Электронная онлайн библиотека

 
 Этика и эстетика

2. Коммуникативные черты личности: достоинства и недостатки


Культура общения является одной из наиболее важных форм внешнего проявления внутренней культуры личности. Моральные нормы определяют содержание определенных действий и поступков, мотивов поведения, а культура общения свидетельствует как именно реализуются моральные требования, манера и стиль поведения человека как в повседневной жизни, так и в трудовой деятельности или в обществе друзей и коллег. Внешняя вежливость и тактичность иногда может быть показательной - только ради того, чтобы произвести на окружающих хорошее впечатление, в то же время человек может в душе может оставаться равнодушной и черствой. Бывает и наоборот, когда добрая и милосердная человек проявляет свою чуткость и заботу без особых манер и условностей. Поэтому важна не столько форма и манеры общения, сколько искреннее уважение, почтительность, которые комуніканти проявляют не с целью выглядеть привлекательно, а потому, что их душевные качества не позволят по-другому вести себя с окружающими.

Этическая оценка человеческой деятельности вытекает из единства субъективного и объективного, духовного и практического, взаимозависимости мотивов, действий и результатов. Добрые поступки и добрые намерения бесспорно характеризуют высокую моральную культуру личности. Однако нельзя судить о такую культуру на основании одного или нескольких поступков. „ Когда человек совершает какой-либо моральный поступок, - писал Ф.Гегель, - то это еще не делает ее благотворительной; благотворительной она становится только тогда, когда такой способ поведения является постоянной чертой ее характера”. Направленность поведения, постоянная склонность поступать так, а не иначе, определяет сущность индивидуальной нравственности.

Надо учитывать, что человеческое общение многофункциональное, а потому в разных случаях одна и та же личность может вести себя по-разному: здесь на манеру общения влияют обстоятельства, окружение, собственное самочувствие, особенности коммуникативной ситуации (по-разному может вести себя человек в радостных или трагических случаях). Но никогда моральный человек в общении не позволяет себе прибегать к агрессии, пренебрежения, нетерпимости, грубой брани. Коммуникативные навыки человека формируются в течение всей жизни в процессе воспитания и самовоспитания, когда устоявшимися становятся определенные манеры, движения, слова, а также способ отношения к другим. В этом контексте принято говорить о так называемой „привычное поведение”. В народе говорят: „Посеешь привычку, пожнешь характер” и добавляют: „Какой характер, такое и жизнь”. Привычки закрепляются в результате многократного повторения определенных действий, часто унаследованных, но в основном приобретенных путем подражания и систематической работе над собой через обучение и воспитание.

Моральный человек воспитывает в себе привычку уважительного отношения к окружающим, дисциплинированности, организованности, порядочности. Такой человек вежливый, тактичный, заботится о других, умеет прощать и доверять. Положительное значение привычки в том, что она не требует предварительного осмысления, ибо осуществляется уже механически. Так. Ф.Бекон, считал привычки всевластными над телами душами людей, а потому подчеркивал: „поскольку привычка является главным правителем человеческой жизни, то и надо все силы направить на установление добрых нравов”. Привычки становятся прочными, если опираются на убеждения, то есть глубокое понимание того, что малейшее отступление от нравственности унижает достоинство других и не добавляет чести собственной персоне. Но в определенных ситуациях субъект поведения может изменять своим привычкам, когда оказывается перед сложной проблемой нравственного выбора: человек не всегда может предвидеть некоторые отрицательные последствия своих, на первый взгляд, правильных действий. И. Кант советовал: „Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для любых целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них когда-нибудь станут твоими”. Важно уметь творчески регулировать свои навыки, чтобы не быть рабом собственных привычек. Отступление от собственных морально-этических норм обязательно вызывает в моральной человеку состояние неудовлетворенности собой, внутреннее беспокойство, угрызения совести и раскаяние. Противоречия в процессах коммуникации неизбежны, они появляются вновь и вновь, а поэтому своевременное конструктивное решение каждого противоречия позволяет удерживать межличностную общение на должном уровне. К „золотых правил” общение относятся: равенство, взаимное уважение, доброжелательность, милосердие, терпимость, деликатность, беспристрастность, умение выслушать другого человека, понять ее, тактичность, доверие. Аморальными же чертами в процессе общения считаются: эгоизм, корыстолюбие, бестактность, месть, предательство, коварство, шантаж, неуважение, хамство, грубость, жестокость.

Искусство общаться предусматривает умение перевоплощаться и мастерски играть определенные роли, что принято называть искусством „быть другим”. Известно, что существует существенное различие между человеком, какой она есть „на людях”, в обществе, и человеком, какой она есть „дома”, в одиночестве. Входя в контакты с другими людьми, просто выходя в человеческое сообщество, будто человек надевает маску и становится другим. „Люди-маски” - это те люди, которые умеют перевоплощаться, вести себя иначе, выдавать себя за других в зависимости от ситуации. Мастерство точно играть роль зависит от того, насколько искренне эта роль сыграна. Ведь сознательно или бессознательно человек подражает других, перенимает их привычки, манеры, воспроизводит поступки и действия известных литературных персонажей, киногероев, артистов и т.д. Как отмечает психолог В.Леві: „Сквозь нашу телесную оболочку, как постояльцы отеля, проходит много различных „Я”. Как искусством является умение „быть другим”, так же искусством является и умение „быть собой”. Этого искусства можно достичь благодаря большой работы над собой, всю жизнь направляясь через „других” к себе, пока не достигнешь высшего идеала, когда уже лишним станет играть роли, а сформируется собственный стиль поведения, придет мудрость и появится способность человека быть естественным и искренним. Сегодня это в основном считают признаками наивности и слабости, хотя на самом деле именно эти черты характеризуют интеллигентную и высокодуховную личность, которая отличается целостностью и умением сочетать различные образы, постоянно изменяться в процессе самосовершенствования.

Культура и стиль поведения лица удостоверяет наличие личного имиджа. Сегодня этот срок слишком популярным, особенно в сфере делового общения. Но личный имидж и образ каждого индивида. Он определяется всей совокупностью внутренних и внешних факторов и элементов, которые предоставляют человеку во взаимоотношениях с другими людьми стабильных излияний. Как правило, человек должны проводить сравнение собственного "же-имиджа" и своего имиджа в восприятии других людей. Различают несколько вариантов имиджа, в частности: зеркальный, реальный, идеальный, созданный. Зеркальный - это наше представление о себе, - реальный взгляд на себя со стороны, - идеальный подход к носителя имиджа, который может быть назван ідеалізуючим; создан - это образ субъекта, который является продуктом действий іміджмейкерської кампании. Если созданный имидж „изнашивается”, то есть уже себя не оправдывает, то его заменяют другим.

Современные исследователи по-разному определяют содержание понятия „имидж” (англ. image - образ, образ, изображение, которое связано с лат. - imitari - имитировать), но в основном трактуют как знаковый продукт, который отражает основные черты портрета человека. В основном этот термин употребляют в значении искусственно созданного образа лица или любого объекта, например, фирменного товарного или политического и т.д. Процесс его создания является целенаправленно организованным на достижение четко заданных характеристик. Как подчеркивает исследователь Д.Бурстін: „Речь имиджей царит везде. Она повсюду заменила язык идеалов”. Имидж - это представление о человеке, который передает видимую, фасадную сторону ее образа; в имидже манеры, жесты, мимика, отдельные языковые выражения выступают в качестве наиболее выразительных характеристик. Человек, который является настоящей личностью (героем), удостоверяет свою сущность делами. Герой творит себя сам, олицетворяя возвышенный идеал, созданный имидж временем может и не иметь ничего общего с реально существующим его носителем, то есть имидж носит условное символическую природу. Но заданный человеку имидж может побудить ее к подкрепления его содержания жизненно важными делами. Имидж может стимулировать повышение собственной самооценки, добавлять уверенности, повышать социальную и личную ответственность, способствовать развитию положительных моральных качеств, как-вот доброжелательность, приветливость, вежливость, душевность, и т.д. Следовательно, чтобы совершенствоваться духовно, утверждаться в деятельности, получать уважение среди окружающих человек обязан заботиться о свой личный имидж, постоянно менять его в лучшую сторону, достигая гармонии между своим внешним образом и внутренней сущностью. Конечно, наиболее постоянными имиджами человека есть те, что она обида и создала сама.

Итак, имидж помогает выработать свой личный стиль поведения, который включает в себя и манеру общаться (по фр. манера означает способ действий, приемы общения), которая предстает почти тождественным понятию „стиля”, но больше касается характеристик каких единичных, отдельных, индивидуальных особенностей поведения определенного лица. Способы будто внешними проявлениями внутренней природы отдельного человека, поэтому они частично приобретаются, а частично нам дарованы. Хорошие манеры, учтивое обращение с другими людьми не даются от рождения и не возникают сами по себе. Большое влияние на манеры поведения оказывает социальное микро среду, а также полученное в семье и школе воспитания. Добрыми средствами общения при желании можно овладеть, потому что если человек не задумывается над формой общения, то никакие этикетные кодексы и правила не повлияют на изменение его поведения. В то же время в манерах каждого человека есть несколько он нее самой, от ее начальной психо-физиологической организации, от ее генетики и ауры.

Сформирована и зрелая личность не является безразличной к тому, как его воспринимают окружающие. Такой человек обязательно строит свой идеальный образ (имидж) и критически оценивая себя, пытается выработать и усовершенствовать манеры и приемы общения, которые продиктованы определенным уровнем морального сознания. Именно в молодые годы формируются те добродетели, которые определят способ поведения. Хотя в молодежной среде и культивируются определенные нормы, которые свидетельствуют о принадлежности к определенным группировок, преданность определенным кумирам, все же они не могут быть оторванными от общепринятых правил общественного поведения. Моральные добродетели удостоверяют отношения человека к моральных норм и ценностей. Как утверждал Б.Спіноза, для человека нет ничего более полезного, чем человек. Моральные нормы и ценности реально влияют на человеческое поведение, когда хорошо осознаются, становятся личными жизненными смыслами. Ведь моральные императивы не возможно кому насильно навязать, заставить признать те или другие эталоны морали (что является даже аморальным). Каждый человек опирается на собственный опыт, имеет собственные наклонности, которые творят целостность ее морального образа. Если человек пытается буквально воплотить, повторить в своей жизни тот идеал, который кажется ей абсолютно совершенным, то она рискует мифологизировать свою жизнь, поддаваясь искушению воспроизвести миф в собственной жизни. Поэтому отношение к идеалу должна быть несколько дистанцирован, когда идеал не воспринимается как объект буквального воспроизведения, а служит орінтиром для творческого и самостоятельного осмысления и регулирования собственной жизни. „Очарование идеалом” может лишить человека стремление искать собственный, индивидуальный путь утверждения моральных добродетелей.

Для полноценного общения прежде всего необходимо сочетание вышеперечисленных правил, но первым его гарантом выступает вежливость, по поводу которой М.Сервантес, писал, что „ничего не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”. Радушие и позитивный настрой одного к другому обеспечивают комфортный климат общения, добавляют настроения, предотвращают конфликты. Внешним проявлением вежливости любезный выражение лица, заинтересованный взгляд, привержены жесты, улыбка. Конечно не всегда человек может находиться в хорошем настроении. Иногда обстоятельства служат основанием для грусти, раздражение, а это требует от другого корректности и тактичности. Тактичность предусматривает меру, которой надо придерживаться в разговоре. Корректная и тактичный человек способен почувствовать грань, за которую нельзя выходить во взаимоотношениях. Внимание к другому не должна быть навязчивой и наглой, что коррелируется такой чертой, как деликатность. Она добавляет уравновешенности и сдержанности, помогает лучше владеть собой, оставаться естественным в поведении.

Уважение предполагает уважительное отношение к партнеру, а также показывает степень собственного самоуважения, потому что уважающий себя человек не будет прибегать к оскорблений и унижения достоинства другого. Уважение в этике означает признание ценностного статуса другого, а потому по своей сути имеет глубоко гуманистическая подоплеку. Уважение не сводится к некоему единичного формального акта, а касается целостной морального линии поведения человека, направленной на признание чести и достоинства другого лица. Уважение, как реализация принципа достоинства в процессе общения предполагает добродетель и справедливость в отношении к каждому несмотря на социальный статус (даже преступники имеют право на уважение и защиту собственного достоинства в местах отбывания наказания). В современном обществе мы часто становимся свидетелями неуважения к окружающим, грубых выпадов действий „крутых” безудержных хамов, разъяренных чиновников, унижение слабых, женщин или детей, попустительство элементарных человеческих прав со стороны государственных чиновников и т.д. Человеческое достоинство не позволяет мириться с таким наплывом позора, а поэтому единственным средством сопротивления становится самоуважение. Ведь с моральной точки зрения у человека могут отобрать лишь то, с потерей чего она уже согласна заранее. Морально устойчива человек никогда не согласится на унижение собственного достоинства, не позволит себя позорить. Высокий уровень самоуважения человека - это тот барьер, который не сможет одолеть безудержная грубость и хамство.

Самой ценной особенностью из-среди других в процессе общения моралисты определяют толерантность, которое происходит от латинского слова tolero - „несу”, „терплю”. Эта добродетель базируется на необходимости мириться с неизбежными разногласиями взглядов, ориентаций, стилей жизни. Толерантной называют человека, который признает за другим право быть не таким как „Я”, по-другому мыслить и действовать, хотя сама занимает непримиримо другую позицию. Например, в „Энциклопедии философии” под редакцией П.Едвардса толерантность толкуется как „терпеливая сдержанность относительно того, что не нравится и не приветствуется... Она предполагает существование того, что считается неприемлемым или злым”. Толерантность не употребляется в отношении к тому, к чему мы относимся приветливо. Потому что покрывать - значит мириться с тем, что осуждаем. В сегодняшних не менее драматических обстоятельствах, в чрезвычайно широком и бушующем мире толерантность утверждает право на несовместимость, что позволяет сохранить свободу и самобытность людей, как и определенных социальных групп, политических сил, религиозных общин, культурных организаций.

    Сострадание и милосердие относятся к ценным этических характеристик добропорядочного человека. Эти добродетели особенно преподносит христианская этика, построена на принципе всепоглощающей любви к ближнему. Если мы обнаруживаем уважительное и почтительное отношение к другому, а в душе остаемся равнодушными и черствыми, то такое уважение является ничем иным как фикция. Смысл общения не сводится к исполнению ритуала почтительности, а предполагает проникновение заботами и проблемами другого. Сочувствие и является таким экзистенциально-моральным императивом, который обращен к внутренних переживаний другого субъекта. Сочувствия, сопереживания, сострадания чужие эгоистичным натурам, а чужое горе, неудачи приятные людям злым. „ Сострадании есть главнейший и, может быть, единственный закон всего человечества" - говорит главный герой романа Ф.достоевского „Идиот” князь Мышкин. Проявлять сострадание и сочувствие к другим, делить с ними горе и радость способны лишь высокие духовно лица. В книге Экклезиаста сказано: „Сердце мудрых - в доме плача” (Еккл. 7, 4).

В практическом аспекте соболезнования соотносится с милосердием, которое можно определить как деятельное стремление помочь тому, кто в том потребность. Деятельную помощь под влиянием сердечного сопереживание следует отличать от простых человеческих актов милосердия, которые составляют нравственную ценность сами по себе. Как уважение обращена к признанию ценностного статуса другого, так и милосердия заключается в деятельной помощи другом реализовать свой жизненный смысл. Деятельно помогать другому в самореализации, осуществлении своей миссии - в этом смысл категории милосердия. Если милосердия опирается на толерантность и уважение, то приобретает действительно высокого духовного значения. Религиозная этика определяет для верующего необходимость соблюдения такой добродетели, как милосердие ради спасения собственной души. Искреннее деяния милосердия отнюдь не унижает, а наоборот возвышает человека, что его проявляет. Например, общество, которое потакает права обездоленных, не обнаруживает деятельной заботы о немощных, инвалидов, малоимущих, нельзя считать социально справедливым: оно не является морально здоровым и содержит признаки деградации.

Любовь, что является „формой всех добродетелей”, выступает в этике единственным средством достижения добродетели. Внутренняя способность человеческой воли творить добро и составляет сущность любви; следовательно, любовь - это первая и самая важная нравственная добродетель. На это указывают слова св. Августина, что любовь является формой добродетелей. Добродетель (на греческом arête, а на латинском virtus означают выдержку, мужество, склонность) требует усилий ради достижения некой совершенства, а потому обращена к свободе. В этом смысле следует понимать разницу между моральной добродетелью и природными способностями. Ведь люди от природы могут быть более доброжелательными, чуткими, мужественными, или трусливыми, ленивыми, жадными, и т.д. Природные склонности требуют определенного исправления или усиления в процессе обучения и воспитания. Так, человек, по природе отважная, должна избегать лихачества, амбициозная - напыщенности, добросовестная - излишней щепетильности. Усилиями собственной воле можно приобрести новых моральных качеств, даже если человек не имела природных способностей, которые облегчают формирование определенной черты. Более дорогостоящей и глубже станет кротость того, кто должен был преодолеть врожденную вспыльчивость, чем того, кто от природы спокойный и не склонен к агрессии. Добродетель, как следования к благу, предусматривает любовь, которая способна развить в человеке то, что сделает ее более духовной и гуманной. Сутью каждой любви есть самопожертвование - готовность отдать жизнь другому лицу, например мать - ребенку, друг - собрату, любимый - любимой. Добродетель - это проявление любви и природный ее фундамент. Любовь - это „связь совершенства” (Кол. 3, 14), потому что все добродетели к ней ведут.

„Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

Не радуется неправде, но сорадуется истине,

Все покрывает, верит, всего надеется, все переносит.

Никогда любовь не перестает!” (I Кор., 13, 1-8).

Приведенная цитата из послания ап. Павла звучит как гимн любви, а также раскрывает содержание понятия добродетели как воплощение действенной любви. Ведь любовь без дела мертва. Конечно, не всякое общение вдохновляется любовью, однако плохое такое общение, которое не стремится к этому, не ориентируется на идеал любви, даже в отдаленной перспективе. Если любовь является краеугольным камнем общения, то это углубляет уровень доверия, открытости, взаимопонимания партнеров. В свою очередь, любовь сама по себе возникает как совершенный тип общения, в котором его смысловые, экзистенциальные и моральные аспекты раскрываются в своей наиболее адекватной форме.

Все разнообразие существующих определений любви от простой чувственности и элементарного источники положительных эмоций к сугубо интеллектуального или божественного феномена, от сугубо интимного чувства к пылкой патриотической любви, лишь отражает всю реальную многовекторность проявлений этой основополагающей человеческой добродетели. Ведь мы различаем родительскую любовь, материнскую, сыновнюю, сестринское, патриотическую, а еще „любовь земную”, „любовь небесную”, любовь-страсть, любовь-радость, любовь-благоговение, любовь-самопожертвование, любовь-сострадание, любовь-милость и т.д. Древнегреческий язык фиксирует внимание на таких типах любви как „эрос”, „филиал”, „строгое”, „агапе”, что в итоге указывает на то, что сущность любви является неисчерпаемой и всеобъемлющей, а это подтверждает уже приведенную тезис о любви как добродетель добродетелей, как способность творить добро.

Антагонистической противоположностью моральных добродетелей есть недостатки, которые трактуются как постоянная склонность и способность воли совершать зло. Правда зла ради зла человек обычно не стремится. Иногда мы поступаем зло, желая блага. В основном зло - это ошибки, которые осуществляются тогда, когда добро видят там, где его нет. Тогда речь идет не так зло, как о ошибочное действие, неудачный поступок. Тогда чем отличается моральный изъян от ошибки? Моральное зло осуществляется тогда, когда человек знает, что благо, которое она выбирает, ей не принадлежит, например, вор грабит банк ради денег, или убийца убивает кого, чтобы завладеть имуществом жертвы. Моральный изъян, как и добродетель, является постоянным навыком или пагубной привычкой, которая заключается в сознательной готовности выбора такого блага, которое человек выбирать не должна; при том она уже даже не испытывает угрызений совести. Недостаток дезориентирует личность и в конце концов губит ее. Временная недостаток подчиняет человеческую волю определенном благу, которое заменяет все другие.

Так, вино, выпитое в меру, веселит человека, поднимает настроение, но алкоголик вращает это благо в тяжкое зло для окружающих и погибает сам. Всеобщая бездействие по борьбе с алкоголизмом лишь способствует перерастанию его в большое общественное зло. Сегодня в Украине проблема алкоголизма приобретает катастрофические масштабы. Это уже становится общенациональной недостатком. Курение сигарет диктуется необходимостью успокоить нервы, но курильщик на самом деле порабощает себя, подвергаясь вредной привычке, что лишь усиливает нервозность.

Недостатки в основном порожденные непоміркованістю и скоростью, например в еде и питье. Кто добился значительных успехов в духовной сфере, стал популярным, высокообразованным может подвергнутся такой вади как гордость и тщеславие. Гордость как недостаток заключается в иллюзорном чувстве собственного превосходства над другими. Не одного политика поразила эта вада, что подтверждает истинность высказывания Є.Леца, что „прикосновение трона меняет человека”. К наиболее распространенных пороков принадлежит зависть, которую с гордостью объединяет тот самый фальшивый критерий собственного превосходства, не умение распознать тех истинных благ, которые возвышают человека, преподносят ее материальный достаток или социальный статус. То, что подпитывает гордость одного лица, став предметом зависти ближнего, по-сути „съедает” его. Зависть в крайних формах ведет к желание лишить других тех благ, которыми не обладает сам завистник.

Распространенной человеческой недостатком является гнев, который бывает оправданным как реакция на зло. Но гнев как недостаток основывается на том, что человек подвергается этому чувству, когда не достигает желанного блага, не может преодолеть те препятствия, которые возникают на пути его реализации. Итак, гнев не устраняет, а лишь умножает зло. Гнев является проявлением не столько силы, сколько слабости человека. Хотя в гневе человек является страшной. Ведь сдержаться значительно труднее, а раздражение и гнев возникают легко. О недостатках стоит говорить, чтобы лучше понять их природу с тем, чтобы исправлять, а не приумножать. Недостаток, как и всякое зло, выступает в оболочке блага, поэтому лучше осознать притягательную силу добра. Чем лучше понимаешь благо, тем более тускнеет привлекательность зла.

В межличностных отношениях понимание природы зла и различных человеческих пороков играет особую роль. Дружеские взаимоотношения возможны только при условии высокой нравственной культуры каждого. Они опираются на такие определяющие правила: не посягать на интересы другого и не проявлять равнодушие к партнеру, критически относиться к себе и замечать не столько чужие пороки, как свои собственные недостатки, совершенствовать свою личную культуру, овладевать нормами и правилами морального поведения, основанной на доброжелательности, вежливости, принципиальности и терпимости к окружающим.

В этом контексте особо следует подчеркнуть значении такой добродетели, как рассудительность, которую еще называют кардинальным, потому что она связана с необходимостью преодоления основных природных инстинктов (страха смерти, полового влечения, алчности). Умеренность является добродетелью меры и основная ее задача сводится к овладению чувством жажды. Аристотель, в частности, предоставляет ей определяющего значения, потому что всякая добродетель составляет „золотую середину” между двумя крайностями - дефицитом и избытком. Например, добродетели отваги противостоит трусость, как недостаток смелости, но ее успех порождает такую отрицательную черту как бравада, которая толкает отчаянную человека к неоправданному риску. Без воспитания в себе добродетели рассудительность не возможно достичь надлежащего уровня нравственности, так необходимого для эффективного общения.

Итак, человеческое общение имеет целый ряд условий и правил оптимального осуществления, однако именно оно, безусловно, опирается на важные человеческие моральные характеристики; моральные добродетели и пороки и влияют на процессы и качество общения, и оказываются и корректируются в последнем.



Назад