Электронная онлайн библиотека

 
 Этика и эстетика

3. Этикет. Особенности делового этикета


Культура общения как внешнее проявление внутренней духовной сущности человека включает все сферы повседневной поведения в общественных местах, семейно-бытовые отношения, производственные отношения, товарищеское общение и т.д. В основном регулируются эти взаимоотношения моральными нормами, а также этикетом (фр. еtikuette - ярлык, этикетка), который представляет собой определенный регламент поведения в конкретных заранее известных ситуациях. Этикет как совокупность определенных правил и норм поведения означает соблюдение внешне приличного способа поведения, удостоверяющий внешнюю культуру моральных отношений. Нравственная и эстетическая грани культуры поведения существуют в тесном единстве и взаимодействии. Внешняя поведение человека всегда заметной. С первого взгляда можно оценить уровень воспитанности человека учитывая то, как она одета, как разговаривает, которые манеры, мимика, жесты. Ведь важна не только внутренняя культурность, но и форма общения. Поэтому знание правил этикета, умение ими пользоваться удостоверяет эстетику поведения. Особенно большое значение играет этикет в сфере деловых взаимоотношений. Несколько пренебрежительное отношение к этикета как лишнего „формальности”, или показательной „щепетильность”, по сути вращается на каждом шагу сегодня откровенным хамством, пренебрежением, грубостью.

Этикет является совокупностью определенных норм и требований, которые носят строго регламентированный характер и определяют порядок проведения некой церемонии (приветствие, знакомство, форма обращения к окружающим в общественных местах, поведение в трудовом коллективе и т.п.). Этикет является социально детерминированным, так как правила этикета носят утилитарный характер. Они облегчают взаимоотношения людей, упорядочивая пользования средствами общественных коммуникаций. Этикет позволяет сохранить энергию и здоровье, успокаивает нервную систему, ставит всех в равные условия человеческих взаимоотношений, что приносит в конечном счете удовольствие всем.

История становления этикета достигает давних времен, когда тщательно регламентувались правила приличия отдельных общественных слоев, когда каждое состояние имел свой „кодекс чести” („честь короля”, „рыцарские добродетели”, „христианские благотворительности”, и т.д.). Возникновения самого термина „этикет„ связывают с именем французского короля Людовика XIV, который в ХVШ веке, приглашая гостей на придворный бал всем приглашенным вручил карточки (этикетки) с указанными требованиями относительно надлежащего одежды и правил поведения. Придворный этикет отмечался жесткими предписаниями и строгими требованиями. Главным назначением этикета была организация поведения придворных таким образом, чтобы возвеличить лицо монарха и подчеркнуть статус придворной иерархии.

В давньоісторичні времена содержание этикетных норм отражал станово-классовые взаимоотношения в обществе. Такие правила состоят уже в самых древних рабовладельческих цивилизациях древнего Востока. Так, своеобразная „Инструкция поведения” существовала в древнем Єгипті еще в 2350 г. до н.э. А китайский философ Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) детально разработал церемониал надлежащего поведения регулирования таких основных взаимоотношений: император и подданные; государственные чиновники разных рангов, старшие и младшие, муж и жена, родители и дети. Соответствующие церемониалы направленные на упорядочение отношений, а потому не потеряли своей практической ценности и сегодня.

Нормы благородного поведения приобрели устойчивого характера и в Древней Греции и Риме. Императоры и патриции славились изысканными манерами. Эпоха Средневековья известна своим знаменитым рыцарским этикетом. Рыцарский кодекс чести регламентировал весь образ жизни тогдашнего феодального общества, указывая на различие социального статуса различных слоев. Этикет не касался поведения простых людей, отношение к которым было пренебрежительным со стороны знати. Как высказалась французская писательница Жорж Санд: „ Бедность освобождает от этикета”. Подданные обязаны были лишь беспрекословно склониться перед обладателями. Взаимоотношения между простыми людьми регулировались обычным правом и религиозными заповедями. Отсутствие строгих этикетных условностей не исключала четких требований относительно способа отношение к старшим, родственников, соседей, гостей и т.д.

С развитием буржуазно-капиталистических отношений этикет видоизменяется, теряет станово ограниченный характер, становится менее условным и чопорным. Но представители высшего света старательно оберегают выработаны „испокон веков” правила приличного поведения. Не потерял практической целесообразности знаменитый кодекс чести английского джентльмена, обязанностью которого является соблюдение за будь-яких обставин „элегантной невозмутимости”. Этикет направляется на воспитание сильного и волевого человека, который умеет сдерживать бурные эмоции, раздражение.

Этикет всегда имеет конкретно-исторический характер, так как каждая эпоха, каждое общество, отдельные народы утверждали такие правила общения, которые отвечали социальным условиям, специфическим представлением о прекрасном во взаимоотношениях. Этикет отмечается национальной самобытностью, его специфику обусловливают определенные народные культурные и религиозные традиции, устоявшиеся обычаи, ритуалы, верования, которые достигают древних пластов истории каждого отдельного народа. Например, в Украине было хорошо развито обычное право и необычайной прочностью характеризуется этнопедагогика, что отразилось на нормативности поведения широких народных масс. Проявление вежливости и доброжелательности был неотъемлемым компонентом магических верований. Несоблюдение правил приличия грозило гневом грозных духов, которые наполняли окружающей среды и постоянно наблюдали за людьми. Определенные нормативные требования служили признаком высшего сословного положения, показателем состоятельности, трудолюбия и добропорядочности. Так принято мужчинам при встрече сбрасывать шапки, а замужней женщине не пристало было выходить с непокрытой головой. Человек без головного убора не воспринимался достойно среди окружающих, не мог подтвердить свою социальную состоятельность. Хорошо был развит культ старших, поэтому в приветствии младшие проявляли вежливость к старших наклоном головы, пожатием или целованием руки. Целая система этикетных требований касалась способа обращения с гостями. Стрічаючи гостей, хозяева поклонялись, держа руку на сердце. Было принять проявлять особую почтительность к женщине, здороваясь с которой мужчины снимали шляпу, целовали руку. Украинский этикет отличался особой строгостью относительно сквернословие. Не допустимо было сквернословить дома, где живут духи предков, потому что злые слова могут обидеть и они не будут выполнять охранную функцию. Не разрешалось сквернословить в присутствии старших. Весь образ жизни и труда наших предков испокон веков был обусловлен многочисленными решениями и предписаниями, которые проверялись жизненным опытом.. Этот мудрый опыт - воплощение вечных ценностей человеческого общения, где логично совмещалось жизненно-целесообразное (практическое) и духовно-прекрасное (эстетическое).

Сформировавшись как сугубо сословное и классовое явление, этикет по содержанию характеризовалось стремлением упорядочить систему человеческих отношений, предоставить им цивилизованного вида. По-сути, этикет - это „правила игры” цивилизованных людей, которые в этом тесном мире” отстаивают свое право на „неприкосновенность”, отвоевывают свою „территорию проживания и жизнедеятельности. Этикетные нормы обеспечивают определенное равенство, гармонию и внешнюю красоту человеческих отношений.

Этикет, регламентируя культуру поведения, фиксировал уважение одного лица к другому, поэтому его еще называют „искусством почтительности”. Конечно этикет предполагает некоторую манерность, формальность, „игру в вежливость”, но эти „формальности” компенсируются тактичностью, уважением, вежливостью. Правила этикета уже выверенные временем, практически целесообразными. Современный этикет не носит слишком „церемонійного” характера, является более свободным и демократическим, предусматривает свободу вариаций, практических приемов и способов.

Этикет отражает красоту человеческих взаимоотношений, а потому его наиболее существенными признаками являются целесообразность и красота. Он является гармоничным сочетанием практического, полезного и внешне эстетического - прекрасного. Этикет не призван ограничить человеческую свободу, а лишь ограничить самолюбие, грубость, пренебрежение к другим.

Этикетные формулы вежливости применяются в разных ситуациях, но всегда сводятся к вежливости и доброжелательности. Встречаясь мы желаем „доброе утро”, „добрый день”, „ добрый вечер”, прощаясь говорим „всего доброго”, „спокойной ночи”, нечто прося употребляем „пожалуйста”, за услуги „ чистосердечно спасибо”, за ошибки и неосмотрительность приносим извинения, „извините” и др. В этих формулах стремимся соединить искренность и гуманизм, воспитанность и отзывчивость. Даже в конфликтных ситуациях, в разговоре с человеком, который по определенным причинам не заслуживает уважение грубость и грубость являются недопустимыми. Понятие вежливости включает еще такие разновидности, как корректность, деликатность и тактичность, которые предусматривают умение правильно оценивать ситуацию и соответственно выбирать наиболее адекватные для нее способы общения. Они базируются на чувстве меры, умении не переступать определенную черту в конкретных видах общения, не создавать неудобных для собеседника ситуаций.

Этикет обязательно предполагает сдержанность и скромность поведения, без которых не возможно подчеркнуть уважение к другому человеку. Скромность уберегает даже выдающуюся и неординарную личность от неуважения менее ярких и выдающихся. Ведь есть недостойным подчеркивать собственную величие путем нивелирования ценности другого. Сдержанность позволяет избежать развязности, чрезмерной раскованности, непристойной жестикуляции. Скромность и сдержанность помогут лучше раскрыть самого себя, избавит от необходимости играть не свойственную лицу роль. Однако эти черты не должны перейти в фамильярность, примитивность, когда личность намеренно снижает свою духовность и слишком упрощает обращение равняясь на более низкий уровень взаимоотношений (руководитель переходит на „короткую” расстояние с подчиненными, учитель „по-компанейские” относится к ученикам, что нивелирует посадошанування, может снизить авторитет „шефа”).

Этикет основывается также на требовании точности, обязательности, дисциплины. Говорят: „точность - признак королей”. Эти черты направленные на соблюдение обещания и необходимости выполнения возложенных обязанностей. Без них нет надежности и доверия, особенно в сфере деловых отношений. Но и в семейной этике они являются фундаментальными. Этикет требует от человека вовремя выполнить взятые обязательства, а также умело сформулировать мысль, должным образом оценить обстоятельства, уметь предупредить о непредвиденные осложнения и найти выход с целью исправления неудачно спланированной дела, или при нарушении договоренности. Этикет обязывает лицо не быть равнодушным к обязанностям и уметь признавать свою вину, исправлять допущенные ошибки, извиняться за причиненные хлопоты через собственную недисциплинированность.

Желание быть значительным, подчеркивание собственного достоинства - это сильнейшая потребность человека, поэтому этикет и направлен на подъем достоинства другого человека. Этикет - это не задабривание, потому что фальшивая и примитивная почтительность скорее вызовут сразу, чем уважение. Поэтому при выполнении важнейших этикетных формул следует пользоваться следующими правилами:

  1. Проявляйте искренний интерес к тем, с кем общаетесь.

Желанным собеседником и партнером можно стать тогда, когда зацікавишся проблемами, которые его волнуют. Древний римский поэт Публий Сир сформулировал эту мысль так: „Мы интересуемся другими тогда, когда они интересуются нами”. Разговор надо вести о том, что интересует другой, подчеркивая то, что он больше всего ценит. Даже при необходимости налаживания деловых отношений стоит перед деловой встречей поинтересоваться кругом тем, которые волнуют партнера больше всего.

  1. Демонстрируйте радушие и дарите улыбку.

Улыбающееся лицо излучает доброжелательность и поощряет к общению. Как известно широкая улыбка - это обязательный атрибут американского образа жизни. Американцы на самом деле составляют настоящий гимн улыбке, которую они считают тем ключом, которым можно открыть любые двери, преодолеть все барьеры, чтобы обеспечить психологический комфорт для эффективного общения. Они убеждены, что „ничто не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как улыбка”. В нашей украинской действительности улыбка еще не стало общепринятым атрибутом, чаще встречаются мрачные и грустные лица, а в сфере бизнеса более типичным является деловито-наглый образ „крутого”.

  1. Обращаясь к собеседнику чаще называйте его имя.

Вежливое обращение к другой личности предполагает знание общепринятой формулы обращения - то ли „товарищ”, „ господин”, „госпожа”, „дорогой друг” и др. Но этим не стоит ограничиваться, а следует чаще называть имя, особенно во время деловых встреч. Людям приятно, когда помнят их имя и серьезно к ним обращаются.

  1. Будьте внимательным слушателем, научитесь слушать собеседника.

Поддерживая разговор, будьте терпеливы и научитесь не перебивать. Не забывайте проявлять интерес, задавайте вопросы, которые поощряют собеседника к разговору, направляйте диалог в том направлении, которое касается общих интересов и способствует достижению согласия.

  1. Избегайте конфликтных ситуаций.

Каждый человек стремится отстоять свою позицию, имеет собственное мнение, систему представлений и жизненных ценностей, о чем следует всегда помнить. Ради разрешения дела, или сохранение добрых отношений научитесь не прибегать к категорических суждений. Отстаивая собственное мнение не старайтесь обязательной победы в споре. Помните, что победа в споре может обидеть партнера, особенно в решении деловых дел. Поэтому самым легким способом разрешения спора является ее избежания.

  1. Заботьтесь о опрятность своего внешнего вида.

Опрятность и чистота - это необходимые этикетные требования, поэтому небрежность в одежде, прическе воспринимается как пренебрежение к окружающим. Помните, что подчеркнута экстравагантность привлекает особое внимание, расценивается как вызов другим.

Приведены правила касаются формального аспекта общения построенного на взаимоуважении. Они могут дифференцироваться в зависимости от конкретных условий, ситуаций, культурного уровня тех, кто общается. По содержанию все эти требования должны отвечать принципу гуманности и демократизма.

Деловой этикет действует в сфере производственно-трудовых отношений. Опирается он на общие нормы, хотя специфически к каждой отдельной профессии формируются определенные особые правила. В пределах определенных профессий производятся свои „кодексы чести”, которые позволяют поддерживать дух корпоративной единства (медицинская, журналистская, юридическая, военная этика, бизнес-этика и др.).

Культура служебного общения не возможна без усвоения правил делового этикета. Их незнание создает много проблем, иногда приводит к разрушению предпринимательских планов. Деловой человек, которая ставит целью достижения успеха в бизнесе обязана овладеть тайнами этикета, что позволит более уверенного чувствовать себя, порядочно и честно сотрудничать с другими, создавать в коллективе комфортный микроклимат. Этика деловых отношений усиливает значение культуры общения и производственных коммуникаций.

Что собой представляет деловой этикет, на чем он базируется?

Непременным требованием делового этикета является безупречная внешность, которая обеспечивает представительное восприятия делового человека и является проявлением уважения к другим. Поэтому неуместной есть особая экстравагантность, обилие украшений, яркий макияж, что привлекает чрезмерное внимание. Манера одеваться подчеркивает стиль поведения, индивидуальность человека, его внутреннее содержание. Поэтому по внешности воспринимают человека. Социологические исследования утверждают, что в 85 случаях из 100 первое впечатление о людях составляется на основе внешнего вида. Это доказывает необходимость более внимательно относиться к созданию внешнего имиджа. Практика подтверждает, что окружающие более благосклонно относятся к нарядным и аккуратных людей. Сегодня мода слишком свободная и демократическая, а это обеспечивает свободу выбора. Но в деловом мире существуют определенные протокольные требования. Например, на официальные приемы женщине не разрешается приходить в мини-юбке, прозрачной блузке, слишком открытом декольте, мужчине без пиджака, галстука и т.д. Одежда делового человека может быть разнообразным, но функциональный, строгий и сдержанный по цветовой гаммы. Одежда делового человека не должен отвлекать партнеров от работы, деловых разговоров. Необходимо учитывать недостатки фигуры, чтобы максимально их замаскировать и выровнять пропорции. Одежда для официальных приемов должен отличаться от повседневного. Деловой женщине добавляет уверенности косметика, которой нужно пользоваться умело и умеренно. Осторожными следует быть при выборе духов, запах которых не должен быть резким и навязчивым. Элегантная женщина не одевает много украшений и не объединяет одновременно серебро и золото, осторожно подбирает бижутерию. Деловые мужчины из украшений носят обручальное кольцо или перстень, запонки и зажимы для галстука. Браслеты и цепочки на шее, серьги портят имидж солидного предпринимателя.

Внешнее впечатление о человеке зависит от умения держаться, от осанки, походки, жестикуляции. Это является неотъемлемой частью хороших манер. Прямая и гордая осанка, уверенная походка, скупая жестикуляция создают образ надежной и решительного человека. Хорошую физическую форму помогает поддерживать спорт, которому необходимо выделить определенное время.

Деловой этикет касается культуры речи, которая является первоосновой общения. Грамотная речь, четкая дикция, приятный тембр голоса, приемлемый темп речи позволяют подчеркнуть образованность и профессионализм бизнесмена. Литературность и чистота языка не допускают использования слов-паразитов, нецензурных выражений. Речь всегда должна соответствовать ситуации, культурном и профессиональному уровню слушателей. Ее следует обогащать остроумными шутками, афоризмами, пословицами, образными сравнениями. Деловая речь предусматривает лаконизм, точность и четкость мысли.

В деловом разговоре большую роль играют невербальные средства, то есть язык тела, бессловесное вещания. Ученые утверждают, что выражение лица, поза, жесты и т.п. играют не менее важную роль, чем речь. Поэтому „речь” тела должна гармонировать с вербальным вещанием, дополняя и усиливая его, а не наоборот, вредить. Так как язык тела не осознается, то человеку в невербальных реакциях труднее притворяться и фальшивить. Эта речь легче действует на собеседника, побуждает к открытости и откровенности. Деловой человек должен учитывать это и совершенствовать культуру невербального общения. Здесь не обойдется без специальной подготовки. Американский ученый Алан Пиз рекомендует ежедневно хотя бы 15 минут тренировать свои манеры и жесты, тогда в ответственные моменты общения человек не будет иметь проблем с нежелательными движениями тела и автоматически правильно жестикулюватиме. В то же время будет уметь и „читать” невербальную поведение своих коммуне кантов. По данным специалистов бл. 55% информации мы усваиваем от невербальных знаков в момент речевого контакта - мимика, жесты, 38% - голос (высота тона, тембр), и только 7% - смысл произносимого. Мимикой называют движения мышц лица, а движения других частей тела - это пантоміміка (от гр. - „все” + „мимика”), то есть движения головы, плеч, рук, туловища, ног. Эти движения точно передают психическое и эмоциональное состояние человека.

Невербальная культура делового общения включает такие компоненты, как:

дистанция - различают близкую - интимная, личная, и далекую - социальную и официальную;

рукопожатие - при встрече и прощании, достижении договоренности (может быть безразлично, вяло, неохотно, заинтересовано, приветное);

взгляд - отражает настроение - печальный, веселый, внимательный, пристальный, удивлен, глубокий, колючий и т.д. Глаза - зеркало души”, „окна души”, а поэтому говорят больше, чем слова. Речь точки зрения очень разнообразна. Мы говорим: мудрый взгляд, пустые глаза, печальный взгляд и т.д. Часто употребляем и глагольные словосочетания, как, например: не сводить глаз оторвать, перевести, поймать взгляд, упиваться глазами, бродить, искать, бегать, мерить, обводить, оценивать, встречаться глазами. Одни из приведенных определений является етикетними, а другие не етикетними. Этика делового общения требует, чтобы взгляд не был слишком пристальным (не более 6-7 секунд задерживать взгляд на собеседнику). Неприлично долго рассматривать человека, змірювати взглядом, демонстрировать пренебрежительность. Деловой взгляд не опускается ниже глаз собеседника, а направляется в треугольник, основу которого составляет линия между глазами, а верх - воображаемая точка посреди лба. Важно замечать реакцию зрачков, которая отражает степень заинтересованности, восхищения или отсутствие интереса, равнодушие. Не этично втуплюватись глазами, пристально рассматривать, насильно привлекать взгляд.

улыбка - снимает напряжение, но может быть подхалимской, ироничной, пренебрежительной, а также наигранной и артистичной. Улыбка у етикетному общении считается важнейшим невербальным способом. Улыбаться советуют не столько губами, сколько глазами. Считают, что не самое радушное лицо - это лицо непрофессионала или признак неуспеваемости, невоспитанности. Чешский социолог Ржавчины Томас сказал, что улыбка - это „самое действенное оружие, с помощью которого легче всего проникнуть сквозь панцирь других „Я”. Улыбчивый человек добавляет настроения другим. Даже печальной человеку стоит усилием воли удержать на протяжении четверти часа улыбку, чтобы повеселела на душе и улучшилось настроение. Американец В. Марден в книге „Воля и успех” утверждает, что благородная и искренняя веселость - это примета людей сильных духом и уверенных в своих силах, а потому призывает своих соотечественников идти по жизни с улыбкой радости на лице.

Мимика - это выражение лица и движения его мышц, которые передают изменение настроения: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, страдания. Базируется мимика на многогранности состояния лица, многозначности выразительных движений его мышц. Нам нравятся лица, которые светятся добротой, нежностью, любовью. Фиксированный, „застывший” состояние мышц называют „миной”. Считают, что в выражении чувств, оценок, отношение к собеседнику можно делать до 20 тысяч мимических движений. Но еще Дарвин в книге „Выражение эмоций у человека ітварин” писал, что „каждый индивид сокращает в большинстве случаев лишь определенные мышцы лица в соответствии со своими наклонностями. Эти мышцы становятся более развитыми и потому линии и морщины на лице делаются более глубокими и заметными”. В русском языке принято, например, использовать такие выражения: хмурить брови, наморщить лоб, подмигнуть, закусить губу, вишкірити зубы, искривиться, или : и бровью не повел, и усом не ведет, и глазом не моргнул. Людей отталкивает, в частности, „каменный” выражение лица, застыла мина, лицо-маска, так как трудно разгадать, что за данной невозмутимостью скрывается на самом деле.

Жесты рук - (фр. geste - движение, жест), которые выдают неуверенность, нервозность, страх, беспокойство, возмущение или уравновешенность, уверенность, решительность и т.д. И.кант назвал руку „вытянутым внешне головным мозгом”, а российский ученый М.сперанский подчеркивал, что „рука движется лишь тогда, когда ударит в нее сердце”. Различают жесты - ритмичные, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические, эмоциональные. Поэтому жесты рук безошибочно отражают состояние и настроение коммуне кантов. Недопустимым является избыток жестикуляции, которая должна всегда быть функционально целесообразной. Говорят, что неожиданным жестам стоит больше доверять, чем словам, но взгляда можно доверять еще больше, чем жестам, а реакции зрачков больше, чем взгляда.

Осанка - (фр. pose, poser - ставить, класть), что является невольной или преднамеренной осанкой тела - стройная, ровная, сутулая, сгорбленная, подавленная, скорбная, гордая, надменная. Они отражают внутреннюю позицию человека, его готовность к восприятию, контактирование. Стройная осанка, поднятая голова, расправленные плечи поддерживают надлежащий уровень власти, настраивают на успех. Позу следует держать под контролем сознания, тренировать те положения фигуры, которые предоставляют привлекательности и уверенности. Іміджотворче значение невербальных компонентов общения должно стимулировать будущих бизнесменов до достижения полной гармонии между словесным речью и языком тела.

Деловой этикет является неотъемлемой составляющей бизнес-этики, которая сегодня находится в Украине на стадии активного формирования. Развивается она под непосредственным влиянием существующих общественно-экономических отношений. Сегодня понятие „честный бизнес” приобретает все большую актуальность. В тех странах, где доминирует „закон” и действуют четкие экономические правила, существует понятие „цивилизованный рынок” отсутствуют предпосылки для „нечестного” бизнеса, экономического „мошенничества”. В Украине основной предпосылкой утверждения принципов „честного бизнеса” является внедрение действенного механизма функционирования справедливых юридических и экономических законов. Современная жизнь полна решительных изменений, вызванных демократическими преобразованиями. Хотя происходит это сложно, противоречиво, все же очевидной является всеобщая потребность гражданства в утверждении гуманистических норм в жизни. Предпринимательство не может бесконечно держаться на надувательстве конкурента и потребителя. Поиск легких, обходных путей для достижения 300-процентного дохода всегда связан с нарушением морального и юридического кодекса. Насущной потребностью нашей нынешней экономики является необходимость ликвидации тех условий, которые порождают моральные явления в сфере предпринимательства. Если фирма нарушает принципы справедливости, не придерживается этики сотрудничества (ложь, основание, сокрытие доходов), тогда страдают интересы и права гражданства в целом.

Культура бизнеса держится на этической культуре деловых людей, которые считают высшей ценностью собственную репутацию честного бизнесмена. Очевидной является такая закономерность - чем выше культурный потенциал народа, чем более цивилизованно развивается экономика, тем меньше оснований для нечестного бизнеса. В высокоразвитых странах позорными и аморальными становятся понятия вроде „украсть”, „соврать”, „подставить”. По утверждениям специалистов для предпринимателей в шесть раз дешевле обходится удержания старых клиентов, чем завоевание новых. Поэтому уважение к потребителю, а также к партнеру по бизнесу является делом приоритетной. Реклама требует огромных средств, но некачественный товар сведет на нет все затраченные средства. На завоевание высокой репутации необходимо ждать годы, но теряется она мгновенно.

Современный деловой человек должен осознавать свою миссию, а потому заботиться о воспитания таких качеств, как порядочность, надежность, компетентность. В этом деле поможет усвоения всех норм делового этикета. Хорошо воспитанный функционер не подведет свою фирму, когда все сделает вовремя и правильно: ответит на звонок, не сорвет встреча, не забудет срочно послать факс, не обнаружит невежливости, грубости, розсіяності и т.д. Весь персонал фирмы несет ответственность за полученную прибыль, поэтому каждый должен чувствовать свою причастность к общему делу. Зарубежный бизнес развивается по определенным правилам, которые определены деловым этикетом.

В деловых людей всего мира есть понимание значения делового этикета, обязательности его функционирования. Если деловые партнеры нарушают этикетные требования, с ними никто не будет вести дела, никто не будет заключать соглашение с теми, кто с первой же встречи повел себя не по правилам. Правда иностранные партнеры, тщательно соблюдая этикетных норм в своих странах, с украинскими „крутыми” ведут себя по „внутренним” правилам, а потому сами нередко прибегают к грубого обмана неопытных новичков.

В бизнесе, как и в общении в целом, ведут себя соответственно, уважают только равных себе. Поэтому этикет в предпринимательстве - это основа равенства, предпосылка выгодного сотрудничества. Бизнес, хотя и действует по своим принципам, но они опираются на культуру и нравственность.

Цель бизнеса - прибыль, но честность должна стоять выше прибыли. Если для бизнесмена деньги и выгода - это конечная цель, то это не означает, что „цель оправдывает средства”. нечестные деньги несут угрозу падения, преступления. Поэтому для предпринимателя важно осознавать истинную ценность денег, которые всегда являются лишь средством, а не самоцелью. Деньги необходимы как средство, с помощью которого можно творить добро, повышать благосостояние, способствовать благотворительности. Для бизнесмена прибыль является целью, но не менее важной должна быть сама „дело”, труд. Успешные, умные и рискованные сделки добавляют азарта к дальнейшей коммерческой деятельности. Успех и удача держатся на разумном риска. В честном бизнесе сама работа является удовольствием, но в то же время вращается и материальным вознаграждением. Социальная справедливость реализуется в обществе через прозрачную систему налогов, когда действует принцип - „каждому по труду”. Бизнес-этика учит, что коммерческая деятельность базируется на профессионализме, рассудительности, высокой культуре, когда „честь предшествует прибыли, как молния предшествует грома”.

Этическая оценка трудовой деятельности человека вытекает из единства субъективного и объективного, взаимозависимости мотивов, действий и результатов. Оценивая действия предпринимателя мотивированный мы делаем вывод о нравственности или безнравственности самого субъекта.



Назад