, эмоциями, опытом. Способность чувствовать человек приобретает только в общении, которое характеризуется собственно субъект-суб'єктною направленностью. Общение по содержанию является понятием более широким и общим, а коммуникация - конкретным, которое означает лишь один из его типов, то есть социальное взаимодействие. Коммуникация бывает вербальной (словесной) и невербальной - бессловесной, (телесно чувственной, мімічною, знаковым, визуальной). Коммуникация в узком понимании имеет однонаправленный характер, потому что информационное сообщение может касаться кого-кого, в том числе и технических средств, а потому не всегда предполагает субъект-субъектной взаимодействия. В подлинном общении каждый из его участников обращается к своему партнеру именно как к субъекту - неповторимой индивидуальности.

Иногда коммуникацию понимают шире, по-сути, отождествляя ее с общением. Современные философы, прорабатывая проблему общения в аспекте человеческой экзистенции (выявляя наиболее важные особенности человеческого способа бытия), в основном оперируют понятием „коммуникации”. Выдающийся немецкий философ ХХ ст. К.Ясперс противопоставляет „экзистенциальную коммуникацию” повседневному общению. Он трактует ее как „соотношение” неповторимых индивидуальных екзистенцій, как глубоко интимное и личное пение-бытия в истине, с помощью которого реализуется человеческая аутентичность. Современный человек, даже не осознавая этого, всегда чувствует разницу между повседневным поверхностным и глубоким екзистенційним существованием. Концептуальные основы этого опыта как раз и раскрывает в своей коммуникативной философии К.Ясперс. Дополняют эту проблематику этические разработки К. -О. Апеля, в частности его принцип „идеальной коммуникативного сообщества”, а также труда А.Піпера, касающиеся построения целостной системы этических императивов. Обобщенный смысл их наработок можно свести к морального требования: „Поступай так, будто ты являешься членом идеальной коммуникативного сообщества”. Это требование можно назвать "категорическим императивом" человеческого общения.

Фундаментальные теоретические основы общения прорабатываются сегодня в сфере многих гуманитарных наук, прежде всего, психологии, педагогики, социологии, эстетики. И это не случайно, потому что всевозрастающее социальная мобильность, динамизм жизни расширяют спектр человеческих взаимоотношений. Бурный ритм современной цивилизации, стремительное развитие электронных информационных средств соединяют людей разных стран, материков, разных национальностей, конфессиональных и культурных ориентаций. Именно общение, а не просто коммуникация, способно объединить людей в реальную живую сообщество. Потребность человека в общении касается прежде всего диалога, непосредственной встречи с другим реально существующим „Я”.

Рядом с діалогічним всевозрастающего значение приобретает монологическое общение, когда человек общается сама с собой на уровне внутренних диалогов, размышлений, воспоминаний, желаний и т.д. Существенным в человеческом общении является также контакты с окружающим миром: с природными явлениями, представителями живой природы или сакральных памятников, художественных произведений и т.д. Чем шире горизонты такого общения, тем богаче мир личности, а также потребность в творческой активности и взаимном обмене информацией с другими.

Общение предполагает не только интеллектуальный аспект: уровень знаний, эрудированность, владение интересной информацией, умение поддерживать разговор, проявлять смекалку, формулировать мысль, - но включает также чувственно-эмоциональный аспект. Эмоциональной реакцией на общение является состояние удовольствие или неудовольствие, который облегчает или усложняет процесс общения. В типовой коммуникативной ситуации чувство сдерживаются, но при обострении отношений могут „взрываться”. Как правило это происходит тогда, когда человек не способен влиять на развитие ситуации в нужном ей направлении, а значит, теряет контроль над собой. Эмоция (лат. emoveo - возбуждаю, волнует) - это чувственная реакция, возникающая вследствие внешних и внутренних раздражителей, вызывающих изменение в психо-физиологическом состоянии человека. Чувства возникают субъективной реакцией человека на окружающий мир. Культура чувств личности проявляется в адекватности ее эмоциональных реакций коммуникативной ситуации, в способности реагировать на нее, в ее реальном состояния, умение сопереживать тому, с кем происходит диалог, и т.д. Чувства человека формируются и облагороджуються в процессах воспитания и обучения, приобретения жизненного и общественного опыта, в конечном итоге - в самовоспитании. Культура чувств шлифуется, оттачивается путем их содержательного наполнения, обогащения, детализации. Чувства вместе с убеждениями определяют нравственную позицию личности. Понятие добра, милосердия, справедливости, что осознаны человеком рационально (с помощью знаний, ума), в то же время оказываются чувственно (иррационально) в формах доброжелательности, привязанности, симпатии, любви и т.д. В обычном ходе жизни эмоции возникают спонтанно, как произвольные реакции на различные ситуации, без логического анализа или рациональных обоснований. Но они опираются на приобретенные знания, опыт, практику многочисленных общений. Кроме того, человеческие чувства возникают проявлением единства этического и эстетического в отношении к другим. Например, воспитанный и тактичный человек эмоционально доброжелательным взглядом или улыбкой, жестом проявит свое благосклонное отношение к собеседнику. Эмоциональный контакт является важной предпосылкой нормально, результативного общения.

К важных условий человеческого общения следует отнести и определенные особенности людей за их залогом, психо-физиологическими характеристиками. Не всем людям потребность и способность к общению присуща одинаковой степени; это обусловлено психическими и физиологическими свойствами индивида, его определенными природными залогом. От древних времен известны четыре типа человеческого темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик и которые определяют соответствующий характер, способности, особенности психологической реакции личности. За психологическими особенностями люди делятся на интровертов - замкнутых на себя, углубленные в себя, самоспоглядальних, которые в основном являются индивидуалистами, а также на экстравертов - открытых наружу, направленных к контактов, товарищеских, которые являются ярко выраженными колективістами. На способность к общению влияют такие физиологические особенности, которые известный ученый физиолог І.П.Павлов связывал с взаимодействием человека в двух противоположных нервных процессов: возбуждение и торможение. В зависимости от соотношения этих процессов оказываются такие антиподы проявлений человеческого поведения, как: а) сила и слабость, б) уравновешенность и неуравновешенность, в) активность, подвижность и медлительность, инертность. В конкретных случаях на коммуникантов (тех, кто комунікує, или діалогістів, собеседников) также влияет на их самочувствие, состояние здоровья, настроение, что имеет свойство изменяться.

Культура общения в значительной степени зависит от практического овладения человеком его нормами и правилами. Общение можно назвать процессом воспитания и самовоспитания, когда комуніканти активно влияют друг на друга с помощью как вербальных, так и невербальных средств. Вербальное (лат. verbum - слово) общение осуществляется средством устной и письменной речи, а также с помощью электронно-технических средств. Язык является средством передачи мыслей, идей, чувств. Она связана с мышлением и соотносится с общей культурой человека. Культура речи проявляется в умении в зависимости от коммуникативной ситуации использовать или разговорный и литературный язык, обратиться к устной или письменной формы. Для того, чтобы понятно и ясно высказаться необходимо обладать достаточным словарным запасом и уметь мыслить логически ясно и последовательно. Важно следить за чистотой языка, освобождаться от ошибок в произношении слов, от частого употребления слов-паразитов, следить за темпом речи, дикцией, громкостью голоса, его тембром, однако не забывать и о разнообразие языковых коммуникаций. Речь должна соответствовать ситуации, культурном и профессиональному уровню слушателей.

Речевое общение в той или иной степени сопровождается „языке тела”, то есть немовними (невербальными) коммуникативными элементами - жестами, мимикой, взглядом, осанкой, какими выразительными движениями, и т.д. В процессе общения человек сознательно или подсознательно осуществляет различные физические движения, что является частью ее физиологической природы. Даже при значительных усилиях и несмотря на упорные тренировки индивиду не удается полностью контролировать невербальную поведение. Например в затруднительной ситуации у человека лоб потеет, краснеет лицо, дрожат руки, расширяются зрачки, взгляд бегает, и т.д. О характере человека может многое рассказать осанка, походка, жесты, манера одеваться, и т.д. Искусство эффективного общения базируется на умелом использовании системы невербальных средств, воспитании внимательности, наблюдательности, чтобы правильно воспринять, оценить партнера и повести себя в той или иной ситуации.

Цель и цели общение могут быть очень разнообразными; согласно них выделяют такие основные типы общения:

- этикетная (формальный, неглубокий), обусловленный обычаями отношение к людям: например, пассажиры, покупатели, случайно знакомые, которые случайно встречаются по поводу выполнения определенных бытовых нужд;

- деловой (сфера трудовой или социальной деятельности, производство), где образуются определенные социальные сообщества с целью выполнения функциональных обязанностей: например, сотрудники, учащиеся, студенты, другие коллективы;

- товарищеский, которая формируется на базе деловых отношений, когда члены коллектива исповедуют принципы ценностного признание друг друга, чувствуют командное единство, проявляют соучастие, поддержку, объединяются на основе как общего дела, так и идеи;

- дружественный, что предполагает значительно более глубокий уровень духовного единства, особую прочность отношений на основе общих интересов, симпатии, а также психологической совместимости, единства ценностных ориентиров, готовности к бескорыстной поддержки, даже самопожертвования;

- интимный (семейно-брачные и семейные связи), что предусматривает не только дружбу, но и любовь, высокий уровень близости, ответственности, заботы за каждого из членов целой семьи или семьи.

Каждый из приведенных типов общения предполагает соответствующий способ поведения, применение определенных коммуникативных средств. Общаясь, партнеры необходимо влияют друг на друга, и в зависимости от ситуации могут соответственно изменять собственное или чужое поведение. Конкретная взаимодействие субъектов, попытка регулировать ход взаимоотношений с помощью вербальных и невербальных средств определяется как интеракция (лат. inter - между и actio - действие, разрешение; нашим языком дословно - взаимодействие или "действие"). Так, американский психоаналитик Е.Берн (1910 - 1970) выделяет следующие типы интеракций, которые используют в повседневном общении:

- ритуальная взаимодействие, которая построена на привычных фразам типа: „Привет!”, „Как дела?”, „До встречи” и т.п.;

- развлекательная взаимодействие, которая сопровождается разговорами о различные жизненные ситуации, некие общие актуальные события;

- совместная целенаправленная активность, которая связана с решением общих дел, планированием встречи, порядке выполнения тех или иных видов работ;

- пассивная взаимодействие, когда партнеры вынужденно оказались вместе, психологически не настроены друг на друга, но должны о разговаривать;

- игровая взаимодействие (общественная, бытовая, семейная, интимная) - ее используют, чтобы достичь определенных целей, играя (искусственно охотно ли) соответствующую роль. Такая игра иногда граничит с лицемерием, которое основано на фальшивых чувствах;

- интимная взаимодействие, что предполагает доверчивое и откровенное отношение друг к другу при наличии таких элементов общения, что прийні только между этими конкретными людьми.

Если кто инициирует определенный тип интеракции, то другой может его принять или изменить, предложив свой. Каждый человек в силу собственной индивидуальности вырабатывает свой стиль общения. В процессе жизни этот стиль кристаллизуется, формируется склонность к неких типовых черт поведения, усваиваются стереотипные навыки и приемы. Для достижения согласия комунікантам необходимо учитывать особенности такого психологического феномена, как трансакция (досл. с лат. - обращение) - взаимодействие, которая включает раздражения (вопрос) и реакции (ответ) между определенными состояниями „Я”.

Поведение каждого человека предопределяют три разные семейно-возрастные состояния „Я”: „Я - отец (мать)”; „Я - взрослый”; „ Я - дитя”. Состояние „Я - отец” базируется на авторитарном принципе, который содержит указание, догматические требования, поучительные наставления: „Что Вы себе позволяете?”, „Чтобы я больше не повторял”, „ Вы должны...”, и т.д. Такой человек, общаясь апеллирует к тому, что должно быть, чем что является реально. Это критическое состояние, которое не учитывает, что человек может ошибаться, опаздывать и т.д. „Я - взрослый” - это такое состояние личности, которая независимо от возраста ответственно и продуманно относится к решению проблем. Состояние „Я - дитя” предусматривает импульсивную и спонтанное поведение. Ведь дети хорошо усваивают методы приспособления и интуитивно правильно реагируют на различные ситуации. Состояние „ Я - дитя” предусматривает несколько вариантов поведения: естественное „Я - ребенок”, пристосовницьке „Я - ребенок” и „маленький профессор”. Ряд взаимосвязанных сделок направляет ход беседы и партнеры могут выбирать различные состояния как по своей реакции, так и относительно состояния „Я” того, с кем происходит общение.

Общение требует от коммуникантов учета некоторых барьеров, трудностей коммуникации, через которые возможно усложнение взаимоотношений. Эти препятствия могут быть интеллектуального, мотивационного и эмоционального характера. Их четкое определение поможет быстрее найти приемлемые пути для решения различного рода противоречий. Так, эмоциональные барьеры может создать некрасивая и неопрятная внешность, недовольное выражение лица, пренебрежительный взгляд, развязные манеры, грубый тон, негативные нытье, невнимательность. Этика общения требует также учета ряда таких специфических барьеров, касающиеся национальности, языка, конфессиональной принадлежности, политической ориентации и т.д. Учет этих барьеров поможет избежать лишних осложнений в общении и позволит создать положительный эмоциональный климат.



Назад